Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.03.01. Психология |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z37_03_01_Пс-4-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 58 | 58 | 58 | 58 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 21.02.2020 г. № 06
Заведующий кафедрой Волкова Татьяна Геннадьевна
1.1. | владение знаниями по проблемам теоретико-практических основ психологии религии и оккультизма |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ОК-6 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные современные проблемы в области психологии религии и оккультизма |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ориентироваться в специфике и структуре курса, обобщать и систематизировать знания по современным проблемам, темам курса |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | практическими умениями и навыками, необходимыми для применения курса |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Предмет психологии религии, ее место в системе научного знания и методы исследования. Становление психологии религии | ||||||
1.1. | Предмет психологии религии, ее место в системе научного знания и методы исследования. Различные подходы к определению предмета психологии религии. Эволюция представлений о предмете и объекте психологии религии | Лекции | 3 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
1.2. | Специфика психологического подхода к исследованию религиозных процессов. Критика редукционизма | Практические | 3 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
1.3. | Конфессиональная и внеконфессиональная, церковная и внецерковная психология религии | Сам. работа | 3 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 2. Психологическая концепция религии У. Джеймса | ||||||
2.1. | Понимание религии у У.Джемса | Лекции | 3 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
2.2. | У.Джеймс о природе "веры в невидимое" как психологической составляющей религиозной веры | Практические | 3 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
2.3. | Психологическая характеристика мистического опыта, его универсальные черты | Сам. работа | 3 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 3. Психология религии З. Фрейда | ||||||
3.1. | Общая характеристика религиоведческого наследия З.Фрейда | Лекции | 3 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
3.2. | Психоаналитическая интерпретация первобытных верований (табу, магия, анимизм, тотемизм) | Практические | 3 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
3.3. | Религия как коллективный невроз и как коллективно вырабатываемый способ защиты от невроза | Сам. работа | 3 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 4. Психология религии К.Г. Юнга | ||||||
4.1. | Ключевые понятия концепции К.Г.Юнга: коллективное бессознательное, архетип, символ | Лекции | 3 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
4.2. | Эволюция понятия "архетип" в ходе становления и развития теории К.Г.Юнга, характеристика наиболее значимых архетипов (Тень, Анима, Персона, Мандала, Старец и др.) | Практические | 3 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
4.3. | Естественные и культурные символы, их функции в системе индивидуальной психики и в системе общественного сознания | Сам. работа | 3 | 6 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 5. Психология религии Э. Фромма | ||||||
5.1. | Основные понятия гуманистического психоанализа Э.Фромма | Практические | 3 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
5.2. | Гуманистические и авторитарные религии | Практические | 3 | 1 | Л1.1, Л2.1 | |
5.3. | "Новая теология" Э.Фромма. Психоанализ как забота о душе | Сам. работа | 3 | 6 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 6. Бихевиористские концепции религии | ||||||
6.1. | Ранний бихевиоризм, его основные принципы | Сам. работа | 3 | 2 | Л1.1, Л2.1 | |
6.2. | Бихевиоризм Дж.Уотсона, его представление о религии | Сам. работа | 3 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
6.3. | Концепция религиозного поведения в бихевиоризме Ф.Скиннера | Сам. работа | 3 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 7. Другие направления внеконфессиональной психологии религии | ||||||
7.1. | Гуманистическая психология (А.Маслоу) и ее роль в исследованиях по психологии религии | Сам. работа | 3 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
7.2. | Психология "самости" (Э.Эриксон, М.Кляйн, Х.Когут) и ее методы в исследовании индивидуальной религиозности | Сам. работа | 3 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
7.3. | Историко-психологические исследования Э.Эриксона | Сам. работа | 3 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
Раздел 8. Психологические предпосылки религиозности | ||||||
8.1. | Проблема "специфически религиозного" в психических процессах: редукционистский и анти-редукционистский подходы | Сам. работа | 3 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
8.2. | Особенности психики, выступающие как предпосылки религии и религиозности | Сам. работа | 3 | 4 | Л1.1, Л2.1 | |
8.3. | Особенности индивидуальной и общественной ситуации, влияющие на динамику религиозности | Сам. работа | 3 | 4 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
прилагается |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
прилагается |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ю.М. Зенько | Психология религии: | СПб. : Речь, 2009 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Самыгин, С.И., Нечипуренко, В.И., Полонская, И.Н. | Религиоведение: социология и психология религии: | М.: Новое издательство, 1996 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Психология религии и оккультизма | Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) | ||
Э2 | Психология религии и оккультизма | ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru | ||
Э3 | Психология религии и оккультизма | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
В ходе освоения дисциплины студент за активную работу на аудиторных занятиях максимально может получить 20 баллов, за верное выполнение практических заданий 50 баллов, за ответ на зачете - 30 баллов. В зачетный билет включено два вопроса, соответствующие содержанию формируемых компетенций и практическое задание. Зачет проводится в устной форме. На ответ студенту отводится 30 минут. Методические рекомендации по проведению практических занятий Практические занятия - один из видов практического обучения, имеющий целью закрепление теоретических знаний и формирование практических умений и навыков. Практические занятия способствуют более глубокому пониманию теоретического материала учебного курса, а также развитию, формированию и становлению различных уровней составляющих профессиональной компетентности студентов, пониманию межпредметных связей. В процессе практического занятия студенты обсуждают поставленные вопросы под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала. Выполнение студентами практических занятий направлено на: • обобщение, систематизацию, углубление теоретических знаний; • формирование умений применять полученные знания в практической деятельности; • развитие аналитических, проектировочных, конструктивных умений; • выработку самостоятельности, ответственности, точности и творческой инициативы.оставляющие образования формируются именно в процессе самостоятельной работы студентов. Самостоятельная учебная деятельность студентов направлена на: - расширение и углубление профессиональных знаний по отдельным темам; - усвоение умений и навыков практической работы; - развитие умений самопознания и саморазвития. Для развития познавательной функции студентов, осмысленного усвоения знаний и понимания сущности понятий, теоретических положений и их связи и эмпирическими фактами используются следующие виды заданий: - формулирование отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической формах; - формулирование резюме по прочитанному материалу; - составление опорной графической схемы с текстовыми пояснениями; - составление краткого конспекта текста. |