МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы управления качеством

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки27.03.02. Управление качеством
ПрофильУправление качеством продукции на основе использования биоресурсов региона
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план27_03_02_ УК-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 77
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1
курсовая работа: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 77 77 77 77
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Горянинская Ольга Анатольевна

Рецензент(ы):
ст. преподаватель, Пяткова Оксана Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Основы управления качеством

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 27.03.02 УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 09.02.2016 г. № 92)

составлена на основании учебного плана:
27.03.02 Управление качеством
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 21.06.2020 г. № №9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Бутакова М.М. к.э.н., доцент, и.о.заведующего кафедрой ЭПиМ


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 21.06.2020 г. № №9
Заведующий кафедрой Бутакова М.М. к.э.н., доцент, и.о.заведующего кафедрой ЭПиМ


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью преподавания дисциплины является формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков в области управления качеством в различных сферах деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью применять знание подходов к управлению качеством
ОПК-2 способностью применять инструменты управления качеством
ПК-4 способностью применять проблемно-ориентированные методы анализа, синтеза и оптимизации процессов обеспечения качества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- терминологию в области управления качества, основы управления качеством продукции и процессами на предприятии;
- области улучшения качества и инструменты их реализации;
- проблемно-ориентированные методы анализа, синтеза и оптимизации процессов обеспечения качества
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять знание подходов к управлению качеством;
- выбирать и применять инструменты управления качеством;
- применять в практической деятельности проблемно-ориентированные методы анализа, синтеза и оптимизации процессов обеспечения качества
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками осуществления деятельности по управлению качеством на предприятии;
- инструментами системного мониторинга прогресса в области улучшения качества;
- проблемно-ориентированными методами анализа, синтеза и оптимизации процессов обеспечения качества

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1.Качество как экономическая категория и объект управления
1.1. Основные понятия в области управления качеством. Объекты управления качеством Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Эволюционное развитие категории "качество" Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Приоритетная роль качества в неценовых методах конкуренции и обеспечении конкурентоспособности продукции. Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Показатели качества продукции и методы их опредения Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Профили качества по Н.Кано Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Игровое проетирование: Построение "дерева" показателей качества Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Номенклатура показателей качества Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Экономическое и социальное значение повышения качеством Лекции 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.9. Дискуссия "Управление качетвом на современном этапе развития экономики" Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.10. Цепная реакция Деминга Сам. работа 1 5 ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Организация и функционирование систем менеджмента качества на предприятии
2.1. История развития систем управления качеством Лекции 1 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Принципы обеспечения и управления качеством на предприятии: принципы Деминга Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Управление качеством по циклу Деминга Практические 1 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Отечественный опыт управления качеством Практические 1 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. История развития систем управления качеством Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Управление качеством на предприятии Лекции 1 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Основополагающие принципы управления качеством Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.8. Имитационные технологии: «Процессный подход к управлению качеством на предприятиях" Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.9. Внедрение TQM на российских предприятиях Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.10. Системы менеджмента качества Лекции 1 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.11. Политика предприятия в области качества Практические 1 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.12. Изучение структуры ИСО 9001:2015 Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.13. Документация систем менеджмента качества Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.14. Стандарты ИСО 9000, 14000, 22000 Сам. работа 1 6 ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.15. Имитационные технологии: диалоговый семинар «Эффективность современных систем менеджмента качества» Практические 1 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.16. Выполнение курсовой работы Сам. работа 1 30 ОПК-1, ОПК-2, ПК-4 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В приложении

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Зекунов А. Г. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ: Учебник для бакалавров М.:Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
Л1.2 Васин С. Г. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ. ВСЕОБЩИЙ ПОДХОД. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/bcode/403615
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Горбашко Е.А. УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в МУДЛ "Основы управление качеством" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf ), (бессрочно).
6.4. Перечень информационных справочных систем
Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Электронная база данных справочной системы ГАРАНТ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение курсовой работы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, посмотреть термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы.
Наиболее важным моментом самостоятельной работы является выполнение КУРСОВОЙ РАБОТЫ. Теоретическая часть курсовой работы выполняется по установленным темам с использованием практических материалов. Курсовая работа имеет целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания для комплексного решения конкретных теоретических или практических задач, привить навыки самостоятельного проведения научных исследований. Она представляет собой изложение в письменной форме одной из актуальных проблем изучаемой дисциплины. Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под руководством преподавателя. Структура курсовой работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, разделенная на главы и параграфы, заключение, список литературы; приложение.
Во введении должны быть освещены следующие вопросы: актуальность выбранной темы, объект и предмет исследования, исследования, цель и задачи исследования; методы исследования. В основной части подробно раскрывается содержание темы. Каждая глава основной части должна заканчиваться выводами. В заключении курсовой работы даются краткие выводы, полученные в результате исследования проблемы, а также практические рекомендации и предложения. В список литературы студент включает только те документы, которые он использовал при написании курсовой работы. В приложении содержится иллюстративный материал. Текст курсовой работы оформляется на листах белой бумаги формата А4.
Более подробно методические указания по курсу представлены в системе MOODLE