Закреплена за кафедрой | Кафедра математического анализа |
---|---|
Направление подготовки | 09.03.03. Прикладная информатика |
Профиль | Интеллектуальный анализ данных |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 8 ЗЕТ |
Учебный план | 09_03_03_ПИ_ИАД-1-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | 2 (3) | 2 (4) | Итого | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 19 | 18 | 19 | |||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 | 14 | 14 | 42 | 42 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 72 | 72 |
Сам. работа | 34 | 34 | 34 | 34 | 79 | 79 | 147 | 147 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 | 144 | 144 | 288 | 288 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра математического анализа
Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Саженков Александр Николаевич
1.1. | Цель - овладеть основными принципами программирования на высокоуровневом языке Python и прикладыми аспектами его применения. Изучение дисциплины направлено на: - развитие у обучающихся алгоритмического мышления, - формирование навыков реализации различных алгоритмов на высокоуровневом языке программирования, - применение знаний к решению прикладных задач. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ОПК-2 | Способен использовать современные информационные технологии и программные средства, в том числе отечественного производства, при решении задач профессиональной деятельности; |
ОПК-7 | Способен разрабатывать алгоритмы и программы, пригодные для практического применения; |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - Парадигмы, архитектурные черты, семантику и синтаксис языка программирования Python, - назначение, устройство и свойства основных структур данных и конструкций языка Python, - модули и пакеты для решения различных прикладных и научных задач. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - Разрабатывать математические методы и алгоритмы решения различных задач, - использовать для разработки и отладки программ интегрированные среды разработки. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - Навыками чтения, написания, отладки и тестирования программ на высокоуровневом языке программирования в интегрированной среде разработки. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в Python | ||||||
1.1. | История создания. Области применения и перспективы. Инструкции и структура программы. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-2 | Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.1 |
1.2. | Установка Python. Доступ к документации. Ввод и вывод данных. Первая программа на языке Python. | Лабораторные | 2 | 2 | ОПК-2 | Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.1 |
Раздел 2. Типы данных и операции | ||||||
2.1. | Переменные: именование переменных, присваивание значения переменным, удаление переменных. Операторы: математические операторы, двоичные операторы, приоритет выполнения операторов. Типы данных: числовые типы, строки, списки, кортежи, множества, диапазоны, словари. Операторы для работы с последовательностями и отображениями. | Лекции | 2 | 4 | ОПК-2 | Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.1 |
2.2. | Переменные: именование переменных, присваивание значения переменным, удаление переменных. Операторы: математические операторы, двоичные операторы, приоритет выполнения операторов. Типы данных: числовые типы, строки, списки, кортежи, множества, диапазоны, словари. Операторы для работы с последовательностями и отображениями. | Лабораторные | 2 | 6 | ОПК-2 | Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.1 |
2.3. | Переменные: именование переменных, присваивание значения переменным, удаление переменных. Операторы: математические операторы, двоичные операторы, приоритет выполнения операторов. Типы данных: числовые типы, строки, списки, кортежи, множества, диапазоны, словари. Операторы для работы с последовательностями и отображениями. | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-2 | Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.1 |
Раздел 3. Инструкции и синтаксис | ||||||
3.1. | Простые и составные инструкции в Python. Условные операторы. Циклы в Python. Инструкции управления циклом. | Лекции | 2 | 4 | ОПК-2 | Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.1 |
3.2. | Простые и составные инструкции в Python. Условные операторы. Циклы в Python. Инструкции управления циклом. | Лабораторные | 2 | 6 | ОПК-2 | Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.1 |
3.3. | Простые и составные инструкции в Python. Условные операторы. Циклы в Python. Инструкции управления циклом. | Сам. работа | 2 | 10 | ОПК-2 | Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.1 |
Раздел 4. Функции, модули и пакеты | ||||||
4.1. | Функции. Создание пользовательских функций. Аргументы функций. Область видимости переменных. Рекурсия. Модули, импортирование модулей. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-2, ОПК-7 | Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.1 |
4.2. | Функции. Создание пользовательских функций. Аргументы функций. Область видимости переменных. Рекурсия. Модули, импортирование модулей. | Лабораторные | 2 | 4 | ОПК-2, ОПК-7 | Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.1 |
4.3. | Функции. Создание пользовательских функций. Аргументы функций. Область видимости переменных. Рекурсия. Модули, импортирование модулей. | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-2, ОПК-7 | Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.1 |
Раздел 5. Работа с файлами | ||||||
5.1. | Работа с файлами. Посимвольное и побитовое чтение из файла и запись в файл. | Лекции | 2 | 2 | ОПК-2, ОПК-7 | Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.1 |
5.2. | Работа с файлами. Посимвольное и побитовое чтение из файла и запись в файл. | Лабораторные | 2 | 6 | ОПК-2, ОПК-7 | Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.1 |
5.3. | Работа с файлами. Посимвольное и побитовое чтение из файла и запись в файл. | Сам. работа | 2 | 8 | ОПК-2, ОПК-7 | Л2.1, Л2.3, Л1.4, Л1.1 |
Раздел 6. Объектно-ориентированное программирование (ООП) | ||||||
6.1. | Объектно-ориентированное программирование. Методы класса. Наследование. Композиция. Перегрузка арифметических операторов. "Магические методы". Конструктор и деструктор класса. | Лекции | 3 | 10 | ОПК-2 | Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4 |
6.2. | Объектно-ориентированное программирование. Методы класса. Наследование. Композиция. Перегрузка арифметических операторов. "Магические методы". Конструктор и деструктор класса. | Лабораторные | 3 | 16 | ОПК-2 | Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4 |
6.3. | Объектно-ориентированное программирование. Методы класса. Наследование. Композиция. Перегрузка арифметических операторов. "Магические методы". Конструктор и деструктор класса. | Сам. работа | 3 | 22 | ОПК-2 | Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4 |
Раздел 7. Графический интерфейс пользователя | ||||||
7.1. | Графический интерфейс пользователя (GUI). Событийно-ориентированное программирование. Инструменты для создания графического интерфейса пользователя - модуль стандартной библиотеки Tkinter.Модуль Tkinter и класс Tk. Основные виджеты, упаковщики. Привязка событий. | Лекции | 3 | 4 | ОПК-2, ОПК-7 | Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4 |
7.2. | Графический интерфейс пользователя (GUI). Событийно-ориентированное программирование. Инструменты для создания графического интерфейса пользователя - модуль стандартной библиотеки Tkinter.Модуль Tkinter и класс Tk. Основные виджеты, упаковщики. Привязка событий. | Лабораторные | 3 | 8 | ОПК-2, ОПК-7 | Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4 |
7.3. | Графический интерфейс пользователя (GUI). Событийно-ориентированное программирование. Инструменты для создания графического интерфейса пользователя - модуль стандартной библиотеки Tkinter.Модуль Tkinter и класс Tk. Основные виджеты, упаковщики. Привязка событий. | Сам. работа | 3 | 12 | ОПК-2, ОПК-7 | Л2.2, Л2.3, Л1.3, Л1.4 |
Раздел 8. Функциональное программирование в Python | ||||||
8.1. | Введение в функциональное программирование в Python. Функции как аргументы. Анонимные функции. Списковые включения в Python. Встроенные функции высших порядков: map, filter, reduce. Средства функционального программирования, доступные из стандартной библиотеки. Модули itertools и functools. | Лекции | 4 | 8 | ОПК-2, ОПК-7 | Л2.3, Л1.2 |
8.2. | Введение в функциональное программирование в Python. Функции как аргументы. Анонимные функции. Списковые включения в Python. Встроенные функции высших порядков: map, filter, reduce. Средства функционального программирования, доступные из стандартной библиотеки. Модули itertools и functools. | Лабораторные | 4 | 14 | ОПК-2, ОПК-7 | Л2.3, Л1.2 |
8.3. | Введение в функциональное программирование в Python. Функции как аргументы. Анонимные функции. Списковые включения в Python. Встроенные функции высших порядков: map, filter, reduce. Средства функционального программирования, доступные из стандартной библиотеки. Модули itertools и functools. | Сам. работа | 4 | 45 | ОПК-2, ОПК-7 | Л2.3, Л1.2 |
Раздел 9. Обработка изображений в Python | ||||||
9.1. | Обработка изображений в Python. Модуль Pillow. Чтение и запись изображений. Работа с геометрическими примитивами. Попиксельная обработка изображений. | Лекции | 4 | 6 | ОПК-2, ОПК-7 | Л2.3, Л1.2 |
9.2. | Обработка изображений в Python. Модуль Pillow. Чтение и запись изображений. Работа с геометрическими примитивами. Попиксельная обработка изображений. | Лабораторные | 4 | 10 | ОПК-2, ОПК-7 | Л2.3, Л1.2 |
9.3. | Обработка изображений в Python. Модуль Pillow. Чтение и запись изображений. Работа с геометрическими примитивами. Попиксельная обработка изображений. | Сам. работа | 4 | 34 | ОПК-2, ОПК-7 | Л2.3, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Северенс Ч. | Введение в программирование на Python: Учебная литература для ВУЗов | Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Прохоренок Н., Дронов В. | Python 3. Самое необходимое.: | БХВ-Петербург, 2016 | bhv.ru |
Л1.3 | Федоров Д.Ю. | ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА ЯЗЫКЕ ВЫСОКОГО УРОВНЯ PYTHON. Учебное пособие для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.4 | Златопольский Д.М. | Основы программирования на языке Python: Учебники | Издательство "ДМК Пресс", 2017 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Хахаев И. А. | Практикум по алгоритмизации и программированию на Python: курс | М.: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016//ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru |
Л2.2 | Тузовский А.Ф. | Объектно-ориентированное программирование: Учебное пособие для прикладного бакалавриата | М.: Издательство Юрайт, 2018 // ЭБС "Юрайт" | urait.ru |
Л2.3 | Л. Рамальо | Python. К вершинам мастерства: | ДМК Пресс, 2016//ЭБС издательства «Лань» | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Курс в Moodle "Основы программирования на языке Python (2 семестр)" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Python IDLE AcrobatReader Microsoft Office | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. Образовательный портал АлтГУ [Электронный ресурс]: http://portal.edu.asu.ru 2. Издательство «Лань» - электронно-библиотечная система [Электронный ресурс]: http://e.lanbook.com 3. Издательство МЦНМО. Свободно распространяемые книги издательства Московского центра непрерывного математического образования [Электронный ресурс]: www.mccme.ru/free-books 4. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета [Электронный ресурс]: http://elibrary.asu.ru 5. Электронная база данных ZBMATH: https://zbmath.org/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
203Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Для успешного освоения дисциплины студент должен посещать лекции и лабораторные занятия, вовремя выполять все задания и тесты, пользоваться основной и полнительноцй литературой, рекомендованной настоящей программой. Во время лекции рекомендуется вести краткий конспект. Навыки программирования на языке Python студент преобретает на лабораторных занятиях. Для выполнения лабораторных заданий каждому студенту необходимо: - получить вариант задания у преподавателя; - скачать документ с описанием задания с образовательного портала (https://portal.edu.asu.ru/????????????); - внимательно прочитать задание. Вопросы, возникающие в процессе выполненпия лабораторных работ, необходимо грамотно сформулировать и обратиться за помощью к преподавателю на консультации или ближайшем занятии; - разработать, отладить и протестировать программы, решающие поставленные задачи. Для каждого лабораторного задания предусмотрена процедура защиты, в ходе которой преподаватель проводит устный опрос студентов для контроля понимания выполненных ими заданий. При подготовке к зачету в дополнение к изучению конспектов лекций и учебной литературы, рекомендуется посещать консультации и пользоваться свободными интернет-ресурсами. Кроме того, для получения зачета по данной дисциплине необходимо выполнить все лабораторные задания. |