Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 61 |
---|---|
Направление подготовки | 53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 32 ЗЕТ |
Учебный план | z53_03_02_МИИ-234-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Итого | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 12 | 12 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 44 | 44 |
Сам. работа | 272 | 272 | 204 | 204 | 132 | 132 | 312 | 312 | 164 | 164 | 1084 | 1084 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 8 | 8 | 24 | 24 |
Итого | 288 | 288 | 216 | 216 | 144 | 144 | 324 | 324 | 180 | 180 | 1152 | 1152 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 61
Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.
1.1. | подготовить студентов к работе в профессиональных коллективах развить у студентов оркестровое мышление изучить оркестровый репертуар развить художественный вкус студентов, расширить их музыкальный кругозор |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ПК-7 | готовностью к постижению закономерностей и методов исполнительской работы над музыкальным произведением, подготовки произведения, программы к публичному выступлению, студийной записи, задач репетиционного процесса, способов и методов его оптимальной организации в различных условиях |
ПК-8 | готовностью к пониманию и использованию механизмов музыкальной памяти, специфики слухо-мыслительных процессов, проявлений эмоциональной, волевой сфер, работы творческого воображения в условиях конкретной профессиональной деятельности |
ПК-30 | способностью осуществлять художественное руководство творческим коллективом (самодеятельными/любительскими в области народного творчества), руководить учебными музыкально-исполнительскими коллективами в организациях, осуществляющих образовательную деятельность |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | задачи и этапы репетиционной работы, последовательность всех этапов репетиционной работы основные термины и понятия музыкальной педагогики и психологии механизмы работы творческого воображения и мышления выразительные и технические возможности родственных инструментов их роли в оркестре, ансамбле, дуэте базовый репертуар оркестровых инструментов и переложений |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | организовать репетиционный процесс согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле применять психологические знания в своей будущей профессиональной деятельности, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения работать в составе оркестра, ансамбля, дуэта в различных творческих коллективах, а также осуществлять руководство этими коллективами |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | творческим подходом к работе над музыкальным произведением необходимыми навыками психологии обучения, современными приёмами их развития умением исполнения партий в оркестре, ансамбле, пониманием дирижёрского жеста и умением продирижировать отдельные места в партиях, а также возможностями выполнять работу по художественному руководству |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Адаптация студентов в оркестре | ||||||
1.1. | Приобретение навыков чтения с листа в составе оркестра | Практические | 1 | 2 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Развитие техники чтения с листа несложных оркестровых партий | Сам. работа | 1 | 68 | ПК-8 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Аккомпанирование оркестра солистам | Практические | 1 | 2 | ПК-30 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Совершенствование ансамблевой игры в составе оркестра | Сам. работа | 1 | 68 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.5. | Работа над произведениями классического концертного репертуара | Практические | 1 | 4 | ПК-8 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.6. | Детальное изучение своих партий. Преодоление технических трудностей. Достижение чистоты интонирования, точности штрихов, ритма. | Сам. работа | 1 | 68 | ПК-30 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.7. | Работа над обработками популярной музыки | Практические | 1 | 4 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.8. | Усвоение специфики формы и жанра произведения. Подготовка к исполнению музыкальных произведений в различных акустических условиях. | Сам. работа | 1 | 68 | ПК-8 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Становление навыков игры в оркестре | ||||||
2.1. | Развитие навыков чтения с листа в составе оркестра | Практические | 2 | 2 | ПК-30 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Чтение с листа несложных оркестровых партий | Сам. работа | 2 | 68 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Аккомпанирование оркестра солистам | Практические | 2 | 2 | ПК-8 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Совершенствование ансамблевой игры в составе оркестра | Сам. работа | 2 | 68 | ПК-30 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Работа над произведениями классического концертного репертуара | Практические | 2 | 2 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Детальное изучение своих партий. Преодоление технических трудностей. Достижение чистоты интонирования, точности штрихов, ритма. | Сам. работа | 2 | 68 | ПК-8 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
2.7. | Работа над обработками популярной музыки | Практические | 2 | 2 | ПК-30 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Развитие навыков игры в оркестре | ||||||
3.1. | Развитие навыков чтения с листа в составе оркестра | Практические | 3 | 2 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Чтение с листа несложных оркестровых партий | Сам. работа | 3 | 32 | ПК-8 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Аккомпанирование оркестра солистам | Практические | 3 | 2 | ПК-30 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Совершенствование ансамблевой игры в составе оркестра | Сам. работа | 3 | 32 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
3.5. | Работа над произведениями классического концертного репертуара | Практические | 3 | 2 | ПК-8 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
3.6. | Детальное изучение своих партий. Преодоление технических трудностей. Достижение чистоты интонирования, точности штрихов, ритма. | Сам. работа | 3 | 34 | ПК-30 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
3.7. | Работа над обработками популярной музыки | Практические | 3 | 2 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
3.8. | Усвоение специфики формы и жанра произведения. Подготовка к исполнению музыкальных произведений в различных акустических условиях. | Сам. работа | 3 | 34 | ПК-30 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Совершенствование навыков игры в оркестре | ||||||
4.1. | Совершенствование навыков чтения с листа в составе оркестра | Практические | 4 | 2 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Чтение с листа оркестровых партий любой сложности | Сам. работа | 4 | 78 | ПК-8 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Аккомпанирование оркестра солистам | Практические | 4 | 2 | ПК-30 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.4. | Совершенствование ансамблевой игры в составе оркестра | Сам. работа | 4 | 78 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.5. | Работа над произведениями классического концертного репертуара | Практические | 4 | 2 | ПК-8 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.6. | Детальное изучение своих партий. Решение технических задач. Достижение чистоты интонирования, точности штрихов, ритма. | Сам. работа | 4 | 78 | ПК-30 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.7. | Работа над обработками популярной музыки | Практические | 4 | 2 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.8. | Усвоение специфики формы и жанра произведения. Подготовка к исполнению музыкальных произведений в различных акустических условиях. | Сам. работа | 4 | 78 | ПК-8 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Профессиональная игра в оркестре | ||||||
5.1. | Свободное чтение с листа в составе оркестра | Практические | 5 | 2 | ПК-30 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Свободное чтение с листа оркестровых партий любой сложности | Сам. работа | 5 | 40 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
5.3. | Аккомпанирование оркестра солистам | Практические | 5 | 2 | ПК-8 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
5.4. | Совершенствование ансамблевой игры в составе оркестра | Сам. работа | 5 | 40 | ПК-30 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
5.5. | Работа над произведениями классического концертного репертуара | Практические | 5 | 2 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
5.6. | Детальное изучение своих партий. Решение технических и художественных задач. Достижение чистоты интонирования, точности штрихов, ритма. | Сам. работа | 5 | 42 | ПК-8 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
5.7. | Работа над обработками популярной музыки | Практические | 5 | 2 | ПК-30 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
5.8. | Усвоение специфики формы и жанра произведения. Подготовка к исполнению музыкальных произведений в различных акустических условиях. | Сам. работа | 5 | 42 | ПК-8 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гончарук А. Ю. | Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов | Директ-Медиа, 2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Борисова Е. Н., Глазкова Т. В. | Профессиональное общение музыкантов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Согласие, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Барченкова М.Д., Осипенкова А.Т. | Англо-русский словарь музыкальных терминов: Словари | Издательство "ФЛИНТА", 2014 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | https://imslp.org/ | |||
Э2 | http://www.notarhiv.ru/ | |||
Э3 | http://notes.tarakanov.net/ | |||
Э4 | Курс "Оркестровый класс" в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Актовый зал Д | концертный зал | Учебная мебель на 500 посадочных мест; рабочее место преподавателя; рояль – 2 ед.; оркестровые пульты; дирижерский пульт; звукотехническое оборудование: микрофон кардиоидный подвесной конденсаторный Shure CVO-W/C – 3 шт.; микрофон петличный AUDIO TECHNICA ATR 35cW – 1 шт.; микшерная консоль цифровая ALLEN&HEATH QU32 с возможностью дистанционного управления – 1 шт.; радиомикрофон Shure Etvs/pg58 – 2шт.; радиомикрофон SENNHEISER EW 145-G3-B-X UHF – 1 шт.; монитор НК PR:О 12 м – 2 шт.; сабвуфер HK PR:О 15о – 4шт.; сателиты HK PR:О 8 – 12 шт. |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
Для успешной работы в оркестровом коллективе, его участникам необходимо иметь общее представление об исполняемом сочинении, хорошо выучить партию и свободное владеть инструментом. На занятиях необходимо добиваться единства звучания, атаки звука, динамики и интонации с другими участниками коллектива. Целесообразно организовывать групповые репетиции, где особо должны ставится вопросы унификации звучания, единства аппликатуры, штрихов и динамики. Можно порекомендовать индивидуальную сдачу партий как концертмейстеру оркестра так и дирижёру. Необходимо детально изучить психологические, творческие и организационные особенности репетиционного процесса, приобрести навыки не только исполнения партий в оркестре, но и, при необходимости, художественного руководства творческим коллективом. |