МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология религии и оккультизма

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки44.05.01. специальность Педагогика и психология девиантного поведения
СпециализацияПсихолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план44_05_01_ПиПДП-4-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.пед.н., Доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.н., Зав. кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Психология религии и оккультизма

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1611)

составлена на основании учебного плана:
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.02.2020 г. № 06
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Татьяна Геннадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.02.2020 г. № 06
Заведующий кафедрой Волкова Татьяна Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.владение знаниями по проблемам теоретико-практических основ психологии религии и оккультизма

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-5 способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные современные проблемы в области психологии религии и оккультизма
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в специфике и структуре курса, обобщать и систематизировать знания по современным проблемам, темам курса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими умениями и навыками, необходимыми для применения курса

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет психологии религии, ее место в системе научного знания и методы исследования. Становление психологии религии
1.1. Предмет психологии религии, ее место в системе научного знания и методы исследования. Различные подходы к определению предмета психологии религии. Эволюция представлений о предмете и объекте психологии религии Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Специфика психологического подхода к исследованию религиозных процессов. Критика редукционизма Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
1.3. Конфессиональная и внеконфессиональная, церковная и внецерковная психология религии Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Психологическая концепция религии У. Джеймса
2.1. Понимание религии у У.Джемса Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
2.2. У.Джеймс о природе "веры в невидимое" как психологической составляющей религиозной веры Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
2.3. Психологическая характеристика мистического опыта, его универсальные черты Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Психология религии З. Фрейда
3.1. Общая характеристика религиоведческого наследия З.Фрейда Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
3.2. Психоаналитическая интерпретация первобытных верований (табу, магия, анимизм, тотемизм) Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
3.3. Религия как коллективный невроз и как коллективно вырабатываемый способ защиты от невроза Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Психология религии К.Г. Юнга
4.1. Ключевые понятия концепции К.Г.Юнга: коллективное бессознательное, архетип, символ Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
4.2. Эволюция понятия "архетип" в ходе становления и развития теории К.Г.Юнга, характеристика наиболее значимых архетипов (Тень, Анима, Персона, Мандала, Старец и др.) Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
4.3. Естественные и культурные символы, их функции в системе индивидуальной психики и в системе общественного сознания Сам. работа 2 8 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Психология религии Э. Фромма
5.1. Основные понятия гуманистического психоанализа Э.Фромма Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
5.2. Гуманистические и авторитарные религии Практические 2 2 Л1.1, Л2.1
5.3. "Новая теология" Э.Фромма. Психоанализ как забота о душе Сам. работа 2 9 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Бихевиористские концепции религии
6.1. Ранний бихевиоризм, его основные принципы Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
6.2. Бихевиоризм Дж.Уотсона, его представление о религии Практические 2 4 Л1.1, Л2.1
6.3. Концепция религиозного поведения в бихевиоризме Ф.Скиннера Сам. работа 2 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Другие направления внеконфессиональной психологии религии
7.1. Гуманистическая психология (А.Маслоу) и ее роль в исследованиях по психологии религии Лекции 2 2 Л1.1, Л2.1
7.2. Психология "самости" (Э.Эриксон, М.Кляйн, Х.Когут) и ее методы в исследовании индивидуальной религиозности Практические 2 4 Л1.1, Л2.1
7.3. Историко-психологические исследования Э.Эриксона Сам. работа 2 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Психологические предпосылки религиозности
8.1. Проблема "специфически религиозного" в психических процессах: редукционистский и анти-редукционистский подходы Практические 2 4 Л1.1, Л2.1
8.2. Особенности психики, выступающие как предпосылки религии и религиозности Сам. работа 2 10 Л1.1, Л2.1
8.3. Особенности индивидуальной и общественной ситуации, влияющие на динамику религиозности Сам. работа 2 10 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
прилагается
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
прилагается

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю.М. Зенько Психология религии: СПб. : Речь, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Самыгин, С.И., Нечипуренко, В.И., Полонская, И.Н. Религиоведение: социология и психология религии: М.: Новое издательство, 1996
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Психология религии и оккультизма Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э2 Психология религии и оккультизма ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э3 Психология религии и оккультизма portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на экзамене - 30 баллов.
В экзаменационный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Экзамен проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.

Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.

Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.