МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Маркетинговые исследования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz38_03_02_Мен-2-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
старший преподаватель, Пяткова Оксана Николаевна

Рецензент(ы):
к.экон.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Маркетинговые исследования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 21.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
И.о. зав. зафедрой М. М. Бутакова канд. экон. наук, доц


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 21.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой И.о. зав. зафедрой М. М. Бутакова канд. экон. наук, доц


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса: предоставить студентам исчерпывающие теоретические знания, привить им практические навыки по организации маркетинговой исследовательской деятельности на зарубежных предприятиях, применению конкретных методов и приёмов проведения маркетинговых исследований и создания на их основе новых организационных знаний с целью повышения уровня обоснованности принимаемых управленческих решений в области маркетинга.

Задачи курса заключаются в следующем:
 обеспечить понимание студентами роли маркетинговых исследований в формировании на предприятии концепции маркетингового управления на основе новых организационных знаний, создаваемых на базе получаемой в ходе исследований маркетинговой информации;
 сформировать у студентов маркетинговый подход к проблемам изучения внешней среды предприятия;
 научить студентов методам и приемам изучения внутренней среды предприятия, оценки его интеллектуального, технологического и производственного потенциалов, определения слабых и сильных сторон, реальных и потенциальных возможностей, конкурентоспособности предприятия;
 привить студентам практические навыки в области создания новых организационных знаний на основе информации, получаемой в ходе маркетинговых исследований;
 научить студентов методам и процедурам проведения комплексных маркетинговых исследований, созданию систем обеспечения предприятия новой маркетинговой информацией и новыми организационными знаниями на регулярной (непрерывной) основе;
 научить студентов применению на практике основных форм производственного потребления произведенных в ходе маркетинговых исследований маркетинговых знаний, как ресурса в разработке инноваций, обосновании управленческих решений, в оперативной работе персонала;
 привить студентам навыки системного мышления;
 обучить студентов методам и технике разработки и обоснования стратегических и тактических (оперативных) управленческих решений в сфере маркетинга с использованием новой информации и новых организационных знаний, получаемых в ходе маркетинговых исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 владением навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности
ПК-9 способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли
ПК-10 владением навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологию стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации на основе результатов маркетинговых исследований с целью обеспечения конкурентоспособности;
методы и способы оценки воздействия макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, типологию и характер рыночных и специфических рисков, а также методологию сбора и анализа информации о поведении потребителей экономических благ и формирования спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли;
методологию количественного и качественного анализа маркетинговой информации и возможности ее эффективного применения в принятии управленческих решений, для построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления
3.2.Уметь:
3.2.1.применять методы стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации на основе результатов маркетинговых исследований с целью обеспечения конкурентоспособности;
применять методологию маркетинговых исследований с целью оценки воздействия макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать на их основе рыночные и специфические риски, а также осуществлять сбор и анализ информации о поведении потребителей экономических благ и формировании спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли;
применять методы количественного и качественного анализа маркетинговой информации и возможности ее эффективного применения в принятии управленческих решений, для построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.методами стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации на основе результатов маркетинговых исследований с целью обеспечения конкурентоспособности;
навыками организации и проведения маркетинговых исследований с целью оценки воздействия макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявления и анализа рыночных и специфических рисков, а также методологией сбора и анализа информации о поведении потребителей экономических благ и формирования спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли;
навыками количественного и качественного анализа маркетинговой информации и возможности ее эффективного применения в принятии управленческих решений, для построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Цели, задачи и направления маркетинговых исследований
1.1. Концептуальная модель маркетинговых исследований Лекции 5 2 ПК-3, ПК-9, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.2. Концептуальная модель маркетинговых исследований Сам. работа 5 10 ПК-3, ПК-9, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.3. Маркетинговые исследования в системе принятия управленческих решения Сам. работа 5 8 ПК-3, ПК-9, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.4. Процесс маркетинговых исследований. Разработка плана исследования. Практические 5 2 ПК-3, ПК-9, ПК-10 Л1.2, Л2.1
1.5. Процесс маркетинговых исследований. Разработка плана исследования. Сам. работа 5 6 ПК-3, ПК-9, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.3
1.6. Современные информационные технологии и маркетинговые исследования. Сам. работа 5 6 ПК-3, ПК-9, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.3
Раздел 2. Виды, источники и методы сбора маркетинговой информации.
2.1. Определение объема и процедуры выборки, организация сбора данных Лекции 5 2 ПК-3, ПК-9, ПК-10 Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.2. Определение объема и процедуры выборки, организация сбора данных Сам. работа 5 12 ПК-3, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.3. Массовый опрос Практические 5 2 ПК-3, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.4. Массовый опрос Сам. работа 5 10 ПК-3, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.5. Глубинное интервью Сам. работа 5 10 ПК-3, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.6. Экспертные оценки Сам. работа 5 10 ПК-3, ПК-9, ПК-10 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.7. Фокусирование в группе Сам. работа 5 8 ПК-3, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.3
2.8. Наблюдение Сам. работа 5 8 ПК-3, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.3
2.9. Эксперимент Лекции 5 2 ПК-3, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.3
2.10. Эксперимент Сам. работа 5 6 ПК-3, ПК-9, ПК-10 Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скляр, Е.Н. Маркетинговые исследования: Практикум: Практикум М. : Дашков и К, 2016 e.lanbook.com
Л1.2 Голубков Е.П. Маркетинг для профессионалов: практический курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л1.3 Божук, С. Г. Маркетинговые исследования: Учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 : www.biblio-online.ru/book/3014568F-E1A6-4233-BEA1-B6BE3F0FD31F
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Синяева, И.М. Практикум по маркетингу: Практикум М. : Дашков и К, 2016, 2016 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы: http://www.mavriz.ru/, http://www.4p.ru/, http://marketing.rbc.ru/. http://www.mavriz.ru/, http://www.4p.ru/, http://marketing.rbc.ru/
Э2 Поисковые системы: http://www.google.ru/, http://www.yandex.ru/, http://www.rambler.ru/. http://www.google.ru/, http://www.yandex.ru/, http://www.rambler.ru/.
Э3 Информационно-справочные системы: http://ru.wikipedia.org, http://www.economslov.ru/, http://www.glossary.ru/. http://ru.wikipedia.org, http://www.economslov.ru/, http://www.glossary.ru/.
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
Open Office
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов, написание реферата (эссе)