МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История орнамента
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планv54_03_02_ДПИ-5-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 54
самостоятельная работа 162
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 162 162 162 162
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, Кирюшина Юлия Владимировна

Рецензент(ы):
кандидат искусствоведения, доцент, Киселева Наталья Егоровна

Рабочая программа дисциплины
История орнамента

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.01.2016 г. N 10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент Черняева Ирина Валерьевна

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева Ирина Валерьевна

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является формирование представлений об этапах исторического развития орнамента, его основных стилях и видах.
Задачи:
- изучение основных вопросов теории орнамента;
- овладение системой знаний об исторической эволюции орнамента, ее общих закономерностях;
- формирование представления об основных этапах, стилях и характерных чертах орнамента в разные эпохи, умения анализировать природу и специфику орнамента;
- развитие творческого мышления на базе изучения художественного наследия и практическое применение полученных знаний.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: способностью собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- значение орнамента в истории культуры, генезис и семантику орнаментального образования, смысловые корни орнаментики древних культур, значение орнамента в декоративно-прикладном искусстве
- особенности орнаментальных композиций для проектирования изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
3.2.Уметь:
3.2.1.- распознавать стилевые и конструктивные особенности декоративных форм в ансамблях произведений декоративно-прикладного искусства искусства и народных промыслов
- получать систематизированное представление об опыте, накопленном мировой художественной практикой в орнаментальном искусстве
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками работы с литературным и иллюстративным материалом по орнаментальному искусству
- навыками сбора, анализа и систематизации материалов по орнаментальному искусству при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Историко-теоретические аспекты изучения орнамента
1.1. Природа и сущность орнамента Лекции 8 2 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6
1.2. Классификация орнаментальных мотивов Лекции 8 2 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6
1.3. Орнаментальная композиция и особенности ее построения Лекции 8 2 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6
1.4. Природа и сущность орнамента. Классификация орнаментальных мотивов. Орнаментальная композиция и особенности ее построения Сам. работа 8 6 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6
Раздел 2. Орнамент различных эпох и стилей
2.1. Египетский орнамент Лекции 8 2 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.2. Орнамент Древней Греции и Рима Лекции 8 2 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.3. Орнамент Древней Греции и Рима Сам. работа 8 8 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.4. Орнамент стран Древнего Востока (Китай, Япорния, Индия) Лекции 8 2 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.5, Л2.6
2.5. Орнамент стран Древнего Востока (Китай, Япорния, Индия) Практические 8 4 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.5, Л2.6
2.6. Древнерусский орнамент Практические 8 4 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.6
2.7. Древнерусский орнамент Сам. работа 8 6 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.4, Л2.6
2.8. Орнамент раннего средневековья Сам. работа 8 6 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.9. Романский орнамент Практические 8 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.10. Орнамент барокко и рококо Сам. работа 8 12 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.11. Романский орнамент Сам. работа 8 13 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.12. Готический орнамент Практические 8 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.13. Готический орнамент Сам. работа 8 15 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.14. Конструктивный и технический орнамент Лекции 8 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.15. Орнамент раннего средневековья Лекции 8 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.16. Орнамент эпохи Возрождения Практические 8 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.17. Орнамент эпохи Возрождения Сам. работа 8 24 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.18. Орнамент барокко Практические 8 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.19. Орнамент рококо Практические 8 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.20. Орнамент классицизма Лекции 8 2 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.21. Орнамент стиля ампир Практические 8 4 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.22. Орнамент стиля ампир Сам. работа 8 24 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.23. Орнамент эклектизма Практические 8 4 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.24. Орнамент эклектизма Сам. работа 8 24 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.25. Конструктивный и технический орнамент Сам. работа 8 24 ПК-3 Л2.1, Л2.2, Л3.1, Л1.1, Л2.6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств
См. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Буткевич Л.В. История орнамента: Учебное пособие М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=55836
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=260776
Л2.2 Окладникова Е.А. Традиционное декоративно-прикладное искусство стран западной Европы: Учебное пособие СПб.: Издательский дом "Петрополис"// ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2013 г. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=272495
Л2.3 Симаков Н.Е. Русский орнамент в старинных образцах ткани, эмали, резьба из дерева и кости, оборонное, чеканное и литейное дело: Спб,: б.и. // ЭБС "Унивесритетская библиотека онлайн" , 1882 г. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=95313
Л2.4 Писарев С.И. Древнерусский орнамент с Х-ХVII век включительно на парчах, набойках и других тканях: Иллюстрированные издания СПб,: Типо-литография В.В. Комарова // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=65626
Л2.5 Виноградова Н.А. Китай, Корея, Япония: образ мира в искусстве.: Сборник научных статей М.: Прогресс - Традиция // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=105305
Л2.6 Кирюшина Ю.В. История декоративно-прикладного искусства : Учебное пособие Барнаул, изд-во Алтайского государственного университета // ЭБС Алтайского государственного университета, 2016 г. http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3362
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Ткаченко А.В., Ткаченко Л.А. История и современные проблемы декоративно-прикладного искусства: Учебно-методический комплекс Кемерово: КемГУКИ // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=438722
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Государственный Эрмитаж http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/?lng=ru
Э2 Орнаменты всех времен и народов http://arttower.ru/forum/?showtopic=11314
Э3 Государственный Русский музей http://www.rusmuseum.ru/
Э4 История возникновения орнамента http://edushk.ru/istoriya/19955/index.html
Э5 Национальный орнамент http://studbooks.net/1132503/kulturologiya/natsionalnyy_ornament
Э6 История возникновения орнамента http://yun.moluch.ru/archive/5/328/
Э7 Музей изобразительных искусств им. Пушкина http://www.arts-museum.ru/
Э8 Курс «История орнамента» в Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3910
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. Приложение