МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Семиотика. Символы и знаки
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планv54_03_02_ДПИ-5-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 133
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 15,5 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10 20 20
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 8 8 125 125 133 133
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 36 36 180 180 216 216

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, Р.Ю. Волоснов

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Семиотика. Символы и знаки

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (уровень бакалавриата) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.01.2016 г. N 10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - формирование представлений об истории возникновения и изменения во времени конкретного символа или знака, традиционно используемого в изобразительном искусстве;
понимание культурно-исторической роли некоторых символов и знаков; овладение навыками интерпретации традиционных символов, используемых в изобразительном искусстве.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: способностью собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия курса;
особенности появления символов и знаков;
своеобразие использования традиционных символов в современном изобразительном искусстве;
содержание символов и знаков и их отличия друг от друга.
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в многообразии творческих индивидуальностей художников;
интерпретировать символы и знаки, используемые в современном изобразительном искусстве;
аргументированно излагать собственную позицию по основным проблемам курса.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.аналитической интерпретации произведений изобразительного искусства в контексте использования символов, аллегорий и знаков.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в курс.
1.1. Понятие «знака» и «символа» в искусстве. Лекции 5 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Понятие «аллегории» в искусстве. Сам. работа 5 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Символы, знаки и аллегории в античном искусстве.
2.1. Основные темы и образы, освещаемые в античном искусстве. Лекции 5 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Человек и боги в античном искусстве. Сам. работа 5 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Интерпретация античных образов и сюжетов в искусстве. Практические 5 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Знаки и символы античного искусства в современном медиадискурсе. Лекции 5 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Использование образов античных богов и героев в творчестве современных художников / медиакультуре (киноиндустрии, рекламном дискурсе). Практические 5 6 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Христианские символы и знаки в искусстве.
3.1. Влияние мировоззрения средневекового человека на изобразительное искусство. Практические 5 8 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Христианские символы и знаки в искусстве. Сам. работа 5 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Аллегорическое изображение христианских понятий в изобразительном искусстве. Сам. работа 6 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Интерпретация христианских символов и аллегорий в современном искусстве. Практические 6 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.5. Использование христианских символов в творчестве художников. Сам. работа 6 27 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Символы и знаки в русском искусстве.
4.1. Своеобразие древнерусской картины мира. Лекции 6 0 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Русские национальные символы и знаки в традиционном искусстве. Лекции 6 0 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Символы и знаки славян в бытовой жизни. Практические 6 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.4. Интерпретация русских национальных символов в искусстве. Практические 6 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.5. Использование традиционно русских символов и знаков в современном изобразительном искусстве. Сам. работа 6 24 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Символическое представление категорий пространства и времени.
5.1. Символическое изображение пространства в картине мира человека. Лекции 6 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Символическое изображение времени в картине мира человека. Лекции 6 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.3. Символическое изображение времени в картине мира человека. Сам. работа 6 24 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.4. Аллегорическое изображение времени и пространства. Практические 6 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.5. Интерпретация пространственно-временных символов в современном искусстве. Сам. работа 6 24 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Цветовая символика.
6.1. Цвет в истории развития человека. Лекции 6 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.2. Цветовая символика в искусстве. Лекции 6 2 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.3. Использование цветовой символики в изобразительном искусстве. Практические 6 4 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.4. Интерпретация предпочтительного обращения художников к конкретному цвету в творчестве. Сам. работа 6 24 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.5. Экзамен 6 0 ПК-3 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О. А. Алимушкина Семиотика. Символы и знаки: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2016 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/2038
Л1.2 Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. Семиотика, или Азбука общения: учебное пособие: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2015 https://e.lanbook.com/book/74732
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пендикова И. Г., Ракитина Л. С., Дмитриева Л. М. Архетип и символ в рекламе: учеб. пособие для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=114725&sr=1
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ссылка на web-страницу: Книга символов: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://symbolsbook.ru/
Э2 Ссылка на web-страницу: Символы и знаки: [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://allsymbols.ru/letter/%D0%9C
Э3 Ссылка на web-страницу: Символы и знаки: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.k-tattoo.ru/
Э4 Ссылка на статью "Знаки и символы в вышивке": Соратники.info: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://soratniki.info/node/104
Э5 Университетская библиотека onlaine.- Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/
Э6 Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова.- Режим доступа: http://www.akunb.altlib.ru/elektronnaya-biblioteka.html
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Текущий контроль.
 Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
 Продумайте свой ответ , его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.