МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Семиотика. Символы и знаки

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_ПО_ДПИиД-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 45 72 45
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, Р.Ю. Волоснов

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Семиотика. Символы и знаки

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ПО ОТРАСЛЯМ) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.10.2015г. №1085)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - формирование представлений об истории возникновения и изменения во времени конкретного символа или знака, традиционно используемого в изобразительном искусстве;
понимание культурно-исторической роли некоторых символов и знаков; овладение навыками интерпретации традиционных символов, используемых в изобразительном искусстве.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-31 способностью использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности)
ПК-36 готовностью к производительному труду
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия курса;
особенности появления символов и знаков;
своеобразие использования традиционных символов в современном изобразительном искусстве;
содержание символов и знаков и их отличия друг от друга.
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в многообразии творческих индивидуальностей художников;
интерпретировать символы и знаки, используемые в современном изобразительном искусстве;
аргументированно излагать собственную позицию по основным проблемам курса.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.аналитической интерпретации произведений изобразительного искусства в контексте использования символов, аллегорий и знаков.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс.
1.1. Понятие «знака» и «символа» в искусстве. Лекции 5 4 ПК-31, ПК-36 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Понятие «аллегории» в искусстве. Сам. работа 5 8 ПК-31, ПК-36 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Символы, знаки и аллегории в античном искусстве.
2.1. Основные темы и образы, освещаемые в античном искусстве. Лекции 5 2 ПК-31, ПК-36 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Человек и боги в античном искусстве. Лекции 5 2 ПК-31, ПК-36 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Интерпретация античных образов и сюжетов в искусстве. Практические 5 2 ПК-31, ПК-36 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Знаки и символы античного искусства в современном медиадискурсе. Лекции 5 2 ПК-31, ПК-36 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Использование образов античных богов и героев в творчестве современных художников / медиакультуре (киноиндустрии, рекламном дискурсе). Сам. работа 5 6 ПК-31, ПК-36 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Христианские символы и знаки в искусстве.
3.1. Влияние мировоззрения средневекового человека на изобразительное искусство. Лекции 5 0 ПК-31, ПК-36 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Христианские символы и знаки в искусстве. Лекции 5 0 ПК-31, ПК-36 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Аллегорическое изображение христианских понятий в изобразительном искусстве. Лекции 5 0 ПК-31, ПК-36 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Интерпретация христианских символов и аллегорий в современном искусстве. Практические 5 4 ПК-31, ПК-36 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.5. Использование христианских символов в творчестве художников. Сам. работа 5 6 ПК-31, ПК-36 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Символы и знаки в русском искусстве.
4.1. Своеобразие древнерусской картины мира. Лекции 5 0 ПК-31, ПК-36 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Русские национальные символы и знаки в традиционном искусстве. Лекции 5 0 ПК-31, ПК-36 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Символы и знаки славян в бытовой жизни. Практические 5 4 ПК-31, ПК-36 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.4. Интерпретация русских национальных символов в искусстве. Практические 5 4 ПК-31, ПК-36 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.5. Использование традиционно русских символов и знаков в современном изобразительном искусстве. Сам. работа 5 6 ПК-31, ПК-36 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Символическое представление категорий пространства и времени.
5.1. Символическое изображение пространства в картине мира человека. Лекции 5 0 ПК-31, ПК-36 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Символическое изображение времени в картине мира человека. Лекции 5 0 ПК-31, ПК-36 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.3. Символическое изображение времени в картине мира человека. Сам. работа 5 6 ПК-31, ПК-36 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.4. Аллегорическое изображение времени и пространства. Практические 5 2 ПК-31, ПК-36 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.5. Интерпретация пространственно-временных символов в современном искусстве. Сам. работа 5 7 ПК-31, ПК-36 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Цветовая символика.
6.1. Цвет в истории развития человека. Лекции 5 4 ПК-31, ПК-36 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.2. Цветовая символика в искусстве. Лекции 5 4 ПК-31, ПК-36 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.3. Использование цветовой символики в изобразительном искусстве. Практические 5 2 ПК-31, ПК-36 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.4. Интерпретация предпочтительного обращения художников к конкретному цвету в творчестве. Сам. работа 5 6 ПК-31, ПК-36 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. Семиотика, или Азбука общения: учебное пособие: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2015 e.lanbook.com
Л1.2 О. А. Алимушкина Семиотика. Символы и знаки: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пендикова И. Г., Ракитина Л. С., Дмитриева Л. М. Архетип и символ в рекламе: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ссылка на web-страницу: Книга символов: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://symbolsbook.ru/
Э2 Ссылка на web-страницу: Символы и знаки: [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://allsymbols.ru/letter/%D0%9C
Э3 Ссылка на web-страницу: Символы и знаки: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.k-tattoo.ru/
Э4 Ссылка на статью "Знаки и символы в вышивке": Соратники.info: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://soratniki.info/node/104
Э5 Университетская библиотека onlaine.- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/
Э6 Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова.- Режим доступа: http://www.akunb.altlib.ru/elektronnaya-biblioteka.html
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Текущий контроль.
 Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
 Продумайте свой ответ , его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.