МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Маркетинговые исследования и бенчмаркинг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.02. Менеджмент
ПрофильСтратегический маркетинг и менеджмент
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv38_04_02_СМиМ-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Д-р экон. наук, Профессор, Беляев В.И.

Рецензент(ы):
канд. экон. наук, доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Маркетинговые исследования и бенчмаркинг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.04.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 30.03.2015г. №322)

составлена на основании учебного плана:
38.04.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 21.06.2020 г. № 9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
И.о. зав. кафедрой М. М. Бутакова канд. экон. наук, доц.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 21.06.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой И.о. зав. кафедрой М. М. Бутакова канд. экон. наук, доц.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Приобретение знаний, умений и навыков в области организации проведения маркетинговых исследований, накопления информации и производства новых знаний о содержании и структуре рынков, более полном удовлетворении нужд и потребностей людей, эффективном продвижении товаров к потребителям, использовании передового опыта в управлении предприятиями с ориентацией за запросы потребителей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью проводить самостоятельные исследования, обосновывать актуальность и практическую значимость избранной темы научного исследования
ПК-4 способностью использовать количественные и качественные методы для проведения прикладных исследований и управления бизнес-процессами, готовить аналитические материалы по результатам их применения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Методы проведения научных исследований по предварительно выбранной актуальной тематике в сфере маркетинга; теорию и методологию организации проведения научных и профессиональных исследований по предварительно установленным и обоснованным актуальным темам;
методы и приемы проведения количественных и качественных маркетинговых исследований; теорию и методологию организации проведения количественных и качественных маркетинговых исследований.
3.2.Уметь:
3.2.1.Осуществлять сбор и обработку данных, накапливать информацию, производить новые знания о рынках, нуждах и потребностях потребителей, действиях конкурентов, т.п.; трансформировать теоретические и металогические положения по проведению маркетинговых исследований в соответствии с содержанием конкретной ситуации;
разрабатывать «инструменты» (опросные листы, анкеты, сценарии) для сбора количественных и качественных данных в маркетинговых исследованиях;трансформировать, в соответствии с содержанием текущей ситуации, теоретические и методологические положения в конкретные методики проведения количественных и качественных маркетинговых исследований.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Навыками применения методов исследования в изучении рынков и использования получаемой информации и знаний в повышении эффективности маркетинговой деятельности предприятия; опытом организации маркетинговой исследовательской деятельности, направленной на решение актуальных практических проблем предприятия;
навыками проведения количественных и качественных маркетинговых исследований; опытом организации проведения количественных и качественных маркетинговых исследований

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Назначение, общая характеристика маркетинговых исследований. Этапы комплексного маркетингового исследования.
1.1. Назначение, общая характеристика и классификация маркетинговых исследований Лекции 3 1 ОПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2
1.2. Назначение, общая характеристика и классификация маркетинговых исследований Сам. работа 3 2 ОПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2
1.3. Назначение, общая характеристика и классификация маркетинговых исследований Практические 3 1 ОПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2
1.4. Этапы комплексного маркетингового исследования. Характеристика начальных этапов Лекции 3 1 ОПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2
1.5. Этапы комплексного маркетингового исследования. Характеристика начальных этапов Практические 3 2 ОПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2
1.6. Этапы комплексного маркетингового исследования. Характеристика начальных этапов Сам. работа 3 4 ОПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2
1.7. Этические аспекты маркетинговых исследований Практические 3 1 ОПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2
1.8. Этические аспекты маркетинговых исследований Сам. работа 3 4 ОПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Классификация маркетинговых исследований
2.1. Поисковые,описательные,причинные исследования Практические 3 1 ОПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2
2.2. Поисковые,описательные,причинные исследования Сам. работа 3 4 ОПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2
2.3. Маркетинговые шкалы Практические 3 1 ОПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2
2.4. Маркетинговые шкалы Сам. работа 3 5 ОПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2
2.5. Построение выборки Практические 3 1 ОПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2
2.6. Построение выборки Сам. работа 3 6 ОПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2
2.7. Разработка анкет и форм для записи наблюдений Практические 3 1 ОПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2
2.8. Разработка анкет и форм для записи наблюдений Сам. работа 3 6 ОПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2
2.9. Подготовка и первичная обработка данных Практические 3 1 ОПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2
2.10. Подготовка и первичная обработка данных Сам. работа 3 6 ОПК-3, ПК-4 Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Бенчмаркинг: сущность, предназначение, цели, задачи, этапы, инструменты
3.1. Содержание и сущность бенчмаркинга Лекции 3 2 ОПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1
3.2. Содержание и сущность бенчмаркинга Практические 3 1 ОПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1
3.3. Содержание и сущность бенчмаркинга Сам. работа 3 6 ОПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1
3.4. Применение бенчмаркинга в сфере торговли Практические 3 1 ОПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1
3.5. Применение бенчмаркинга в сфере торговли Сам. работа 3 8 ОПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1
3.6. Применение бенчмаркинга в производстве и сбыте промышленных товаров Лекции 3 2 ОПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1
3.7. Применение бенчмаркинга в производстве и сбыте промышленных товаров Практические 3 3 ОПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1
3.8. Применение бенчмаркинга в производстве и сбыте промышленных товаров Сам. работа 3 10 ОПК-3, ПК-4 Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соловьева, Ю. Н. Конкурентные преимущества и бенчмаркинг: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры Москва : Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 Галицкий, Е. Б. Маркетинговые исследования. Теория и практика: учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2019
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Коротков, А. В. Маркетинговые исследования : учебник для бакалавров Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru/book/10367DB3-7706-4F70-86B1-4A200EB731B8
Л2.2 В. И. Беляев Маркетинговые исследования: сбор данных и производство знаний: учебник [Азбука], 2012
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Юридический маркетинг: Как отличаться от конкурентов? www.youtube.com
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional
Office 2010 Professional
OpenOffice
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов, написание реферата (эссе).