МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Прикладная статистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теоретической кибернетики и прикладной математики
Направление подготовки09.03.03. Прикладная информатика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план09_03_03_ПИ-4-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 17,829999923706
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.ф.-м.н., профессор, Алгазин Г.И.

Рецензент(ы):
к.ф.-м.н., доцент, Пономарев И.В.

Рабочая программа дисциплины
Прикладная статистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 09.03.03 ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. № 207)

составлена на основании учебного плана:
09.03.03 Прикладная информатика
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 03.07.2020 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.т.н., доцент Хворова Л.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теоретической кибернетики и прикладной математики

Протокол от 03.07.2020 г. № 8
Заведующий кафедрой к.т.н., доцент Хворова Л.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Освоение основных методов и алгоритмов прикладной математической статистики, а также технологий анализа данных в среде статистических программных продуктов.
К основным задачам курса относятся: знакомство с основными методами и алгоритмами прикладной математической статистики и анализа данных; изучение опыта построения и использования математической статистики при исследовании реальных задач в экономической и социальной сфере; обучение технологиям и навыкам анализа данных в среде современных статистических программных продуктов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-21 способностью проводить оценку экономических затрат и рисков при создании информационных систем
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия и методы прикладной математической статистики
3.2.Уметь:
3.2.1.решать традиционные задачи прикладной статистики, проводить анализ данных с применением современных статистических пакетов прикладных программ
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами и алгоритмами прикладной математической статистики, а также технологиями анализа данных в среде современных статистических программных продуктов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные понятия прикладной математической статистики
1.1. Описательная статистика. Ранжирование числовых данных. Построение гистограмм и функций распределения Лабораторные 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.2. Группировка и первичная обработка данных Лабораторные 5 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2
1.3. Первичная обработка и визуализация данных эксперимента Сам. работа 5 8 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Оценивание параметров распределений и проверка статистических гипотез
2.1. Точечные и интервальные оценки. Построение доверительных интервалов Практические 5 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
2.2. Проверка параметрических гипотез. Проверка непараметрических гипотез Лекции 5 4 Л1.2, Л1.1
2.3. Проверка гипотез Сам. работа 5 12 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Дисперсионный и корреляционный анализ
3.1. Однофакторный дисперсионный анализ Лекции 5 2 Л1.2, Л1.1
3.2. Многофакторный дисперсионный анализ Лекции 5 2 Л1.2, Л1.1
3.3. Множественная корреляция Практические 5 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2
3.4. Проведение дисперсионного анализа Сам. работа 5 12 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Регрессионный анализ
4.1. Парная линейная и нелинейная регрессия Лекции 5 2 Л1.2, Л1.1
4.2. Парная линейная и нелинейная регрессия Сам. работа 5 8 Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.3. Множественная регрессия Практические 5 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.4. Множественная регрессия Сам. работа 5 10 Л1.2, Л1.1, Л2.2
4.5. Построение и анализ уравнения регрессии Практические 5 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2
Раздел 5. Динамика и прогнозирование временных рядов
5.1. Кривые роста. Тренд Лекции 5 2 Л1.2, Л1.1
5.2. Сезонная компонента Лекции 5 2 Л1.2, Л1.1
5.3. Остаточная компонента Лекции 5 2 Л1.2, Л1.1
5.4. Построение и адекватность модели Сам. работа 5 16 Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л2.2
5.5. Построение прогноза Лабораторные 5 4 Л1.2, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мицель А.А. Прикладная математическая статистика: учебное пособие Томск: ТУСУР, 2016 biblioclub.ru
Л1.2 Дронов С.В. Математическая статистика: АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дронов С.В. Сборник задач по теории случайных процессов и стохастическому анализу: АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.2 Свешников А.А. Прикладные методы теории вероятностей: Учебники Издательство "Лань", 2012 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru;
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань» www.e.lanbook.com;
Э3 электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" www.biblioclub.ru
Э4 свободная энциклопедия «Википедия» ru.wikipedia.org
Э5 Электронный учебный курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для проведения практических работ: Microsoft Office Excel, SPSS
Microsoft Windows
7-Zip
Acrobat Reader
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Образовательный портал АлтГУ http://portal.edu.asu.ru/
2. Znanium.com [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://znanium.com
3. Издательство «Лань» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://e.lanbook.com/
4. Издательство «Юрайт» [Электронный ресурс]: электронно-библиотечная система. – URL: http://biblio-online.ru
5. Издательство МЦНМО [Электронный ресурс]. – URL: www.mccme.ru/free-books. Свободно распространяемые книги издательства Московского центра непрерывного математического образования
6. Математическая библиотека [Электронный ресурс]. – URL: www.math.ru/lib.
7. Руконт [Электронный ресурс]: межотраслевая электронная библиотека. – URL: http://rucont.ru
8. Электронная библиотека БИ СГУ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bfsgu.ru/elbibl
9. Электронная библиотека СГУ [Электронный ресурс]. – URL: http://library.sgu.ru/
10. Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
109М лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 13 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная 1 шт.; компьютеры: марка NAIO Corp Z520 - 13 ед.
205Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютеры: марка КламаС Офис, мониторы: марка ACER модель V223HQL - 8 единиц; доска интерактивная Triumph MULTI TOUCH 78 + проектор NEC UM280X в комплекте
320Л медиатека, читальный зал – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 15 посадочных мест; персональные компьютеры с выходом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду;
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом и лабораторном занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.

2. Лекция.
На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском или лабораторном занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.

3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя). Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Лабораторное занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы и выполняют на персональных компьютерах задания преподавателя. Для подготовки необходимо получить у преподавателя задание.
Самостоятельную подготовку к лабораторной работе необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
Важно для подготовки к работе просматривать и изучать все относящиеся к ней вопросы не только по лекциям, но и с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно).
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически использовать, они должны быть проанализированы, так как могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
5. Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
6. Итоговый контроль. 
Для подготовки к зачету возьмите список примерных вопросов и заданий у преподавателя. В списке выделите те вопросы, которые были рассмотрены на лекции, семинарских и лабораторных занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно.
Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания,а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.