МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология религии и оккультизма

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.02. специальность Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.пед.н., Доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.н., Зав. кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Психология религии и оккультизма

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.02.2020 г. № 06
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Татьяна Геннадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.02.2020 г. № 06
Заведующий кафедрой Волкова Татьяна Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.владение знаниями по проблемам теоретико-практических основ психологии религии и оккультизма

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью выявлять специфику психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к профессиональной, тендерной, этнической и социальным группам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные современные проблемы в области психологии религии и оккультизма
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в специфике и структуре курса, обобщать и систематизировать знания по современным проблемам, темам курса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими умениями и навыками, необходимыми для применения курса

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет психологии религии, ее место в системе научного знания и методы исследования. Становление психологии религии
1.1. Предмет психологии религии, ее место в системе научного знания и методы исследования. Различные подходы к определению предмета психологии религии. Эволюция представлений о предмете и объекте психологии религии Лекции 2 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.2. Специфика психологического подхода к исследованию религиозных процессов. Критика редукционизма Практические 2 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
1.3. Конфессиональная и внеконфессиональная, церковная и внецерковная психология религии Сам. работа 2 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Психологическая концепция религии У. Джеймса
2.1. Понимание религии у У.Джемса Лекции 2 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.2. У.Джеймс о природе "веры в невидимое" как психологической составляющей религиозной веры Практические 2 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
2.3. Психологическая характеристика мистического опыта, его универсальные черты Сам. работа 2 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Психология религии З. Фрейда
3.1. Общая характеристика религиоведческого наследия З.Фрейда Лекции 2 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
3.2. Психоаналитическая интерпретация первобытных верований (табу, магия, анимизм, тотемизм) Практические 2 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
3.3. Религия как коллективный невроз и как коллективно вырабатываемый способ защиты от невроза Сам. работа 2 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Психология религии К.Г. Юнга
4.1. Ключевые понятия концепции К.Г.Юнга: коллективное бессознательное, архетип, символ Лекции 2 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
4.2. Эволюция понятия "архетип" в ходе становления и развития теории К.Г.Юнга, характеристика наиболее значимых архетипов (Тень, Анима, Персона, Мандала, Старец и др.) Практические 2 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
4.3. Естественные и культурные символы, их функции в системе индивидуальной психики и в системе общественного сознания Сам. работа 2 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Психология религии Э. Фромма
5.1. Основные понятия гуманистического психоанализа Э.Фромма Лекции 2 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
5.2. Гуманистические и авторитарные религии Практические 2 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
5.3. "Новая теология" Э.Фромма. Психоанализ как забота о душе Сам. работа 2 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Бихевиористские концепции религии
6.1. Ранний бихевиоризм, его основные принципы Лекции 2 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
6.2. Бихевиоризм Дж.Уотсона, его представление о религии Практические 2 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
6.3. Концепция религиозного поведения в бихевиоризме Ф.Скиннера Сам. работа 2 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Другие направления внеконфессиональной психологии религии
7.1. Гуманистическая психология (А.Маслоу) и ее роль в исследованиях по психологии религии Лекции 2 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1
7.2. Психология "самости" (Э.Эриксон, М.Кляйн, Х.Когут) и ее методы в исследовании индивидуальной религиозности Практические 2 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
7.3. Историко-психологические исследования Э.Эриксона Сам. работа 2 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Психологические предпосылки религиозности
8.1. Проблема "специфически религиозного" в психических процессах: редукционистский и анти-редукционистский подходы Практические 2 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1
8.2. Особенности психики, выступающие как предпосылки религии и религиозности Сам. работа 2 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1
8.3. Особенности индивидуальной и общественной ситуации, влияющие на динамику религиозности Сам. работа 2 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю.М. Зенько Психология религии: СПб. : Речь, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Самыгин, С.И., Нечипуренко, В.И., Полонская, И.Н. Религиоведение: социология и психология религии: М.: Новое издательство, 1996
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Психология религии и оккультизма Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э2 Психология религии и оккультизма ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э3 Психология религии и оккультизма portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на зачете - 30 баллов.
В зачетный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Зачет проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.
Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.