Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 62 |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.01. Психология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z37_03_01_Пс-3-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 98 | 98 | 98 | 98 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 62
Протокол от 11.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой д.полит.н., проф. Я.Ю. Шашкова
1.1. | Целью курса является формирование у студентов системных знаний о политической сфере общественной жизни, о механизме реализации властных решений, о политических системах и режимах, о политической культуре, многообразии интересов социальных, этнических, конфессиональных групп, о демократии и ее основных принципах, в частности, плюрализме и толерантности, об актуальных проблемах и процессах политической жизни и методах их анализа. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04 |
ОК-2 | способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции |
ПК-9 | способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Основы устройства и функционирования политической сферы в обществе, специфику политической социализации, политические интересы личности, политическую стратификацию общества, особенности политического сознания, понятие политической культуры; особенности групповой социализации, содержание демократии как политического режимаи и ее основные принципы; содержание принципа толерантности, особенности его реализацию в групповой (коллективной деятельности), специфику политической культуры у социальных, этнических, кофессиональных групп; основные политические процессы, протекающие в современном мире и современной России, актуальные проблемы в рамках этих процессов, способы вычленения актуальной политической проблематики, методы сбора, анализа и проверки достоверности информации по актуальным политическим проблемам. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | использовать полученные знания для эффективной работы в коллективе по реализации общественно-значимых интересов, интересы; вычленять специфические интересы социальных, этнических и конфессиональных групп, выявлять идеологии, отражающие эти групповые интересы; выявлять общие цели и интересы у представителей различных социальных, этнических, конфессиональных и культурных групп, оценивать эффективность коллективных действий; вычленять актуальную политическую проблематику, осуществлять сбор информации и формулировать темы для публикаций в рамках этой проблематики, анализировать публикации, посвященные актуальным проблемам. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками организаторской работы по объединению представителей различных социальных, конфесстональных, этничесских и культурных групп;навыками толерантного отношения к коллегам по групповой деятельности в сфере реализации общественно-значимых интересов;навыками просветительской деятельности по формированию толерантных отношений в коллективе; выбора актуальных политических проблем и тем на международном, российском и региональном уровне,методами сбора, анализа информации в рамках данной проблематики, методами определения достоверности актуальной информации о событиях и процессах в политической сфере. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в политологию | ||||||
1.1. | Основные этапы становления политической науки | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2 | Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
1.2. | Предмет, методы и функции политической науки | Сам. работа | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.4, Л2.8, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
1.3. | Российская политическая традиция | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2 | Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
1.4. | Основные политологические школы современности | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2 | Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
1.5. | Политическая наука в России:эволюция и специфика | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2 | Л2.4, Л2.8, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
Раздел 2. Политика и ее социальные основы | ||||||
2.1. | Социальные группы как субъекты и объекты политики | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2 | Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
2.2. | Политика как общественное явление | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-2 | Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
2.3. | Политические элиты и лидерство | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2, ПК-9 | Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
2.4. | Демократия и гражданское общество | Практические | 1 | 2 | ОК-2, ПК-9 | Л2.5, Л1.3, Л2.9, Л1.2 |
Раздел 3. Формирование и функционирование политической власти | ||||||
3.1. | Политическая власть | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2, ПК-9 | Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
3.2. | Политическая система общества | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2, ПК-9 | Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
3.3. | Политические режимы | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2, ПК-9 | Л2.5, Л1.3, Л2.3, Л1.2 |
3.4. | Избирательные системы и электоральный процесс | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2, ПК-9 | Л2.1, Л2.5, Л1.3, Л2.3, Л1.2 |
Раздел 4. Политические институты | ||||||
4.1. | Государство как политический институт | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-2, ПК-9 | Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
4.2. | Политические партии и партийные системы | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2, ПК-9 | Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
4.3. | Общественно-политические движения и организации | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2, ПК-9 | Л1.3, Л2.3, Л1.2, Л2.7 |
Раздел 5. Личность и неинституциональные основания политики | ||||||
5.1. | Личность в политических отношениях и процессах | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2 | Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
5.2. | Политическое сознание | Сам. работа | 1 | 3 | ОК-2 | Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
5.3. | Основные идеологии современности | Практические | 1 | 2 | ОК-2 | Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
5.4. | Политическая культура | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-9 | Л2.4, Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
5.5. | Политическая социализация | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-9 | Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
Раздел 6. Политические процессы | ||||||
6.1. | Понятие политического процесса | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2 | Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
6.2. | Политический конфликт и кризисы | Сам. работа | 1 | 3 | ОК-2 | Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
6.3. | Политическая модернизация и демократизация | Лекции | 1 | 2 | ОК-2, ПК-9 | Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
6.4. | Политическая модернизация и демократизация | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2, ПК-9 | Л2.5, Л2.2, Л2.6, Л1.1 |
6.5. | Международные политические процессы | Сам. работа | 1 | 6 | ОК-2 | Л2.4, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
6.6. | Роль России в международных политических процессах. | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2 | Л2.1, Л2.4, Л2.5, Л1.4, Л2.6, Л1.2 |
6.7. | Политический менеджмент и технологии | Сам. работа | 1 | 4 | ОК-2 | Л2.4, Л2.8, Л2.6, Л1.1, Л1.2, Л1.5 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Основные этапы становления политической науки. 2. Политология как наука. 3. Основные политологические школы. 4. Российская политическая традиция. 5. Политика: подходы к пониманию. 6. Свойства и функции политики. 7. Политические элиты. 8. Политическая власть. 9. Политическая система: понятие, структура, функции, типология. 10. Тоталитарный политический режим. 11. Авторитарный политический режим. 12. Демократия и демократический режим. Гражданское общество. 13. Государство: понятие, теории происхождения, признаки, функции и типы. 14. Государственное устройство РФ. 15. Политические партии. 16. Партийные системы. 17. Политическое сознание. Политическая идеология. 18. Основные идеологии современности. 19. Международные отношения: понятие, структура, виды. 20. Политический процесс. Политическая модернизация. 21. Политический процесс. Демократизация. 22. Политический менеджмент и политические технологии. 23. Избирательные системы. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
ФОС находится в отдельном приложении и хранится на кафедре |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Мухаев Р.Т. | Политология:: учебник | М. : Проспект, , 2015 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=251774 |
Л1.2 | Отв. ред. В.Д. Перевалов | Политология : учебник | М.: Норма; Инфра-М, 2013 | |
Л1.3 | Мухаев Р. Т. | Политология: учебник | Москва: Юнити-Дана, 2017 | biblioclub.ru |
Л1.4 | В. П. Пугачев | Политология: [учебник] | М.: АСТ, [2010] | |
Л1.5 | Гаджиев К.С. | Политология: базовый курс: учебник для бакалавров | М, Юрайт, 2012 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Мухаев Р.Т. | Политология: учебник | М.: ЮНИТИ- [ДАНА], 2010 | |
Л2.2 | Лавриненко В.Н. | Политология: учеб. для бакалавров | М.: Юрайт, 2011 | |
Л2.3 | Соловьев А. И. | Политология. Политическая теория. Политические технологии.: учебник для вузов | Аспект Пресс, 2010 | |
Л2.4 | И. А. Василенко | Политология: учебник | М.: Юрайт, 2011 | |
Л2.5 | К. С. Гаджиев | Политология: учебник | М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/0EF53660-8133-4D34-8097-AEE9D984937E |
Л2.6 | Соловьев А.И. | Политология. Политическая теория. Политические технологии.: учеб. для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. | М. : Аспект Пресс, 2010 | |
Л2.7 | Ачкасов В.А. | Сравнительная политология: учеб. для вузов | Аспект Пресс, 2011 | |
Л2.8 | Ачкасов В.А. | Сравнительная политология: учеб. для вузов | М.: Аспект Пресс, 2011 | |
Л2.9 | Ачкасов В. А | Мировая политика и международные отношения : учебник для вузов | Аспект Пресс, 2011 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | научная электронная библиотека, содержащая рефераты и полные тексты научных статей и публикаций | elibrary.ru | ||
Э2 | электронный каталог библиотеки АлтГУ | www.lib.asu.ru | ||
Э3 | электронный каталог Российской государственной библиотеки | www.rsl.ru | ||
Э4 | портал журнала «Полис» | www.politstudies.ru | ||
Э5 | портал Российской ассоциации политической науки | www.rapn.ru | ||
Э6 | ЭБС Юрайт | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
6.3.1.1 Open Office – Условия использования по ссылке http://www.openoffice.org/license.html 6.3.1.2 7-Zip – Условия использования по ссылке http://www.7-zip.org/license.txt 6.3.1.3 AcrobatReader – Условия использования по ссылке http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US- 20140618_1200.pdf 6.3.1.4 Microsoft® Windows Professional 7 Russian Upgrade Academic OPEN I License No Level (версия 7) – Номер лицензии 60357319 | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационно справоч. системы: 6.3.2.1. ИСС "Гарант" 6.3.2.2. ИСС "Консультант-плюс" 6.3.2.3. Поисковая система «Google» |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
Аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) формы учебной работы студента имеют своей целью приобретение им целостной системы знаний по политологии. К его услугам лекционный курс, ориентированный на выяснение кардинальных, стержневых проблем данной учебной дисциплины. Используя лекционный материал, доступные учебники или учебные пособия, дополнительную литературу, проявляя творческий подход, студент готовится к практическим занятиям, рассматривая их как пополнение, углубление, систематизация своих теоретических знаний. Ряд тем учебного курса полностью переносится на самостоятельную работу. Студент должен прийти в ВУЗ с полным пониманием того, что самостоятельное овладение знаниями является главным, определяющим. Высшая школа лишь создает для этого необходимые условия. Самостоятельная работа студента начинается с внимательного ознакомления им с «Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования» по направлению 42.03.02 Журналистика: Универсальная журналистика. Изучение каждой темы следует начинать с внимательного ознакомления с набором вопросов. Они ориентируют студента, показывают, что он должен знать по данной теме. Вопросы темы как бы накладываются на соответствующую главу избранного учебника или учебного пособия. В итоге должно быть ясным, какие вопросы темы программы учебного курса и с какой глубиной раскрыты в данном учебном материале, а какие вообще опущены. Содержанием самостоятельной работы студентов являются следующие ее виды: - изучение понятийного аппарата дисциплины "Политология"; - изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану; - работа над основной и дополнительной литературой; - работу над статьями ведущих политических теоретиков и аналитиков; - изучение вопросов для самоконтроля (самопроверки); - самоподготовка к практическим и другим видам занятий; - самостоятельная работа студента в библиотеке; - изучение сайтов по темам дисциплины в сети Интернет; - консультация преподавателя дисциплины. Особое место отводится самостоятельной проработке студентами отдельных разделов и тем по изучаемым дисциплинам. Такой подход вырабатывает у студентов инициативу, стремление к увеличению объема знаний, выработке умений и навыков всестороннего овладения способами и приемами профессиональной деятельности, а также осмысления места своей будущей деятельности в контесте политических процессов в Российском обществе, задач развития, стоящих перед страной. Изучение тем самостоятельной подготовки по учебно-тематическому плану проводится в соответствии настоящим учебно-методическим комплексом. Изучение вопросов очередной темы требует глубокого усвоения теоретических основ курса, раскрытия сущности основных категорий социального страхования, проблемных аспектов темы и анализа фактического материала. Требуется творческое отношение и к самой программе учебного курса. Вопросы, составляющие ее содержание, обладают разной степенью важности. Есть вопросы, выполняющие функцию логической связки содержания темы и всего курса, имеются вопросы описательного или разъяснительного характера. Все эти вопросы не составляют сути понятийного, концептуального содержания темы, но необходимы для целостного восприятия изучаемых проблем. Проработка лекционного курса является одной из важных активных форм самостоятельной работы. Совершенно недостаточно только слушать лекции. Важно студенту понять, что лекция есть своеобразная творческая форма самостоятельной работы. Надо пытаться стать активным соучастником лекции: думать, сравнивать известное с вновь получаемыми знаниями, войти в логику изложения материала лектором, по возможности вступать с ним в мысленную полемику, следить за ходом его мыслей, за его аргументацией, находить в ней кажущиеся вам слабости. Во время лекции можно задать лектору вопросы. |