МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История орнамента

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.04.03. История искусств
ПрофильКреативные индустрии и менеджмент в сфере искусства
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz50_04_03_КИиМвСИ-1-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 6
самостоятельная работа 62
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 2 2 2 2
Сам. работа 62 62 62 62
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.иск., доц., Кирюшина Ю.В.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
История орнамента

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.04.03 История искусств (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 561)

составлена на основании учебного плана:
50.04.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является формирование представлений об этапах исторического развития орнамента, его основных стилях и видах.
Задачи:
- изучение основных вопросов теории орнамента;
- овладение системой знаний об исторической эволюции орнамента, ее общих закономерностях;
- формирование представления об основных этапах, стилях и характерных чертах орнамента в разные эпохи, умения анализировать природу и специфику орнамента;
- развитие творческого мышления на базе изучения художественного наследия и практическое применение полученных знаний.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способен создавать арт-проект в сфере творческих индустрий и управлять им;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- значение орнамента в истории культуры, генезис и семантику орнаментального образования, смысловые корни орнаментики древних культур
- значение орнамента в западно-европейской, византийской, славянской, северокавказской культурах, культурную идентичность для формирования патриотизма и гражданской позиции
- значение орнамента в истории культуры, генезис и семантику орнаментального образования, смысловые корни орнаментики древних культур, значение орнамента в декоративно-прикладном искусстве
- значение орнамента в западно-европейской, византийской, славянской, северокавказской культурах, культурную идентичность для формирования патриотизма и гражданской позиции
3.2.Уметь:
3.2.1.- распознавать стилевые и конструктивные особенности декоративных форм в ансамблях произведений декоративно-прикладного искусства искусства и народных промыслов
- получать систематизированное представление об опыте, накопленном мировой художественной практикой в орнаментальном искусстве
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- искусствоведческого нализа содержания орнаментальных композиций в контексте исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции
- навыки работы с литературным и иллюстративным материалом по орнаментальному искусству
- навыки сбора, анализа и систематизации материалов по орнаментальному искусству при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Историко-теоретические аспекты изучения орнамента
1.1. Природа и сущность орнамента. Классификация орнаментальных мотивов.Орнаментальная композиция и особенности ее построения Лекции 2 2 ПК-2 Л2.4, Л3.1, Л1.1, Л2.6
1.2. Природа и сущность орнамента. Классификация орнаментальных мотивов. Орнаментальная композиция и особенности ее построения Сам. работа 2 2 ПК-2 Л2.4, Л3.1, Л1.1, Л2.6
Раздел 2. Орнамент различных эпох и стилей
2.1. Египетский орнамент Лекции 2 2 ПК-2 Л2.4, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.2. Орнамент Древней Греции и Рима Сам. работа 2 4 ПК-2 Л2.4, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.3. Орнамент стран Древнего Востока (Китай, Япорния, Индия) Практические 2 2 ПК-2 Л2.4, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л2.6
2.4. Древнерусский орнамент Сам. работа 2 6 ПК-2 Л2.4, Л3.1, Л1.1, Л2.3, Л2.5, Л2.6
2.5. Орнамент раннего средневековья Сам. работа 2 4 ПК-2 Л2.4, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.6. Орнамент раннего средневековья Сам. работа 2 6 ПК-2 Л2.4, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.7. Орнамент барокко и рококо Сам. работа 2 4 ПК-2 Л2.4, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.8. Романский орнамент Сам. работа 2 4 ПК-2 Л2.4, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.9. Готический орнамент Сам. работа 2 4 ПК-2 Л2.4, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.10. Конструктивный и технический орнамент Сам. работа 2 4 ПК-2 Л2.4, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.11. Орнамент эпохи Возрождения Сам. работа 2 4 ПК-2 Л2.4, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.12. Орнамент барокко и рококо Сам. работа 2 4 ПК-2 Л2.4, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.13. Орнамент классицизма Сам. работа 2 4 ПК-2 Л2.4, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.14. Орнамент стиля ампир Сам. работа 2 4 ПК-2 Л2.4, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.15. Орнамент эклектизма Сам. работа 2 4 ПК-2 Л2.4, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.16. Конструктивный и технический орнамент Сам. работа 2 4 ПК-2 Л2.4, Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.6
2.17. Зачет 2 4 ПК-2 Л3.1, Л1.1, Л2.6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Буткевич Л.В. История орнамента: Учебное пособие М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Окладникова Е.А. Традиционное декоративно-прикладное искусство стран западной Европы: Учебное пособие СПб.: Издательский дом "Петрополис"// ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2013 г. biblioclub.ru
Л2.2 Виноградова Н.А. Китай, Корея, Япония: образ мира в искусстве.: Сборник научных статей М.: Прогресс - Традиция // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2010 biblioclub.ru
Л2.3 Симаков Н.Е. Русский орнамент в старинных образцах ткани, эмали, резьба из дерева и кости, оборонное, чеканное и литейное дело: Спб,: б.и. // ЭБС "Унивесритетская библиотека онлайн" , 1882 г. biblioclub.ru
Л2.4 Кошаев В.Б. Декоративно-прикладное искусство: Учебное пособие М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. biblioclub.ru
Л2.5 Писарев С.И. Древнерусский орнамент с Х-ХVII век включительно на парчах, набойках и других тканях: Иллюстрированные издания СПб,: Типо-литография В.В. Комарова // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", biblioclub.ru
Л2.6 Кирюшина Ю.В. История декоративно-прикладного искусства : Учебное пособие Барнаул, изд-во Алтайского государственного университета // ЭБС Алтайского государственного университета, 2016 г. elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Ткаченко А.В., Ткаченко Л.А. История и современные проблемы декоративно-прикладного искусства: Учебно-методический комплекс Кемерово: КемГУКИ // ЭБС "Университетская библиотека онлайн", 2014 г. biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Государственный Эрмитаж www.hermitagemuseum.org
Э2 Орнаменты всех времен и народов arttower.ru
Э3 Государственный Русский музей www.rusmuseum.ru
Э4 История возникновения орнамента edushk.ru
Э5 Национальный орнамент studbooks.net
Э6 История возникновения орнамента yun.moluch.ru
Э7 Музей изобразительных искусств им. Пушкина www.arts-museum.ru
Э8 Курс «История орнамента» в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

См. Приложение