МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология религии и оккультизма
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.03.01. Психология
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz37_03_01_Пс-12-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.пед.н., Доцент, Петухова Е.А.

Рецензент(ы):
д.психол.н., Зав. кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Психология религии и оккультизма

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 ПСИХОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. № 946)

составлена на основании учебного плана:
37.03.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.02.2020 г. № 06
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Татьяна Геннадьевна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.02.2020 г. № 06
Заведующий кафедрой Волкова Татьяна Геннадьевна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.владение знаниями по проблемам теоретико-практических основ психологии религии и оккультизма

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6: способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные современные проблемы в области психологии религии и оккультизма
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в специфике и структуре курса, обобщать и систематизировать знания по современным проблемам, темам курса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими умениями и навыками, необходимыми для применения курса

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет психологии религии, ее место в системе научного знания и методы исследования. Становление психологии религии
1.1. Предмет психологии религии, ее место в системе научного знания и методы исследования. Различные подходы к определению предмета психологии религии. Эволюция представлений о предмете и объекте психологии религии Лекции 3 1 Л1.1, Л2.1
1.2. Специфика психологического подхода к исследованию религиозных процессов. Критика редукционизма Практические 3 1 Л1.1, Л2.1
1.3. Конфессиональная и внеконфессиональная, церковная и внецерковная психология религии Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Психологическая концепция религии У. Джеймса
2.1. Понимание религии у У.Джемса Лекции 3 1 Л1.1, Л2.1
2.2. У.Джеймс о природе "веры в невидимое" как психологической составляющей религиозной веры Практические 3 1 Л1.1, Л2.1
2.3. Психологическая характеристика мистического опыта, его универсальные черты Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Психология религии З. Фрейда
3.1. Общая характеристика религиоведческого наследия З.Фрейда Лекции 3 1 Л1.1, Л2.1
3.2. Психоаналитическая интерпретация первобытных верований (табу, магия, анимизм, тотемизм) Практические 3 1 Л1.1, Л2.1
3.3. Религия как коллективный невроз и как коллективно вырабатываемый способ защиты от невроза Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Психология религии К.Г. Юнга
4.1. Ключевые понятия концепции К.Г.Юнга: коллективное бессознательное, архетип, символ Лекции 3 1 Л1.1, Л2.1
4.2. Эволюция понятия "архетип" в ходе становления и развития теории К.Г.Юнга, характеристика наиболее значимых архетипов (Тень, Анима, Персона, Мандала, Старец и др.) Практические 3 1 Л1.1, Л2.1
4.3. Естественные и культурные символы, их функции в системе индивидуальной психики и в системе общественного сознания Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Психология религии Э. Фромма
5.1. Основные понятия гуманистического психоанализа Э.Фромма Практические 3 1 Л1.1, Л2.1
5.2. Гуманистические и авторитарные религии Практические 3 1 Л1.1, Л2.1
5.3. "Новая теология" Э.Фромма. Психоанализ как забота о душе Сам. работа 3 6 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Бихевиористские концепции религии
6.1. Ранний бихевиоризм, его основные принципы Сам. работа 3 2 Л1.1, Л2.1
6.2. Бихевиоризм Дж.Уотсона, его представление о религии Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1
6.3. Концепция религиозного поведения в бихевиоризме Ф.Скиннера Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Другие направления внеконфессиональной психологии религии
7.1. Гуманистическая психология (А.Маслоу) и ее роль в исследованиях по психологии религии Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1
7.2. Психология "самости" (Э.Эриксон, М.Кляйн, Х.Когут) и ее методы в исследовании индивидуальной религиозности Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1
7.3. Историко-психологические исследования Э.Эриксона Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Психологические предпосылки религиозности
8.1. Проблема "специфически религиозного" в психических процессах: редукционистский и анти-редукционистский подходы Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1
8.2. Особенности психики, выступающие как предпосылки религии и религиозности Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1
8.3. Особенности индивидуальной и общественной ситуации, влияющие на динамику религиозности Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
прилагается
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств
прилагается
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ю.М. Зенько Психология религии: СПб. : Речь, 2009
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Самыгин, С.И., Нечипуренко, В.И., Полонская, И.Н. Религиоведение: социология и психология религии: М.: Новое издательство, 1996
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Психология религии и оккультизма Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Э2 Психология религии и оккультизма ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru
Э3 Психология религии и оккультизма https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7232
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на зачете - 30 баллов.
В зачетный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Зачет проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут.
Методические рекомендации по проведению практических занятий
Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков.
Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей.
В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на:
• обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний;
• формирование умений применять полученные знания в практической деятельности;
• развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений;
• выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования
формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на:
- расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам;
- усвоение умений и навыков практической работы;
- развитие умений самопознания и саморазвития.
Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий:
- формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах;
- формулирование резюме по прочитанному материалу;
- составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями;
- составление краткого конспекта текста.