МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Деловая этика и культура управления

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.04.03. История искусств
ПрофильИстория отечественного искусства (история архитектуры, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства)
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_04_03_ИИ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 81
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. иск., доцент, Черняева И.В.

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, зав. кафедрой, декан, Л. И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Деловая этика и культура управления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.04.03 История искусств (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 N 1404)

составлена на основании учебного плана:
50.04.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - изучение этики делового общения, повышение качества эстетического сознания, овладение инструментарием для ведения переговоров, решения конфликтных ситуаций, выбора стиля руководства, преодоления барьеров любого уровня сложности. Усвоение основных ценностных ориентаций и этических стандартов в деловой сфере.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ОПК-1 готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности
ОПК-2 готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- сущность морали и нравственные основы поведения в деловом общении;
- историю становления этики и этикета делового общения;
- основные принципы этики делового общения;
- этические нормы деловых отношений;
- основы делового общения;
- принципы и методы организации деловых коммуникаций;
- сущность и методы управления организационной культуры.
- основы делового общения и его различные виды;
- правила служебной, управленческой, профессиональной этики деловых отношений;
- правила делового этикета, принятые в современном деловом сообществе, их ценность и назначение.
3.2.Уметь:
3.2.1.- видеть гуманистический смысл этики делового общения как основы нравственной регуляции делового поведения и общения;
- четко формулировать основные нравственные качества личности делового человека;
- использовать технологии этики и этикета деловых отношений в практике делового общения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- культурой этико-делового мышления и поведения;
- целенаправленного использования богатого арсенала методов, требований, технологий, принятых в его будущей профессиональной деятельности;
- методами анализа процессов деловой жизни и конфликтных ситуаций;
- умением решать профессиональные задачи с учетом нравственной ценности человеческой личности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Этика как наука и явление духовной культуры
1.1. Этика как философская дисциплина. Основные этапы ее развития. Понятие морали и морального поступка. Теории морального развития личности. Этика делового общения: сущность, закономерности и тенденции развития в XXI веке. Место этики делового общения среди других наук. Основные категории деловой морали. Функции этики делового общения. Лекции 1 4 ОК-2, ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Структура этики делового общения. Макроэтика и микроэтика делового общения. Корпорация и государство. Корпорация и общество. Корпорация и природная среда. Корпорация и инвестор. Корпорация и клиент. Вертикальный и горизонтальный срез делового общения. Сам. работа 1 6 ОК-2, ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Современные требования к деловым отношениям
2.1. Принципы этики делового общения. Принципы этики делового общения: принципы личности, принципы профессионала, принципы гражданина России, принципы гражданина Мира. Нравственная ориентация личности и деловое общение. Профессиональный и корпоративный этические кодексы. Международные и национальные комитеты как регуляторы нравственности в профессиональных отношениях. Лекции 1 4 ОК-2, ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Деловое общение
3.1. Понятие, виды и функции делового общения. Формальные и неформальные виды общения. Средства общения: вербальные и невербальные. Основные барьеры делового общения. Лекции 1 4 ОК-2, ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Модели корпоративных этических кодексов. Международные этические стандарты в управленческой деятельности. Этические кодексы в отечественных и зарубежных фирмах. Сам. работа 1 12 ОК-2, ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.3. Культура делопроизводства. Организация формы и содержания информационных сообщений при вертикальных, горизонтальных организационных коммуникациях. Деловой этикет внешнего информационного взаимодействия. Сам. работа 1 12 ОК-2, ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Формы деловой коммуникации
4.1. Этика использования технических средств деловой коммуникации. Этика телефонного разговора. Этические нормы использования Интернета. Практические 1 2 ОК-2, ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Конспект на тему: Этика рекламы. Сам. работа 1 5 ОК-2, ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Деловые переговоры и их национальные особенности.
5.1. Западный стиль ведения переговоров. Особенности американского стиля переговоров. Российский стиль ведения переговоров. Практические 1 2 ОК-2, ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Разработать различные модели проведения переговоров. Сам. работа 1 6 ОК-2, ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Деловой этикет
6.1. Понятие этикета, его функции и принципы, основные вехи в его истории. Имидж делового человека. Внешний вид и манеры поведения сотрудников. Внешний вид как «визитная карточка» делового человека и необходимый компонент имиджа делового человека. Роль первого впечатления от встречи с коллегой или деловым партнером. Практические 1 2 ОК-2, ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.2. Приветствия, представления, поздравления. Подарки в деловой сфере. Визитная карточка и ее назначение. Сам. работа 1 10 ОК-2, ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
6.3. Разработать оформление рабочего места, кабинета. Сам. работа 1 10 ОК-2, ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Служебные взаимоотношения
7.1. Конфликты в профессиональной сфере и управленческая этика. Причины и профилактика служебных конфликтов. Этические аспекты критики, поощрений. Сам. работа 1 10 ОК-2, ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.2. Справедливость и ответственность как выражение правильности, целесообразности и нормы в деловых отношениях. Справедливость и проблема одобрения или осуждения деловым сообществом решений, программ, поведения деловых партнеров. Сам. работа 1 10 ОК-2, ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.3. Экзамен по дисциплине Экзамен 1 9 ОК-2, ОПК-1, ОПК-2 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Алексина Т.А. ДЕЛОВАЯ ЭТИКА. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Лавриненко В. Н., Чернышова Л. И., Кафтан В. В. ; Под ред. Лавриненко В.Н. ДЕЛОВАЯ ЭТИКА И ЭТИКЕТ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кафтан В. В., Чернышова Л. И. ДЕЛОВАЯ ЭТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Этикет в современном мире www.etiquette.ru
Э2 Методы социального влияния www.elitarium.ru
Э3 Понятие этикета www.rambler.ru
Э4 Этикет для женщин www.rambler.ru
Э5 Правила этикета в Европе www.womakineurope.com
Э6 Что, кому, когда дарить www.acapod.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование).
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов,
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.