Закреплена за кафедрой | Кафедра социологии и конфликтологии |
---|---|
Направление подготовки | 19.03.01. Биотехнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 19_03_01_Биотех-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 20,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 20 | 20 | 20 | 20 |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 |
Сам. работа | 9 | 27 | 9 | 27 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 90 | 72 | 90 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии
Протокол от 05.06.2020 г. № 6
Заведующий кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор
1.1. | сформировать представление о современной социальной организации и социальном развитии общества, о социальном взаимодействии и социальных отношениях, о методах социологического исследования; умении проанализировать социальные последствия своей профессиональной деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.07 |
ОК-6 | способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные и культурные различия |
ОК-7 | способностью к самоорганизации и самообразованию |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | типологию социальных общностей и социальных групп, механизмы достижения групповой солидарности в различных трудовых и образовательных коллективах, пути профилактики и разрешения внутригрупповых и межгрупповых конфликтов; многообразие подходов к изучению общества, представленных в основных социологических парадигмах; особенности социальной самоидентификации и самореализации личности на различных этапах общественного развития и в контексте различных социокультурных систем. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выделять «сильные» и «слабые» стороны деятельности неоднородных в этническом и культурном отношении коллективов; моделировать оптимальные варианты распределения социальных ролей между членами коллектива с учетом их личностных особенностей, а также характера стоящих перед коллективом задач; находить и анализировать механизмы взаимодействия и взаимовлияния социального и биологического в человеке; обнаруживать свойства личности и общества как самоорганизующихся систем; соотносить эти системы по степени сложности и структурно-функционального совершенства. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками оценки места и роли формального и неформального лидера в жизни группы, определения лидерских качеств членов группы и особенностей реализации этих качеств в деятельности научных творческих коллективов; навыками оптимального включения в существующую систему общественных отношений с целью максимальной реализации собственного личностного (образовательного, профессионального, творческого, коммуникативного) потенциала. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Социология как наука | ||||||
1.1. | Социология как наука. | Лекции | 4 | 4 | ОК-6 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.2. | Социология как наука. | Практические | 4 | 2 | ОК-6 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Социология как наука. | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-6 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Основные направления развития современного социологического знания. | Лекции | 4 | 4 | ОК-6 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.5. | Основные направления развития современного социологического знания. | Практические | 4 | 2 | ОК-6 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.6. | Основные направления развития современного социологического знания. | Сам. работа | 4 | 2 | ОК-6 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.7. | Общество как социальная система. | Лекции | 4 | 4 | ОК-6 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.8. | Общество как социальная система. | Практические | 4 | 2 | ОК-6 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.9. | Общество как социальная система. | Сам. работа | 4 | 5 | ОК-6 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.10. | Социальные общности и группы в социальной системе общества. | Лекции | 4 | 4 | ОК-6 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.11. | Социальные общности и группы в социальной системе общества. | Практические | 4 | 2 | ОК-6 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.12. | Социальные общности и группы в социальной системе общества. | Сам. работа | 4 | 6 | ОК-6 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.13. | Личность как объект и субъект социальных отношений | Лекции | 4 | 2 | ОК-6 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.14. | Личность как объект и субъект социальных отношений | Сам. работа | 4 | 6 | ОК-6 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.15. | Личность как объект и субъект социальных отношений | Практические | 4 | 4 | ОК-6 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.16. | Социальный контроль. Социальная девиация | Лекции | 4 | 2 | ОК-6 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.17. | Социальный контроль. Социальная девиация | Практические | 4 | 4 | ОК-6 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.18. | Социальный контроль. Социальная девиация | Сам. работа | 4 | 6 | ОК-6 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
не предусмотрено |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Латышева, В. В. | Социология: учебник для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 | www.biblio-online.ru/book/DBA3D0FC-3AEF-4B45-B3A9-0F051A7D9289. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Брушкова Л.А. | Социология : учебник и практикум | Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/0C83810F-60BE-465D-B8BB-27371020D39B. |
Л2.2 | Исаев, Б. А. | Социология: учебное пособие для академического бакалавриата | М. : Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2017 | указать электронный адрес http://www.biblio-online.ru/book/F06EA469-0AD6-4FAF-8467-9A51191FC7BC |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Интернет-ресурсы | |||
Э2 | 1. www.lib.msu.su (Научная библиотека МГУ) | |||
Э3 | 2. www.public.ru (Публичная Интернет библиотека) | |||
Э4 | 3. www.isras.ru (Институт социологии РАН) | |||
Э5 | Электронные библиотечные системы: | |||
Э6 | 1. ЭБС издательства «Лань» - http://e.lanbook.com/ | |||
Э7 | 2. ЭБС «Университетская библиотека online» - http://www.biblioclub.ru/ | |||
Э8 | Курс в Moodle "Социология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. Лекция. На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. Промежуточная аттестация. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. |