МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Гендерный дискурс в истории России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра отечественной истории
Направление подготовки46.06.01. Исторические науки и археология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план46_06_01_ Истор_ науки и археология-23-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 46
самостоятельная работа 26
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 26 22 26 22
Итого 72 68 72 68

Программу составил(и):
д.и.н., проф., Гончаров Ю.М.

Рецензент(ы):
д.и.н., проф., Скубневский В.А.

Рабочая программа дисциплины
Гендерный дискурс в истории России

разработана в соответствии с ФГОС:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению подготовки 46_06_01 История Исторические науки и археология Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2014г.

составлена на основании учебного плана:
46.06.01 Исторические науки и археология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., проф. Демчик Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра отечественной истории

Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Основная цель курса – раскрыть и показать основные закономерности разви-тия гендерных отношений в традиционных обществах.
Задачи курса:
– ознакомить учащихся с главными вопросами гендерных исследований;
– выявить и проанализировать основные проблемы взаимоотношений между пола-ми в традиционном обществе;
– раскрыть динамику развития гендерных отношений в истории;
– показать влияние экономического фактора на формирование гендерных стерео-типов;
– способствовать осознанию студентами существа гендерных проблем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
ПК-2 способность свободно ориентироваться в современной историографической ситуации по актуальным проблемам отечественной исторической науки
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.содержание дисциплины во всем разнообразии методологических подходов к ее применению в историческом познании;
особенности социального познания гендерных отношений;
получить развернутые представления о роли гендера в эволюции общества.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать гендерные отношения в различные исторические эпохи;
самостоятельно проводить и исторические исследования с использованием гендерного анализа.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.самостоятельного исследования гендерных отношений в различных обществах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы исторических гендерных исследований
1.1. Предмет и задачи курса Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.2. История западного феминизма Лекции 3 4 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.3. Изучение пола и гендерных отношений в России Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.4. Теоретические основы исторических гендерных исследований Практические 3 2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.5. Подготовка к Пр "Теоретические основы исторических гендерных исследований" Сам. работа 3 2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.6. Самостоятельное изучение литературы Сам. работа 3 2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
1.7. Подготовка сообщений Сам. работа 3 2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
Раздел 2. Гендерный строй традиционного общества
2.1. Гендерный анализ социальной структуры традиционного общества Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.2. Гендерные архетипы в традиционной культуре Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.3. Гендерные отношения в традиционной семье Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.4. Политико-правовой аспект гендерных отношений Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.5. Гендерный строй традиционного общества Практические 3 2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.6. Подготовка к Пр "Гендерный строй традиционного общества" Сам. работа 3 2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.7. Самостоятельное изучение литературы Сам. работа 3 1 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
2.8. Подготовка сообщений Сам. работа 3 1 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
Раздел 3. Специфика гендерного строя в истории России
3.1. Анализ и характеристики социо-полоролевых отношений в России в IX – XIX вв. Лекции 3 4 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.2. Социально-правовой статус и гендерные роли женщин в Сибири в XVII – начале XX в Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.3. Российская философия женственности Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.4. Советская гендерная система и ее трансформация в постсоветский период Лекции 3 4 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.5. Анализ и характеристики социо-полоролевых отношений в России в IX – XIX вв. Практические 3 2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.6. Советская гендерная система и ее трансформация в постсоветский период Практические 3 2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.7. Подготовка к Пр "Анализ и характеристики социо-полоролевых отношений в России в IX – XIX вв." Сам. работа 3 1 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.8. Подготовка к Пр "Советская гендерная система и ее трансформация в постсоветский период " Сам. работа 3 1 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.9. Самостоятельное изучение литературы Сам. работа 3 2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
3.10. Подготовка сообщений Сам. работа 3 2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
Раздел 4. Модернизация гендерных отношений
4.1. Влияние западной цивилизации на глобальные изменения гендерных отношений (XVIII – XX вв.) Лекции 3 4 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
4.2. Влияние экономических процессов на гендерные отношения Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
4.3. Женщина в домашнем хозяйстве Лекции 3 2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
4.4. Модернизация гендерных отношений Практические 3 2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
4.5. Подготовка к Пр "Модернизация гендерных отношений" Сам. работа 3 2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
4.6. Самостоятельное изучение литературы Сам. работа 3 2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1
4.7. Подготовка сообщений Сам. работа 3 2 Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представления о «поле» и «гендере». Гендерные роли и социализация.
Особенности гендерных исследований
Феминизм как направление теоретической мысли
Либеральный феминизм
Марксистский феминизм и социал-феминизм
Возрождение западного феминизма в 60-е годы и радикальный феминизм
Гендерные исследования в исторической науке
Изучение пола и гендерных отношений в России
Конструирование маскулинности и феминности в традиционном обществе
Гендерная асимметрия культуры
Сексуальность и гендерное неравенство
Модели патриархатной семьи и статус женщины
Гендерные стереотипы в политике.
Правовые проблемы гендерных отношений
Архаическая модель гендерных отношений
Формирование гендерных стереотипов в российском обществе в IX – XIX вв.
Вопрос о природе женщины в философии VIII – XIX вв.
Советский этап развития гендерных отношений
Основные этапы феминистского движения
Гендерный анализ форм женской занятости
Женщина в домашнем хозяйстве

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Гендерные отношения – теория и практика
Феминизм как направление теоретической мысли
Женщина как наиболее традиционный элемент в социальной структуре общества.
Влияние религиозной доктрины на гендерные отношения в исламских странах
Женщины в русской истории IX – XIX вв.
Вопрос о природе женщины в русской философии VIII – XX вв.
Гендерные отношения в современном российском обществе
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Большакова О.В. История России в гендерном измерении: Современная зарубежная историография. : Аналитический обзор. М. : РАН ИНИОН, 2010 biblioclub.ru
Л1.2 Гончаров Ю.М. Повседневная жизнь горожан Сибири во второй половине XIX – начале ХХ в. : учеб. пособие Барнаул : АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
Л1.3 Кислицина И.Г. Гендерология : учебное пособие Йошкар-Ола : ПГТУ, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зуйкова Е.М. Феминология и гендерная политика : учебник М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», , 2017 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э2 Курс на Moodle "Гендерный дискурс в истории России" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
не требуются

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения дисциплины аспирант обязан регулярно посещать и активно работать на каждом занятии. Важно также тщательно готовиться к каждому семинару, используя для этого записи в рабочей тетради, источники, литературу и ресурсы Интернета. После каждой лекции важно проработать материал по конспекту, а перед каждым новым занятием - освежить в памяти материал предыдущего.
Приступая к изучению дисциплины необходимо ознакомиться с программой учебной дисциплины, кратким содержанием лекционного курса, темами семинаров, терминологическими диктантами, перечнем книг и статей, которые необходимо прочесть само-стоятельно.
В процессе изучения дисциплины следует активно использовать информационно-образовательные ресурсы Интернета и средства массовой информации (телевидение и радио, газеты, журналы), внимательно следить за динамикой политических процессов в стране, собы-тий и явлений в международной жизни, в регионах России (западная, центральная и южная час-ти, Урал, Сибирь и Дальний Восток).
Очень важно внимательно работать с рекомендуемой литературой. По мере освоения теоретических основ политологии, освоения важнейших категорий и понятий этой науки будет формироваться необходимая база знаний для самостоятельного анализа политических событий и явлений в мире, стране, что позволит увидеть политическую реальность системно, с позиций национальных интересов России, с учетом ее целей и перспектив устойчивого развития.
Свободное (внеаудиторное) время рекомендуется использовать для самостоятельной ра-боты по чтению учебной литературы при подготовке к семинарам, поиску актуальной инфор-мации в справочно-информационных Интернет-ресурсах при работе над терминами, а также при написании реферата
Для СРС студентам в АлтГУ созданы следующие условия:
- имеется научная библиотека с абонементом научно-учебной литературы, читальный зал перио-дики, электронный каталог, научно-методический отдел, зал словарно-энциклопедических изданий;
- электронная библиотека, личный кабинет студента, где выложены электронные версии учебни-ков и монографий;
- аудитории для самотестирования;
- вузовский сегмент сети Интернет со свободным выходом в информационную сеть;
- на сайте кафедры регулярно выставляются новостные материалы по политологии;
- студентам предоставлена возможность индивидуального консультирования посредством элек-тронной почты преподавателя. Доступ – по согласованию с преподавателем.