МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Символ и аллегория в искусстве

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.04.03. История искусств
ПрофильИстория отечественного искусства (история архитектуры, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства)
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_04_03_ИИ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 86
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 86 86 86 86
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, Р.Ю. Волоснов

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Символ и аллегория в искусстве

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению поготовки 50.04.03 История искусств (уровень магистратуры) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 г. № 1404)

составлена на основании учебного плана:
50.04.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: познакомить студентов с определение и содержанием понятия «символ»
Задачи:
- показать проявление символов в изобразительном искусстве;
- рассмотреть проблему происхождения символов;
- показать символ как средство сокрытия тайных божественных истин;
- символ как средство иносказания в искусстве;
- рассмотреть «знак» как основу символики.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7 способностью анализировать и объяснять историко-культурные, формально-образные, семантические, социокультурные и прочие аспекты в эволюции истории искусства, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей в развитии процессов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- общее и различия «знака» и «символа»;
- природу символа;
- происхождение символа;
- историю возникновения, изменения во времени конкретных символов и знаков
- содержание основных универсальных древних символов
3.2.Уметь:
3.2.1.- понимать системы символического выражения в древних культурах.
- показать культурно-историческую роль некоторых символов и знаков
- дать представление об истории возникновения, изменения во времени конкретных символов и знаков
- аналитически работать с литературой
- аналитически работать с произведениями искусства
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Иметь навыки:
- распознавания и толкования символов и знаков в произведениях искусства;
- толкование цвета в изобразительном искусстве как выражение внутренней сущности образа;
- объяснения сочетания различных цветов в скульптуре, живописи древних культур;
- способностью распознавания и толкования символов и знаков в произведениях искусства;
- методикой определения сочетания различных цветов в скульптуре, живописи древних культур;
- способами подготовки и проведения научно-исследовательских работ в соответствии с профилем ООП;
- способами обобщения результатов научного исследования;
- способами обобщения результатов научного исследования на основе современных междисциплинарных подходов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Символ: характеристика, природа, сущность
1.1. Пейзажи - символы в русском искусстве ХIХ в. Лекции 1 2 ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Символы в пейзажах Саврасова, Левитана, Нестерова Практические 1 2 ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Сочетание красного и зеленого цвета в древнеегипетской культуре(написание рефератов по разделу). Сам. работа 1 28 ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Символы - тайный знак Лекции 1 2 ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Религия и мифология - источник символов Древнего Египта Сам. работа 1 3 ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Символы в изображении Осириса(написание рефератов по разделу). Сам. работа 1 12 ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Возникновение символики и её формирование
2.1. Символические изображения в первобытную эпоху Лекции 1 2 ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Доисторические символы плодородия Практические 1 2 ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Иероглифическое письмо Древнего Египта - система символического иносказания Практические 1 2 ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Проблема символа и его знаковой природы в искусстве Древнего Египта Сам. работа 1 4 ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Символика цвета Лекции 1 2 ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Отличия между условным знаком и знаком-символом Практические 1 2 ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.7. Символика Диониса (написание рефератов по разделу) Сам. работа 1 16 ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.8. Восприятие египетской символической системы античной культурой Сам. работа 1 4 ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.9. Символика в религии и мифологии Древней Греции Практические 1 2 ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.10. Символы в изображении Зевса (написание рефератов по разделу). Сам. работа 1 19 ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.11. Зачёт по дисциплине Зачет 1 4 ПК-7 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложения
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Крейдлин Г.Е., Кронгауз М.А. Семиотика, или Азбука общения: учебное пособие: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2015 e.lanbook.com
Л1.2 И.Г. Пендикова, Л.С. Ракитина ; под ред. Л.М. Дмитриевой Архетип и символ в рекламе: учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 О. А. Алимушкина Семиотика. Символы и знаки: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Шедевры архитектуры [Электронный ресурс]. - М. : Нью Медиа Дженерейшн, 2002. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - (Шедевры мировой культуры)
Э2 2. Шедевры мировой живописи [Электронный ресурс] : 11111 репродукций. - М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2004. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - (Электронная библиотека ДМ ; 20)
Э3 3. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс] : энциклопедия. - М. : Большая Российская энциклопедия ; М. : Центр ПИК ; М. : КОМИНФО, 1996. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - (Интерактивный мир)
Э4 4. Барокко [Электронный ресурс]. - М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2004. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - (Электронная библиотека ДМ ; 34)
Э5 Возрождение [Электронный ресурс]. - М. : ДиректМедиа Паблишинг, 2004. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - (Электронная библиотека ДМ ; 30)
Э6 5. Искусство Средних веков . - М. : ДиректМедиа ; М. : Новый Диск. - (Электронная библиотека ДМ ; 44)
Э7 Ч. 1. - 2005. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM)
Э8 6. Животные в искусстве [Электронный ресурс]. - М. : ДиректМедиа ; М. : Новый Диск, 2005. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - (Электронная библиотека ДМ ; 53)
Э9 Экземпляры: всего:1 - М(1)
Э10 7. Искусство Древнего Египта [Электронный ресурс]. - М. : ДиректМедиа ; М. : Новый Диск, 2004. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - (Электронная библиотека ДМ
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточный контроль.
 Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед зачетом.
 Продумайте свой ответ на зачете, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.