МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Оркестровый класс и оркестровые трудности
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость32 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02_МИИ-234-2020
Часов по учебному плану 1152
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 1084
контроль 24
Виды контроля по курсам
диф. зачеты: 1, 2, 3, 4, 5

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 3 4 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 12 12 8 8 8 8 8 8 8 8 44 44
Сам. работа 272 272 204 204 132 132 312 312 164 164 1084 1084
Часы на контроль 4 4 4 4 4 4 4 4 8 8 24 24
Итого 288 288 216 216 144 144 324 324 180 180 1152 1152

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Оркестровый класс и оркестровые трудности

разработана в соответствии с ФГОС:
по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 11.08.2016 № 1010; зарегистрирован Минюстом России от 26.08.2016г., № 43448

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовить студентов к работе в профессиональных коллективах
развить у студентов оркестровое мышление
изучить оркестровый репертуар
развить художественный вкус студентов, расширить их музыкальный кругозор

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7: готовностью к постижению закономерностей и методов исполнительской работы над музыкальным произведением, подготовки произведения, программы к публичному выступлению, студийной записи, задач репетиционного процесса, способов и методов его оптимальной организации в различных условиях
ПК-8: готовностью к пониманию и использованию механизмов музыкальной памяти, специфики слухо-мыслительных процессов, проявлений эмоциональной, волевой сфер, работы творческого воображения в условиях конкретной профессиональной деятельности
ПК-30: способностью осуществлять художественное руководство творческим коллективом (самодеятельными/любительскими в области народного творчества), руководить учебными музыкально-исполнительскими коллективами в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.задачи и этапы репетиционной работы, последовательность всех этапов репетиционной работы
основные термины и понятия музыкальной педагогики и психологии
механизмы работы творческого воображения и мышления
выразительные и технические возможности родственных инструментов их роли в оркестре, ансамбле, дуэте
базовый репертуар оркестровых инструментов и переложений
3.2.Уметь:
3.2.1.организовать репетиционный процесс
согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные решения при работе в ансамбле
применять психологические знания в своей будущей профессиональной деятельности, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения
работать в составе оркестра, ансамбля, дуэта в различных творческих коллективах, а также осуществлять руководство этими коллективами
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.творческим подходом к работе над музыкальным произведением
необходимыми навыками психологии обучения, современными приёмами их развития
умением исполнения партий в оркестре, ансамбле, пониманием дирижёрского жеста и умением продирижировать отдельные места в партиях, а также возможностями выполнять работу по художественному руководству

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Адаптация студентов в оркестре
1.1. Приобретение навыков чтения с листа в составе оркестра Практические 1 2 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Развитие техники чтения с листа несложных оркестровых партий Сам. работа 1 68 ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.3. Аккомпанирование оркестра солистам Практические 1 2 ПК-30 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.4. Совершенствование ансамблевой игры в составе оркестра Сам. работа 1 68 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.5. Работа над произведениями классического концертного репертуара Практические 1 4 ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.6. Детальное изучение своих партий. Преодоление технических трудностей. Достижение чистоты интонирования, точности штрихов, ритма. Сам. работа 1 68 ПК-30 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.7. Работа над обработками популярной музыки Практические 1 4 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.8. Усвоение специфики формы и жанра произведения. Подготовка к исполнению музыкальных произведений в различных акустических условиях. Сам. работа 1 68 ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Становление навыков игры в оркестре
2.1. Развитие навыков чтения с листа в составе оркестра Практические 2 2 ПК-30 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Чтение с листа несложных оркестровых партий Сам. работа 2 68 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.3. Аккомпанирование оркестра солистам Практические 2 2 ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.4. Совершенствование ансамблевой игры в составе оркестра Сам. работа 2 68 ПК-30 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.5. Работа над произведениями классического концертного репертуара Практические 2 2 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.6. Детальное изучение своих партий. Преодоление технических трудностей. Достижение чистоты интонирования, точности штрихов, ритма. Сам. работа 2 68 ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.7. Работа над обработками популярной музыки Практические 2 2 ПК-30 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Развитие навыков игры в оркестре
3.1. Развитие навыков чтения с листа в составе оркестра Практические 3 2 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.2. Чтение с листа несложных оркестровых партий Сам. работа 3 32 ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.3. Аккомпанирование оркестра солистам Практические 3 2 ПК-30 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.4. Совершенствование ансамблевой игры в составе оркестра Сам. работа 3 32 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.5. Работа над произведениями классического концертного репертуара Практические 3 2 ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.6. Детальное изучение своих партий. Преодоление технических трудностей. Достижение чистоты интонирования, точности штрихов, ритма. Сам. работа 3 34 ПК-30 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.7. Работа над обработками популярной музыки Практические 3 2 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.8. Усвоение специфики формы и жанра произведения. Подготовка к исполнению музыкальных произведений в различных акустических условиях. Сам. работа 3 34 ПК-30 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Совершенствование навыков игры в оркестре
4.1. Совершенствование навыков чтения с листа в составе оркестра Практические 4 2 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.2. Чтение с листа оркестровых партий любой сложности Сам. работа 4 78 ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.3. Аккомпанирование оркестра солистам Практические 4 2 ПК-30 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.4. Совершенствование ансамблевой игры в составе оркестра Сам. работа 4 78 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.5. Работа над произведениями классического концертного репертуара Практические 4 2 ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.6. Детальное изучение своих партий. Решение технических задач. Достижение чистоты интонирования, точности штрихов, ритма. Сам. работа 4 78 ПК-30 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.7. Работа над обработками популярной музыки Практические 4 2 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.8. Усвоение специфики формы и жанра произведения. Подготовка к исполнению музыкальных произведений в различных акустических условиях. Сам. работа 4 78 ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Профессиональная игра в оркестре
5.1. Свободное чтение с листа в составе оркестра Практические 5 2 ПК-30 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.2. Свободное чтение с листа оркестровых партий любой сложности Сам. работа 5 40 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.3. Аккомпанирование оркестра солистам Практические 5 2 ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.4. Совершенствование ансамблевой игры в составе оркестра Сам. работа 5 40 ПК-30 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.5. Работа над произведениями классического концертного репертуара Практические 5 2 ПК-7 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.6. Детальное изучение своих партий. Решение технических и художественных задач. Достижение чистоты интонирования, точности штрихов, ритма. Сам. работа 5 42 ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.7. Работа над обработками популярной музыки Практические 5 2 ПК-30 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.8. Усвоение специфики формы и жанра произведения. Подготовка к исполнению музыкальных произведений в различных акустических условиях. Сам. работа 5 42 ПК-8 Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см.приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гончарук А. Ю. Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=461212
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Борисова Е. Н., Глазкова Т. В. Профессиональное общение музыкантов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Согласие, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=430105
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Барченкова М.Д., Осипенкова А.Т. Англо-русский словарь музыкальных терминов: Словари Издательство "ФЛИНТА", 2014 https://e.lanbook.com/book/63061
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 https://imslp.org/
Э2 http://www.notarhiv.ru/
Э3 http://notes.tarakanov.net/
Э4 Курс "Оркестровый класс" в Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4381
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Актовый зал Д концертный зал Учебная мебель на 500 посадочных мест; рабочее место преподавателя; рояль – 2 ед.; оркестровые пульты; дирижерский пульт; звукотехническое оборудование: микрофон кардиоидный подвесной конденсаторный Shure CVO-W/C – 3 шт.; микрофон петличный AUDIO TECHNICA ATR 35cW – 1 шт.; микшерная консоль цифровая ALLEN&HEATH QU32 с возможностью дистанционного управления – 1 шт.; радиомикрофон Shure Etvs/pg58 – 2шт.; радиомикрофон SENNHEISER EW 145-G3-B-X UHF – 1 шт.; монитор НК PR:О 12 м – 2 шт.; сабвуфер HK PR:О 15о – 4шт.; сателиты HK PR:О 8 – 12 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешной работы в оркестровом коллективе, его участникам необходимо иметь общее представление об исполняемом сочинении, хорошо выучить партию и свободное владеть инструментом. На занятиях необходимо добиваться единства звучания, атаки звука, динамики и интонации с другими участниками коллектива. Целесообразно организовывать групповые репетиции, где особо должны ставится вопросы унификации звучания, единства аппликатуры, штрихов и динамики. Можно порекомендовать индивидуальную сдачу партий как концертмейстеру оркестра так и дирижёру. Необходимо детально изучить психологические, творческие и организационные особенности репетиционного процесса, приобрести навыки не только исполнения партий в оркестре, но и, при необходимости, художественного руководства творческим коллективом.