Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.06.01. Исторические науки и археология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 46_06_01_ Истор_ науки и археология-23-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 36 | 36 | 36 | 36 |
Практические | 10 | 10 | 10 | 10 |
Сам. работа | 26 | 22 | 26 | 22 |
Итого | 72 | 68 | 72 | 68 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 03.09.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., проф. Демчик Е.В.
1.1. | Основная цель курса – раскрыть и показать основные закономерности разви-тия гендерных отношений в традиционных обществах. Задачи курса: – ознакомить учащихся с главными вопросами гендерных исследований; – выявить и проанализировать основные проблемы взаимоотношений между пола-ми в традиционном обществе; – раскрыть динамику развития гендерных отношений в истории; – показать влияние экономического фактора на формирование гендерных стерео-типов; – способствовать осознанию студентами существа гендерных проблем. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
УК-1 | способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях |
ПК-2 | способность свободно ориентироваться в современной историографической ситуации по актуальным проблемам отечественной исторической науки |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | содержание дисциплины во всем разнообразии методологических подходов к ее применению в историческом познании; особенности социального познания гендерных отношений; получить развернутые представления о роли гендера в эволюции общества. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать гендерные отношения в различные исторические эпохи; самостоятельно проводить и исторические исследования с использованием гендерного анализа. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | самостоятельного исследования гендерных отношений в различных обществах |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические основы исторических гендерных исследований | ||||||
1.1. | Предмет и задачи курса | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 | |
1.2. | История западного феминизма | Лекции | 3 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 | |
1.3. | Изучение пола и гендерных отношений в России | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 | |
1.4. | Теоретические основы исторических гендерных исследований | Практические | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 | |
1.5. | Подготовка к Пр "Теоретические основы исторических гендерных исследований" | Сам. работа | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 | |
1.6. | Самостоятельное изучение литературы | Сам. работа | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 | |
1.7. | Подготовка сообщений | Сам. работа | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 | |
Раздел 2. Гендерный строй традиционного общества | ||||||
2.1. | Гендерный анализ социальной структуры традиционного общества | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 | |
2.2. | Гендерные архетипы в традиционной культуре | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 | |
2.3. | Гендерные отношения в традиционной семье | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 | |
2.4. | Политико-правовой аспект гендерных отношений | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 | |
2.5. | Гендерный строй традиционного общества | Практические | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 | |
2.6. | Подготовка к Пр "Гендерный строй традиционного общества" | Сам. работа | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 | |
2.7. | Самостоятельное изучение литературы | Сам. работа | 3 | 1 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 | |
2.8. | Подготовка сообщений | Сам. работа | 3 | 1 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 | |
Раздел 3. Специфика гендерного строя в истории России | ||||||
3.1. | Анализ и характеристики социо-полоролевых отношений в России в IX – XIX вв. | Лекции | 3 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 | |
3.2. | Социально-правовой статус и гендерные роли женщин в Сибири в XVII – начале XX в | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 | |
3.3. | Российская философия женственности | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 | |
3.4. | Советская гендерная система и ее трансформация в постсоветский период | Лекции | 3 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 | |
3.5. | Анализ и характеристики социо-полоролевых отношений в России в IX – XIX вв. | Практические | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 | |
3.6. | Советская гендерная система и ее трансформация в постсоветский период | Практические | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 | |
3.7. | Подготовка к Пр "Анализ и характеристики социо-полоролевых отношений в России в IX – XIX вв." | Сам. работа | 3 | 1 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 | |
3.8. | Подготовка к Пр "Советская гендерная система и ее трансформация в постсоветский период " | Сам. работа | 3 | 1 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 | |
3.9. | Самостоятельное изучение литературы | Сам. работа | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 | |
3.10. | Подготовка сообщений | Сам. работа | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 | |
Раздел 4. Модернизация гендерных отношений | ||||||
4.1. | Влияние западной цивилизации на глобальные изменения гендерных отношений (XVIII – XX вв.) | Лекции | 3 | 4 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 | |
4.2. | Влияние экономических процессов на гендерные отношения | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 | |
4.3. | Женщина в домашнем хозяйстве | Лекции | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 | |
4.4. | Модернизация гендерных отношений | Практические | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 | |
4.5. | Подготовка к Пр "Модернизация гендерных отношений" | Сам. работа | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 | |
4.6. | Самостоятельное изучение литературы | Сам. работа | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 | |
4.7. | Подготовка сообщений | Сам. работа | 3 | 2 | Л1.2, Л1.1, Л1.3, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Представления о «поле» и «гендере». Гендерные роли и социализация. Особенности гендерных исследований Феминизм как направление теоретической мысли Либеральный феминизм Марксистский феминизм и социал-феминизм Возрождение западного феминизма в 60-е годы и радикальный феминизм Гендерные исследования в исторической науке Изучение пола и гендерных отношений в России Конструирование маскулинности и феминности в традиционном обществе Гендерная асимметрия культуры Сексуальность и гендерное неравенство Модели патриархатной семьи и статус женщины Гендерные стереотипы в политике. Правовые проблемы гендерных отношений Архаическая модель гендерных отношений Формирование гендерных стереотипов в российском обществе в IX – XIX вв. Вопрос о природе женщины в философии VIII – XIX вв. Советский этап развития гендерных отношений Основные этапы феминистского движения Гендерный анализ форм женской занятости Женщина в домашнем хозяйстве |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Гендерные отношения – теория и практика Феминизм как направление теоретической мысли Женщина как наиболее традиционный элемент в социальной структуре общества. Влияние религиозной доктрины на гендерные отношения в исламских странах Женщины в русской истории IX – XIX вв. Вопрос о природе женщины в русской философии VIII – XX вв. Гендерные отношения в современном российском обществе |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Большакова О.В. | История России в гендерном измерении: Современная зарубежная историография. : Аналитический обзор. | М. : РАН ИНИОН, 2010 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Гончаров Ю.М. | Повседневная жизнь горожан Сибири во второй половине XIX – начале ХХ в. : учеб. пособие | Барнаул : АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
Л1.3 | Кислицина И.Г. | Гендерология : учебное пособие | Йошкар-Ола : ПГТУ, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Зуйкова Е.М. | Феминология и гендерная политика : учебник | М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», , 2017 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
Э2 | Курс на Moodle "Гендерный дискурс в истории России" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
не требуются |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для успешного освоения дисциплины аспирант обязан регулярно посещать и активно работать на каждом занятии. Важно также тщательно готовиться к каждому семинару, используя для этого записи в рабочей тетради, источники, литературу и ресурсы Интернета. После каждой лекции важно проработать материал по конспекту, а перед каждым новым занятием - освежить в памяти материал предыдущего. Приступая к изучению дисциплины необходимо ознакомиться с программой учебной дисциплины, кратким содержанием лекционного курса, темами семинаров, терминологическими диктантами, перечнем книг и статей, которые необходимо прочесть само-стоятельно. В процессе изучения дисциплины следует активно использовать информационно-образовательные ресурсы Интернета и средства массовой информации (телевидение и радио, газеты, журналы), внимательно следить за динамикой политических процессов в стране, собы-тий и явлений в международной жизни, в регионах России (западная, центральная и южная час-ти, Урал, Сибирь и Дальний Восток). Очень важно внимательно работать с рекомендуемой литературой. По мере освоения теоретических основ политологии, освоения важнейших категорий и понятий этой науки будет формироваться необходимая база знаний для самостоятельного анализа политических событий и явлений в мире, стране, что позволит увидеть политическую реальность системно, с позиций национальных интересов России, с учетом ее целей и перспектив устойчивого развития. Свободное (внеаудиторное) время рекомендуется использовать для самостоятельной ра-боты по чтению учебной литературы при подготовке к семинарам, поиску актуальной инфор-мации в справочно-информационных Интернет-ресурсах при работе над терминами, а также при написании реферата Для СРС студентам в АлтГУ созданы следующие условия: - имеется научная библиотека с абонементом научно-учебной литературы, читальный зал перио-дики, электронный каталог, научно-методический отдел, зал словарно-энциклопедических изданий; - электронная библиотека, личный кабинет студента, где выложены электронные версии учебни-ков и монографий; - аудитории для самотестирования; - вузовский сегмент сети Интернет со свободным выходом в информационную сеть; - на сайте кафедры регулярно выставляются новостные материалы по политологии; - студентам предоставлена возможность индивидуального консультирования посредством элек-тронной почты преподавателя. Доступ – по согласованию с преподавателем. |