МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История искусства
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильИмиджевый дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость16 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ПО_ИмДиз-1-2020
Часов по учебному плану 576
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 460
контроль 44
Виды контроля по курсам
экзамены: 1, 2, 3, 4
зачеты: 2, 3

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 3 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 6 6 12 12 12 12 6 6 36 36
Практические 6 6 12 12 12 12 6 6 36 36
Сам. работа 51 51 107 107 179 179 123 123 460 460
Часы на контроль 9 9 13 13 13 13 9 9 44 44
Итого 72 72 144 144 216 216 144 144 576 576

Программу составил(и):
к.иск., доц., А.Г. Степанская

Рецензент(ы):
к.иск., доц., И.В. Черняева

Рабочая программа дисциплины
История искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018г. №124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. И.В. Черняева

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. И.В. Черняева

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цели курса:
сформировать у студентов представление о специике художественного языка искусства, о периодизации и основных эпохах развития мирового искусства.
Задачи курса:
- формирование представлений о содержании и основных этапах процесса формирования научных знаний в области истории искусства;
- изучение понятий и терминов искусствоведения, основ художестсвенного языка искусства;
- формирование знаний об основных эпохаха истории мирового искусства, их хронологии;
- развитие у студентов навыков и приемов искусствоведческого анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства на основе глубокого знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.6

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5: Способен использовать теоретические знания в области истории и теории искусства в профессиональной деятельности
ПК-1: Способен реализовывать программы СПО и ДО по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), практикам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- знание содержания и основных этапов процесса формирования научных знаний в области истории искусства;
- знание форм и типов художественных культур, основных культурно-исторических центров мира, закономерностей их функционирования и развития, основных концепций культурно-исторических эпох и типов мировой культуры;
3.2.Уметь:
3.2.1.- определять место и значение художественных произведений в культурно-историческом контексте развития искусства;
- интегрировать ранее полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения с выдающимися художественными явлениями;
- воспринимать художественный образ как отражение эпохи, стиля, направления, национальной школы, творческой индивидуальности автора;
- выявлять нравственные и эстетические ценности искусства, сформировать личную позицию по отношению к произведениям искусства;
- воспринимать свою национальную культуру сквозь призму мировой культуры и тем самым оценивать ее уникальность и неповторимость;
- уметь вести диалог в качестве активного слушателя, зрителя, исполнителя, художника, критика;
- находить и отбирать соответствующую информацию, углубляющую знание учебного материала.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- владение методикой самостоятельной обработки информации и использование ее в решении профессиональных задач;
- владение принципами классификации художественных культур народов мира;
- владение знаниями и навыками стилистического, иконографического и технологического анализа произведений искусства;
- владение необходимыми навыками и приемами научного анализа произведений архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства на основе глубокого знания их художественного языка и применения специальных исследовательских методов, включая анализ необходимых исторических источников и документов, важнейших художественных памятников и творчества крупнейших мастеров;
- самообразования в области искусства, внеаудиторного усвоения разделов курса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теория искусства. Искусство древних цивилизаций. Древнерусское искусство
1.1. Введение в историю искусства Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л2.2
1.2. Виды и жанры искусства Сам. работа 1 10 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.3. Общая характеристика истории мировой художественной культуры Сам. работа 1 11 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.4. Происхождение искусства Практические 1 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.5. Наскальная живопись как феномен певобытного искусства Сам. работа 1 10 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.6. Первобытная культура Сам. работа 1 10 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.7. Мегалитические памятники в мировом искусстве Практические 1 2 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.8. Киевская Русь. Принятие христианства как начальный отсчет древнерусского искусства. Лекции 1 2
1.9. Архитектурные школы Древней Руси Лекции 1 2
1.10. Живопись домонгольской Руси. Сам. работа 1 10
1.11. Экзамен 1 9
Раздел 2. История искусства Средних веков
2.1. История искусства Средних веков Лекции 2 6
2.2. Византийская империя и славяне в VI-XI веках Практические 2 6
2.3. Средневековый город в Западной и Центральной Европе Лекции 2 6
2.4. Германия и Италия в XII-XV веках Практические 2 6
2.5. Славянские государства и Византия в XIV -XV веках Сам. работа 2 30
2.6. Культура Западной Европы в XI – XV веках Сам. работа 2 25
2.7. Индийское средневековое искусство Сам. работа 2 25
2.8. Средневековое искусство Китая и Японии Сам. работа 2 27
2.9. Зачет 2 4
2.10. Экзамен 2 9
Раздел 3. Эпоха Возрождения: Проторенессанс, раннее, высокое и позднее Возрождение
3.1. Проторенессанс (дученто) — 2-я половина XIII в.-XIV в. Лекции 3 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.2. Раннее Возрождение (треченто) — начало XV-конец XV в. Практические 3 4
3.3. Основные художественные центры итальянского Ренессанса Практические 3 4
3.4. Мастера эпохи Выского Возрождения Сам. работа 3 34 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.5. Формальные и содержательные особенности искусства Северного Возрождения Практические 3 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.6. Жанры изобразительного искусства Северного Возрождения Сам. работа 3 42 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.7. Заключение. Основные тенденции развития искусства постсоветского периода. Лекции 3 4 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.8. Влияние готического искусство на сложение художественных традиций Северного Возрождения Лекции 3 4
3.9. Позднее Возрождение (чинквеченто) — середина XVI-90-е годы XVI в. Сам. работа 3 40
3.10. Художники эпохи Возрождения Сам. работа 3 40
3.11. Архитектура эпохи возрождения Сам. работа 3 23
3.12. Зачет 3 4
3.13. Экзамен 3 9 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 4. Искусство ХХ века
4.1. Архитектура Запада ХХ в. Творчество Ле Корбюзье. Школа Баухауза. Л. Мис ван дер Роэ. Архитектура в 50-70-е гг. ХХ века. Современные тенденции в развитии архитектуры Лекции 4 6
4.2. Абстракционизм в ХХ в. Художественная группа «Синий всадник». Художественная группа «Мост». Экспрессионизм. Практические 4 6
4.3. Кубизм.Творчество П. Пикассо. Сам. работа 4 43
4.4. Искусство Англии ХХ в. Сам. работа 4 40
4.5. Современное искусство США. Сам. работа 4 40
4.6. Экзамен 4 9

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложения
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложения
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложения
Приложения
Приложение 1.   z44_03_04_ Истор. иск..docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. Введение в историю искусства: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1919
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. В. Ильина История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: учебник // ЭБС "Юрайт" 2018, 2011 http://www.biblio-online.ru/book/46694ABC-134E-493E-A829-EB9427EF1612?
Л2.2 Л.И. Акимова, И.Л. Бусева-Давыдова, Н.А. Виноградова и др. История искусства: Белый город, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=441774
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Степанская Т.М. Описание и анализ памятников искусства: Учебное пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2007 https://elibrary.ru/item.asp?id=19801254
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Университетская библиотека onlaine .- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/
Э2 2. Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова. - Режим доступа: http://www.akunb.altlib.ru/elektronnaya-biblioteka.html
Э3 4. Ссылка на web-страницу: Государственный художественный музей Алтайского края : [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://muzei.ab.ru
Э4 5. Ссылка на web-страницу:Государственный Эрмитаж: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hermitagemuseum.org
Э5 6. Ссылка на web-страницу: Русский музей:[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://rusmuseum.ru
Э6 Курс «История культуры и искусства» в Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3784
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной, так и в электронной и мультимедийной формах.