Закреплена за кафедрой | Кафедра математического анализа |
---|---|
Направление подготовки | 02.03.01. Математика и компьютерные науки |
Профиль | Математические основы компьютерных наук |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 02_03_01_МиКН-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 18 | 18 | 18 | 18 |
Сам. работа | 74 | 74 | 74 | 74 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра математического анализа
Протокол от 02.07.2020 г. № 9
Заведующий кафедрой Доцент, к.ф.м.н. Саженков А.Н.
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины «Псевдориманова геометрия" является знание оновных понятий дифференцируемых многообразий, римановой и псевдоримановой геометрии, умение применять их в исследовательской работе. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
УК-1 | Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач |
УК-2 | Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений |
УК-3 | Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде |
УК-4 | Способен осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) |
ОПК-1 | Способен консультировать и использовать фундаментальные знания в области математического анализа, комплексного и функционального анализа алгебры, аналитической геометрии, дифференциальной геометрии и топологии, дифференциальных уравнений, дискретной математики и математической логики, теории вероятностей, математической статистики и случайных процессов, численных методов, теоретической механики в профессиональной деятельности |
ОПК-2 | Способен проводить под научным руководством исследование на основе существующих методов в конкретной области профессиональной деятельности |
ОПК-3 | Способен самостоятельно представлять научные результаты, составлять научные документы и отчеты |
ОПК-4 | Способен находить, анализировать, реализовывать программно и использовать на практике математические алгоритмы, в том числе с применением современных вычислительных систем |
ОПК-5 | Способен решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий, в том числе отечественного производителя, и с учетом основных требований информационной безопасности |
ОПК-6 | Способен использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности |
ОПК-7 | Способен использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности |
ПК-1 | Способен демонстрировать базовые знания математических и естественных наук, основ программирования и информационных технологий |
ПК-2 | Способен преподавать математику и информатику в средней школе, специальных учебных заведениях на основе полученного фундаментального образования и научного мировоззрения. |
ПК-3 | Способен создавать и исследовать новые математические модели в естественных науках, промышленности и бизнесе, с учетом возможностей современных информационных технологий и программирования и компьютерной техники. |
ПК-4 | Способен использовать современные методы разработки и реализации конкретных алгоритмов математических моделей на базе языков программирования и пакетов прикладных программ моделирования. |
ПК-5 | Способен участвовать в разработке технической документации программных продуктов и программных комплексов |
ПК-6 | Способен принимать участие в управлении проектами создания информационных систем и программных комплексов на стадиях их жизненного цикла. |
ПК-7 | Способен учитывать знания проблем и тенденций развития рынка ПО в профессиональной деятельности. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основне понятия дифференцируемых многообразий,владеть аппаратом тензорной алгебры и тензорного анализа на римановых(псевдоримановых) многообразиях и его применениями в геометрии, теоретической механике и смежных дисциплинах. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | владеть аппаратом тензорной алгебры и тензорного анализа на многообразиях и его применение в геометрии, теоретической механике и смежных дисциплинах. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Иметь навыки применения тензорной алгебры и тензорного анализа в геометрии, теоретической механике и смежных дисциплинах. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Тензоры | ||||||
1.1. | Соглашение о суммирование Линейные и полилинейные отображения, формы. | Лекции | 6 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Тензорное произведение линейных форм. Примеры. Понятие тензора. | Практические | 6 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Тензорная алгебра. | Сам. работа | 6 | 8 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Внешние формы. Внешнее произведение. | Лекции | 6 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Евклидово и псевдоевклидово пространства. Изотропный конус. | Практические | 6 | 4 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Геометрия Лобачевского | Сам. работа | 6 | 8 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Криволинейные координаты. Локальный базис. Цилиндрические и сферические координаты. | Лекции | 6 | 4 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Криволинейные координаты. Локальный базис. Цилиндрические и сферические координаты. | Сам. работа | 6 | 8 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Дифференцируемые многообразия | ||||||
2.1. | Определение дифференцируемого многообразия. Примеры | Лекции | 6 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Векторные и тензорные поля. Коммутатор векторных полей. Свойства. Алгебра Ли. | Практические | 6 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Понятие тензора. Координаты. Закон преобразования координат. Тензорное произведение, Примеры. . | Сам. работа | 6 | 8 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Тензорная алгебра. Свертка, симметрирование, альтернирование. Внешнее произведение. Примеры. | Практические | 6 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Линейные дифференциальные формы. Внешние дифференциальные формы. Внешний дифференциал. | Лекции | 6 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Линейные дифференциальные формы. Внешние дифференциальные формы. Внешний дифференциал. | Сам. работа | 6 | 8 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Системы уравнений Пфаффа.Теорема Фробениуса | Лекции | 6 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Системы уравнений Пфаффа.Теорема Фробениуса | Сам. работа | 6 | 8 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Пространство аффинной связности | ||||||
3.1. | Определение связности. Ковариантная производная. Коэффициенты и формы связности. | Лекции | 6 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Определение связности. Ковариантная производная. Коэффициенты и формы связности. | Сам. работа | 6 | 8 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Параллельный перенос. Геодезические | Практические | 6 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Параллельный перенос. Геодезические | Сам. работа | 6 | 4 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Тензор кривизны. Основные тождества. Тензор Риччи. | Практические | 6 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
3.6. | Кривизна и кручение связности. | Практические | 6 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
3.7. | Кривизна и кручение связности. | Сам. работа | 6 | 8 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
3.8. | Определение риманова многообразия. Связность Леви-Чивита. | Практические | 6 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
3.9. | Секционная кривизна. Пространство постоянной кривизны. | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Доказать, что светка тензора -тензор. 2.Доказать свойства тензорного произведения. 3. Теорема о размерности внешней алгебры. 4.Доказать, чть внешнее произведение двух линейных форм равна нулю тогда и только тогда, когда они пропорциональны. 5.Доказать, что общая линейная-дифференцируемое многообразие. 6.Определить размерность O(n)Теорема Фробениуса(варианты). 7.Тензор кручения в прямых обозначениях и в координатах. 8.Тензор кривизны в прямых обозначениях и в координатах. 9.Геометрический смысл Тензора кривизны. 10 Связность Леви-Чивита. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Рефераты; 1. Геометрия Лобачевского. 2. Простейшие понятия специальной теории относительности |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Письменные работы:1. Тензорная алгебра. 2.Тензорный анализ 3. Ковариантное дифференцирование. 4. Тензор кривизны. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | П. Н. Клепиков [и др.] | Системы компьютерной математики в задачах геометрического моделирования: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | АлтГУ; [П. Н. Клепиков и др. ; под ред. Е. Д. Родионова] | Системы компьютерной математики в задачах геометрического моделирования (Ч. 2): учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle "Псевдориманова геометрия" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Программное обеспечение для проведения практических работ: Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader, | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Единый образовательный портал Алтайского государственного университета http://portal.edu.asu.ru/ 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. - Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). - Самостоятельную подготовку к занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. - Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. - В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. - Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. - Если к занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. - При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. Самостоятельная работа. - При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. - Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. - Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. - При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. - Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. Итоговый контроль. - Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя. - В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. - Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на занятии, изучите их самостоятельно. Чешкова М.А Риманова геометрия. Барнаул,1989 АГУ,Барнаул. 1984. Чешкова М.А Элементы тензорного исчисления (практикум) АГУ,Барнаул. 2010 Чешкова М.А Дифференцируемые многообразия АГУ,Барнаул. 2015 Чешкова М.А Геометрия Лобачевского АГУ,Барнаул. 2011 |