МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инструментоведение и инструментовка

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-4-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 108
самостоятельная работа 108
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) 3 (5) Итого
Недель 18 18 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36 36 36 108 108
Сам. работа 36 36 36 36 36 36 108 108
Итого 72 72 72 72 72 72 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Инструментоведение и инструментовка

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016 г. № 1010)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение технических и художественных возможностей тех или иных музыкальных инструментов, их роли в оркестре
изучение закономерностей организации инструментальной, ансамблевой, оркестровой фактуры, способов ее переработки
изучение методов ремонта и настройки тех или иных музыкальных инструментов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-11 готовностью к овладению и постоянному расширению репертуара, соответствующего исполнительскому профилю
ПК-18 готовностью к изучению устройства своего инструмента и основ обращения с ним
ПК-27 способностью ориентирования в выпускаемой профессиональной учебно-методической литературе
ПК-32 способностью применять рациональные методы поиска, отбора, систематизации и использования информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.выразительные и технические возможности оркестровых инструментов их роли в оркестре
устройство своего инструмента и способы ухода за ним
основные учебно-методические пособия по своему профилю
3.2.Уметь:
3.2.1.вычленить оркестровые инструменты в общем звучании оркестра
применять на практике опыт научно-исследовательской работы
находить, анализировать и сопоставлять различные источники
выполнять теоретический анализ литературных источников для применения их в творческой деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками аналитической и научно-исследовательской деятельности
методами ухода за своим инструментом, его ремонта и настройки
методами работы со специальной литературой
методами поиска новейшей методической литературы в электронных базах данных
навыками применения базовых теоретических знаний в практической работе

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Инструменты симфонического оркестра.
1.1. История развития симфонического оркестра. Практические 3 12 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.2. Виды оркестров. Партитура симфонического оркестра. Классификация Музыкальных инструментов. Практические 3 12 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.3. Смычковые инструменты симфонического оркестра. Практические 3 12 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.4. Изучение основной и дополнительной литературы, посещение концертов. Сам. работа 3 36
1.5. Группа деревянных духовых инструментов. Практические 4 8 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.6. Группа медных духовых инструментов. Практические 4 10 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.7. Ударные инструменты симфонического оркестра. Практические 4 8 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.8. Клавишные инструменты. Гитара и лютня. Практические 4 10 Л2.1, Л1.1, Л3.1
1.9. Изучение основной и дополнительной литературы, посещение концертов. Сам. работа 4 36 Л2.1, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. 2. Инструменты оркестра русских народных инструментов
2.1. История создания и развития оркестра русских народных инструментов. Практические 5 18 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.2. Партитура оркестра русских народных инструментов. Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.3. Группа домр. Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.4. Группа балалаек. Практические 5 2 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.5. Группа баянов и гармоник. Практические 5 4 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.6. Ударные инструменты оркестра русских народных инструментов. Практические 5 4 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.7. Эпизодические инструменты оркестра русских народных инструментов. Практические 5 4 Л2.1, Л1.1, Л3.1
2.8. Изучение основной и дополнительной литературы. Посещение концертов. Сам. работа 5 36 Л2.1, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Цыпин Г.М. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. ИСПОЛНИТЕЛЬ И ТЕХНИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Черная М.Р. АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Барченкова М.Д., Осипенкова А.Т. Англо-русский словарь музыкальных терминов: Словари Издательство "ФЛИНТА", 2014 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 https://imslp.org/
Э2 http://www.notarhiv.ru/
Э3 http://notes.tarakanov.net/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
117Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя; пианино; дирижерская подставка; дирижерский пюпитр

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Очень важно проходить предмет в тесной связи с историей оркестровки, изучая специфику оркестра той или ной эпохи, того или иного композитора. Для ознакомления с видами оркестра, с историей развития инструментов(индивидуальными характеристиками отдельных инструментов и их разновидностей), рекомендуется самостоятельная работа с учебной литературой, прослушивание аудиозаписей, просмотр видеозаписей, посещение концертов. Для подготовки к зачёту необходимо ответить на теоретические вопросы по предмету, сделать общий анализ оркестрового фрагмента.