МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История формирования художественного рынка

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильКреативный менеджмент: продюсирование
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планv51_03_01_КМП-5-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 153
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 153 153 153 153
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к. иск., доцент, Степанская А.Г.

Рецензент(ы):
к. иск., доцент, Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
История формирования художественного рынка

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 № 1412)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «История формирования художественного рынка» являются профессиональная подготовка студентов в освоении навыков изучения художественного рынка, планирования маркетинга, понимания процесса ценообразования на произведения искусства, а также знакомство с механизмом действия арт-рынка, товаров и услуг в сфере художественной культуры.
Задачи курса:
•охарактеризовать основные закономерности художественного процесса;
•изучить этапы развития и становления художественного рынка в России;
•выявить (обозначить) культурно-экономическую специфику России, место и роль российского художественного рынка;
•ознакомить с основными методологическими подходами к изучению формирования основ рыночной экономики;
•раскрыть ключевые понятия курса для анализа художественных процессов и культурных событий;
•ознакомить с механизмами деятельности учреждений культуры в вопросах сохранения, изучения, популяризации историко-культурного наследия страны и региона;
•изучить основные экономические механизмы деятельности коммерческих и госбюджетных учреждений культуры;
•научить выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся влияния процесса формирования художественного рынка на развитие изобразительного искусства Алтайского края.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью применять культуролоическое знание в профессиональной деятельности и социальной практике
ПК-5 способностью применять на практике знание теоретических основ управления в социокультурной сфере, находить и принимать управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Историю формирования художественного рынка и особенности современного художественного рынка.
- Влияние процесса формирования художественного рынка на развитие изобразительного искусства Алтайского края; экономические механизмы деятельности коммерческих и госбюджетных учреждений культуры, социальную и экономическую эффективность культуры.
- Современное состояние предпринимательства;виды и экономические механизмы социально-культурных коммерческих структур.
- Основные базы данных аукционных домов, музейных каталогов, художественных коллекций, виртуальных галерей для реализации поставленных задач.
3.2.Уметь:
3.2.1.- правильно создавать и анализировать уже имеющуюся информацию о мероприятиях и событиях современной культуры и искусства;
- характеризовать художественные произведения как товар;
- использовать на практике навыки и умения в организации учреждений культуры, в управлении коллективом;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Способен к освоению механизмов информационного сигмента системы современного художественного рынка.
- Способен к использованию баз данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций в организациях культуры.
- Способен к осуществлению историко-культурных, краеведческих функций, функций по сохранению, изучению, пропаганде художественного наследия в деятельности организаций и учреждений культуры (органы государственного управления и местного самоуправления, музеи, галереи, художественные фонды, архивы).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория художественного рынка
1.1. Определение понятия "художественный рынок" Лекции 3 2 ОПК-2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.1
1.2. Информационная функция художественного рынка. Стимулирующая и Социокультурная функции художественного рынка. Посредническая функция художественного рынка. Ценообразующая и Регулирующая функции художественного рынка. Лекции 3 2 ОПК-2 Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.3. Инфраструктра художественного рынка. Особенности мирового художественного рынка. Особенности художественного рынка России. Лекции 3 2 ОПК-2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.4. Коллекционирование как элемент художественного рынка Практические 3 4 ОПК-2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.5. Виды современных художественных коллекций Практические 3 6 ОПК-2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.6. Генезис художественного рынка Лекции 3 2 ОПК-2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.7. Художественный рынок в Средние века и эпоху Возрождения Практические 3 2 ОПК-2 Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Художественный рынок Античности Практические 3 2 ОПК-2 Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Художественный рынок в Голландии 17 века Практические 3 2 ОПК-2 Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Становление системы современного художественного рынка в 19-20 вв. Практические 3 2 ОПК-2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.11. Система художественного рынка в Барнауле Сам. работа 3 12 ОПК-2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.12. Галереи как основной элемент художественного рынка в Барнауле Сам. работа 3 10 ОПК-2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.13. Современное искусство на мировом художественном рынке. Виды и Жанры современного искуства как объект купли-продажи. Сам. работа 3 11 ОПК-2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.14. Особенности изменения советской структуры художественного рынка при переходе на современный этап Сам. работа 3 12 ОПК-2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.15. Ценообразивание на мировом художественном рынке. Аукцион современного искусства. Сам. работа 3 12 ОПК-2 Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.16. Самые дорогие картины и самые продаваемые художники в мире Сам. работа 3 10 ОПК-2 Л3.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.17. Художестенный рынок в Барнауле на примере инфорационных агенств Лекции 3 4 ОПК-2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.18. Галереи города Барнаула Лекции 3 2 ОПК-2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.19. Роль искусствоведа в системе современного художестенного рынка Практические 3 4 ОПК-2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.20. Анализ книги С. Торнтон "Семь дней в искусстве" Сам. работа 3 10 ОПК-2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.21. Анализ сайтов галерей, музеев, информационных агенств в Барнауле Сам. работа 3 12 ОПК-2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.22. Анализ сайтов галерей, музеев, информационных агенств, аукционнных домов, ярмарок в России Сам. работа 3 10 ОПК-2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.23. Анализ сайтов галерей, музеев, информационных агенств, аукционных домов в мире Сам. работа 3 12 ОПК-2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.24. Анализ выставок в галерях Барнаула Сам. работа 3 10 ОПК-2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.25. Эссе на тему: "Если бы у меня была художественная коллекция, там были бы работы..." Сам. работа 3 10 ОПК-2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.26. Анализ постоянной экспозиции ГХМАКа, ГМИЛИКА. Сам. работа 3 12 ОПК-2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.27. Эссе на тему: "Искусствовед в системе современного художественного рынка" Сам. работа 3 10 ОПК-2 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.28. Экзамен 3 27 ОПК-2, ПК-5 Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. ФОС в приложении к РПД
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. ФОС в приложении к РПД
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. ФОС в приложении к РПД

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие Спб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ» // ЭБС «Лань», 2013 e.lanbook.com
Л1.2 Петелин, В.Г. Основы менеджмента выставочной деятельности : М. : Юнити-Дана // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Степанская Т.М., Черняева И.В. Экономика и культура: учебное пособие Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л2.2 Черняева, И.В. Художественные галереи Западной Сибири на рубеже XX-XXI вв. : монография Изд-во АлтГУ , 2013 elibrary.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/129/read.7book?sequence=1&isAllowed=y
Л2.3 Обрист, Х.У. Краткая история кураторства : М. : Ад Маргинем Пресс // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2012 biblioclub.ru
Л2.4 Савицкий, С. Взгляд на петербургское искусство 2000-х годов : СПб : Петрополис // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2010 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Нехвядович Л.И. Искусствоведение: Методические указания по выполнению письменных работ : для очно-заочного и заочного отд-ний, обучающихся по направлению и спец. "Искусствоведение" Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2012 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Российской национальной библиотеки www.nlr.ru
Э2 Справочник «Единый художественный рейтинг» Профессионального Союза художников Artunion.ru
Э3 База данных с результатами аукционных торгов и индексами цен на произведения искусства Guidemayer
Э4 Арт-гид по миру современного искусства - он-лайн галереи, биографии художников, база данных, арт-рейтинги ArtFacts.net
Э5 Арт-портал, на котором представлены галереи живописи, новостной журнал, база данных с результатами аукционных торгов ArtNET
Э6 Арт-галерея Щетиных (г. Барнаул, Алтайского края) art-22.ru
Э7 Галерея "Нагорная" (г. Барнаул, Алтайского края) gallery-nagornaya.com
Э8 Курс в системе Moodl "История формирования художественного рынка" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.