МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История формирования художественного рынка
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv54_03_02_ДПИ-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 13,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, Степанская А.Г.

Рецензент(ы):
кандидат искусствоведения, доцент, Черняева И.В

Рабочая программа дисциплины
История формирования художественного рынка

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.01.2016 г. N 10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева И.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «История формирования художественного рынка» являются профессиональная подготовка студентов в освоении навыков изучения художественного рынка, планирования маркетинга, понимания процесса ценообразования на произведения искусства, а также знакомство с механизмом действия арт-рынка, товаров и услуг в сфере художественной культуры.
Задачи курса:
•охарактеризовать основные закономерности художественного процесса;
•изучить этапы развития и становления художественного рынка в России;
•выявить (обозначить) культурно-экономическую специфику России, место и роль российского художественного рынка;
•ознакомить с основными методологическими подходами к изучению формирования основ рыночной экономики;
•раскрыть ключевые понятия курса для анализа художественных процессов и культурных событий;
•ознакомить с механизмами деятельности учреждений культуры в вопросах сохранения, изучения, популяризации историко-культурного наследия страны и региона;
•изучить основные экономические механизмы деятельности коммерческих и госбюджетных учреждений культуры;
•научить выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся влияния процесса формирования художественного рынка на развитие изобразительного искусства Алтайского края.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: способностью собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Историю формирования художественного рынка и особенности современного художественного рынка.
- Влияние процесса формирования художественного рынка на развитие изобразительного искусства Алтайского края; экономические механизмы деятельности коммерческих и госбюджетных учреждений культуры, социальную и экономическую эффективность культуры.
- Современное состояние предпринимательства;виды и экономические механизмы социально-культурных коммерческих структур.
3.2.Уметь:
3.2.1.- правильно создавать и анализировать уже имеющуюся информацию о мероприятиях и событиях современной культуры и искусства;
- характеризовать художественные произведения как товар;
- использовать на практике навыки и умения в организации учреждений культуры, в управлении коллективом;
- оценивать качество результатов деятельности, принимать нестандартные решения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Способен к использованию баз данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций в организациях культуры.
- Способен к осуществлению историко-культурных, краеведческих функций, функций по сохранению, изучению, пропаганде художественного наследия в деятельности организаций и учреждений культуры (органы государственного управления и местного самоуправления, музеи, галереи, художественные фонды, архивы).
- Способен к разработке историко-культурных, искусствоведческих, художественных аспектов, аспектов, связанных с всеобщей историей искусства, историей отечественного искусства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория художественного рынка
1.1. Определение понятия "художественный рынок" Лекции 10 2 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.4
1.2. Информационная функция художественного рынка. Стимулирующая и Социокультурная функции художественного рынка. Посредническая функция художественного рынка. Ценообразующая и Регулирующая функции художественного рынка. Лекции 10 2 ПК-3 Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.3. Инфраструктра художественного рынка. Особенности мирового художественного рынка. Особенности художественного рынка России. Лекции 10 2 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.4. Коллекционирование как элемент художественного рынка Практические 10 4 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.5. Виды современных художественных коллекций Практические 10 4 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.6. Генезис художественного рынка Лекции 10 2 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.7. Художественный рынок в Средние века и эпоху Возрождения Лекции 10 2 ПК-3 Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.8. Художественный рынок Античности Практические 10 4 ПК-3 Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.9. Художественный рынок в Голландии 17 века Сам. работа 10 2 ПК-3 Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.10. Становление системы современного художественного рынка в 19-20 вв. Практические 10 4 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.11. Система художественного рынка в Барнауле Сам. работа 10 2 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.12. Галереи как основной элемент художественного рынка в Барнауле Сам. работа 10 2 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.13. Современное искусство на мировом художественном рынке. Виды и Жанры современного искуства как объект купли-продажи. Сам. работа 10 4 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.14. Особенности изменения советской структуры художественного рынка при переходе на современный этап Сам. работа 10 2 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.15. Ценообразивание на мировом художественном рынке. Аукцион современного искусства. Сам. работа 10 2 ПК-3 Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.16. Самые дорогие картины и самые продаваемые художники в мире Сам. работа 10 2 ПК-3 Л3.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.17. Художестенный рынок в Барнауле на примере инфорационных агенств Сам. работа 10 2 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.18. Галереи города Барнаула Сам. работа 10 2 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.19. Роль искусствоведа в системе современного художестенного рынка Сам. работа 10 5 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.20. Анализ книги С. Торнтон "Семь дней в искусстве" Сам. работа 10 5 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.21. Анализ сайтов галерей, музеев, информационных агенств в Барнауле Сам. работа 10 6 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.22. Анализ сайтов галерей, музеев, информационных агенств, аукционнных домов, ярмарок в России Сам. работа 10 6 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.23. Анализ сайтов галерей, музеев, информационных агенств, аукционных домов в мире Сам. работа 10 10 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.24. Анализ выставок в галерях Барнаула Сам. работа 10 10 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.4
1.25. Эссе на тему: "Если бы у меня была художественная коллекция, там были бы работы..." Сам. работа 10 6 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.26. Анализ постоянной экспозиции ГХМАКа, ГМИЛИКА. Сам. работа 10 4 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.27. Эссе на тему: "Искусствовед в системе современного художественного рынка" Сам. работа 10 10 ПК-3 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. в приложении к РПД
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. в приложении к РПД
5.3. Фонд оценочных средств
См. в приложении к РПД
Приложения
Приложение 1.   54_03_02_ДПИиНП-12-2020.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие Спб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ» // ЭБС «Лань», 2013 https://e.lanbook.com/book/13880#book_name
Л1.2 Петелин, В.Г. Основы менеджмента выставочной деятельности : М. : Юнити-Дана // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116636
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Черняева, И.В. Художественные галереи Западной Сибири на рубеже XX-XXI вв. : монография Изд-во АлтГУ , 2013 elibrary.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/129/read.7book?sequence=1&isAllowed=y
Л2.2 Обрист, Х.У. Краткая история кураторства : М. : Ад Маргинем Пресс // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143473
Л2.3 Савицкий, С. Взгляд на петербургское искусство 2000-х годов : СПб : Петрополис // ЭБС «Университетская библиотека онлайн», 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=254804
Л2.4 Степанская Т.М., Черняева И.В. Экономика и культура: учебное пособие Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4160
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Нехвядович Л.И. Искусствоведение: Методические указания по выполнению письменных работ : для очно-заочного и заочного отд-ний, обучающихся по направлению и спец. "Искусствоведение" Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2012 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4972
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт Российской национальной библиотеки http://www.nlr.ru/
Э2 Справочник «Единый художественный рейтинг» Профессионального Союза художников Artunion.ru
Э3 База данных с результатами аукционных торгов и индексами цен на произведения искусства Guidemayer
Э4 Арт-гид по миру современного искусства - он-лайн галереи, биографии художников, база данных, арт-рейтинги ArtFacts.net
Э5 Арт-портал, на котором представлены галереи живописи, новостной журнал, база данных с результатами аукционных торгов ArtNET
Э6 Арт-галерея Щетиных (г. Барнаул, Алтайского края) http://art-22.ru/
Э7 Галерея "Нагорная" (г. Барнаул, Алтайского края) gallery-nagornaya.com
Э8 Курс с системе Moodl https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6636
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.