МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Искусство и православие
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.04.03. История искусств
ПрофильИстория отечественного искусства (история архитектуры, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства)
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_04_03_ИИ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 86
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 86 86 86 86
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., Р.Ю. Волоснов Р.Ю.

Рецензент(ы):
д.иск., зав.каф., декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Искусство и православие

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.04.03 История искусств (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 г. № 1404)

составлена на основании учебного плана:
50.04.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Искусство и православие» является рассмотрение духовной основы русского мировоззрения, русской, российской культуры на примере православного искусства.
Основная задача курса - приобретение навыков выявления общих и частных аспектов формирования православного искусства, его роли в становлении русской культуры.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7: способностью анализировать и объяснять историко-культурные, формально-образные, семантические, социокультурные и прочие аспекты в эволюции истории искусства, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей в развитии процессов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о православии как направлении христианства;
- об основных культурных традициях православного искусства;
- о православном культовом зодчестве.
3.2.Уметь:
3.2.1.• знать основные моменты православной культуры;
• знать специфику православного культового зодчества;
• знать основные элементы, признаки и характеристики православного культа и интерьера их символическое значение и связь со сферой искусства.
• уметь ориентироваться в разделах дисциплины;
• понимать значение курса в системе гуманитарных дисциплин, его задачи и методы.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- выявления общих и частных аспектов формирования православного искусства, его роли в становлении русской культуры.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Православие как явление мировой культуры
1.1. Православие как направление христианства. Различие православного и католического подходов в искусстве. Лекции 2 2 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Православие как направление христианства. Различие православного и католического подходов в искусстве. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 2 6 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.3. Православный храм как объект научного изучения. Практические 2 4 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.4. Православный храм как объект научного изучения. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 2 6 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.5. Культовый синтез искусств в православии. Эстетические аспекты внутреннего устройства и убранства православного храма. Лекции 2 2 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.6. Культовый синтез искусств в православии. Эстетические аспекты внутреннего устройства и убранства православного храма. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 2 4 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.7. Православная иконопись. Православная книжная традиция как памятник культуры. (Самостоятельное изучение учебного материала). Сам. работа 2 4 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.8. Церковная тематика и православные сюжетные линии в творчестве русских художников. (Самостоятельное изучение учебного материала). Сам. работа 2 6 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Православное культовое зодчество
2.1. Основные понятия культового зодчества (храм, церковь, молитвенный дом, часовня и др.).Раннехристианские храмы и архитектура. (Самостоятельное изучение учебного материала). Сам. работа 2 6 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Особенности православного культового зодчества. Практические 2 2 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.3. Особенности православного культового зодчества. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 2 4 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.4. Архитекторская деятельность в культовом зодчестве.Применение типовых, образцовых и нормальных проектов в культовом зодчестве и их соотношение. (Самостоятельное изучение учебного материала). Сам. работа 2 4 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.5. Православный храмовый комплекс. Практические 2 2 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.6. Православный храмовый комплекс. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 2 4 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.7. Образ храма в культурном ландшафте. Роль храмов в архитектуре пейзажей населенных пунктов. Лекции 2 2 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.8. Образ храма в культурном ландшафте. Роль храмов в архитектуре пейзажей населенных пунктов. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 2 6 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.9. Архитектурные и символические различия православных и старообрядческих храмов. Особенности деревянной храмовой архитектуры. (Самостоятельное изучение учебного материала). Сам. работа 2 6 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.10. Административно-территориальные аспекты православных храмов. Православные часовни. (Самостоятельное изучение учебного материала). Сам. работа 2 6 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Православный храм: религиозный культ и интерьер
3.1. Внутренняя архитектура и убранство православного храма. Стенная живопись и росписи православного храма. Лекции 2 2 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.2. Внутренняя архитектура и убранство православного храма. Стенная живопись и росписи православного храма. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 2 8 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.3. Алтарь и иконостас как центральные составляющие православного храма. Практические 2 2 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.4. Алтарь и иконостас как центральные составляющие православного храма. (Работа с лекционным материалом, предусматривающая проработку конспекта лекций и учебной литературы, углубление знания учебного материала). Сам. работа 2 8 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.5. Функциональное и эстетическое предназначение православной богослужебной утвари и предметов культа.Православное культовое литьё.Православные священнические одеяния и знаки отличия. (Самостоятельное изучение учебного материала). Сам. работа 2 8 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.6. Зачет по дисциплине Зачет 2 4 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. в приложении
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см. в приложении
Приложения
Приложение 1.   ИиП 50.04.03.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Ефимова-Залекер Е.С. Устная и письменная словесность Русской православной церкви заграницей (фольклор, искусство проповеди, картина мира): Другое Издательство "ФЛИНТА", 2018 https://e.lanbook.com/book/105162
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Р. Ю. Волоснов Искусство и православие [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3621
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Волоснов Р.Ю. Искусство и православие. : Программа курса и методические рекомендации. Барнаул, Изд-во АлтГУ, , 2013 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/426
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Университетская библиотека onlaine http://www.biblioclub.ru/
Э2 Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова http://www.akunb.altlib.ru/elektronnaya-biblioteka.html
Э3 Портал о православной культуре http://www.pravoslavie.ru/
Э4 А.В. Бородиной «Основы православной культуры» http://borodina.mrezha.ru/
Э5 Православная энциклопедия «Азбука веры» http://azbyka.ru/
Э6 Народный каталог православной архитектуры http://sobory.ru/
Э7 Каталог православных ресурсов http://www.hristianstvo.ru/
Э8 Авторский сайт о религии http://o-religii.ru/
Э9 Портал «Религии мира» http://relig.info/
Э10 «Мир религий» http://www.religio.ru/news/index.html
Э11 Каталог сайтов о религии http://www.religiya.su/
Э12 Курс Moodle "Искусство и православие" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=798
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Текущий контроль.
 Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
 Продумайте свой ответ , его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.