МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и история стиля

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильИмиджевый дизайн
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ПО_ИмДиз-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 175
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 3
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 175 175 175 175
Часы на контроль 13 13 13 13
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, Мелехова Ксения Александровна

Рецензент(ы):
кандидат искусствоведения, доцент, Черняева Ирина Валерьевна

Рабочая программа дисциплины
Теория и история стиля

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 124)

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент Черняева Ирина Валерьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент Черняева Ирина Валерьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса сформировать у студентов профессиональные представления о теории и истории стиля, познакомить с основными социокультурными детерминантами процессов стилеобразования в искусстве, а также выработать навыки когнитивного анализа процессов стилеобразования, умение прогнозировать развитие стилевых тенденций для использования знаний в профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.6

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 Способен создавать визуальный образ в соответствии с профилем профессиональной деятельности, используя творческие, практические знания и навыки полученные в процессе обучения
ПК-5 Способен использовать теоретические знания в области истории и теории искусства в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные направления изучения теории и истории стиля,теоретическую базу и понятийный аппарат дисциплины,современные дидактические технологии в области формирования стиля
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать источники и делать из анализа соответствующие выводы, применять практические знания об истории и теории стиля в своей профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации о современных тенденциях стиля;общепрофессиональными знаниями о теории и истории стиля

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория стиля
1.1. Многообразие подходов к определению стиля Лекции 3 2 ПК-5 Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Особенности стилей и направлений в культуре и искусстве Практические 3 4 ПК-5 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
1.3. Стили и направления в искусстве Сам. работа 3 16 ПК-5 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
1.4. Типология стилей и направлений в искусстве Практические 3 6 ПК-5, ПК-4 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
1.5. Отечественные искусствоведы о стиле в искусстве Сам. работа 3 28 ПК-5 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. История стиля
2.1. Первобытное искусство. Ритуал — основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма, архитектурного окружения и предметной среды. Лекции 3 2 ПК-5 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
2.2. Первобытная культура и искусство Сам. работа 3 10 ПК-5 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
2.3. Античные стили и направления искусства Сам. работа 3 10 ПК-5 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
2.4. Особенности стиля в древневосточных культурах Лекции 3 2 ПК-5 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
2.5. Отображение космогонических мифов в храмовой архитектуре Древнего Египта и Месопотамии. Сам. работа 3 10 ПК-5 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
2.6. Единство окружающей среды и живописной декорации. «Циклопический» характер архитектуры и декора. Сам. работа 3 10 ПК-5 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
2.7. Восточный стиль - как проявление гармонии мира Лекции 3 2 ПК-5 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
2.8. Проявление вечной гармонии Инь и Ян в китайской традиционной живописи го-хуа Сам. работа 3 26 ПК-5 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
2.9. Стили и направления в средневековом искусстве Западной Европы Лекции 3 2 ПК-5 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
2.10. Романский и готический стили в искусстве Европы Сам. работа 3 26 ПК-5 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
2.11. Идеалы гуманизма. Проторенессанс, раннее, Высокое и позднее итальянское Возрождение в литературе, живописи, архитектуре и скульптуре. Сам. работа 3 10 ПК-5 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
2.12. Стили в искусстве Европы Нового времени Лекции 3 2 ПК-5 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
2.13. Барокко. Архитектура ансамбля. Система живописных жанров. Практические 3 6 ПК-5 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
2.14. Классицизм. «Большой стиль» в архитектуре. Сам. работа 3 20 ПК-5 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2
2.15. Романтизм, реализм и натурализм в литературе и живописи. Сам. работа 3 9 ПК-5 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Никитич Л. А. Культурология. Теория, философия, история культуры: учеб. для вузов М.: ЮНИТИ-[ДАНА], 2009 biblioclub.ru
Л1.2 Л.И. Акимова, И.Л. Бусева-Давыдова, Н.А. Виноградова и др. История искусства: Белый город, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=441774
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Садохин А.П. Мировая культура и искусство: учебное пособие М.: Юнити-Дана, , 2015. biblioclub.ru
Л2.2 Хамматова В. В. , Салахова А. Ф. , Вильданова А. И. Дизайнеры России, США, Японии и Германии ХХ века: Казань : Издательство КНИТУ, 2013 biblioclub.ru
Л2.3 Воскресенская Н.О. Культурология. История мировой культуры: Учебник Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 статьи по всеобщей истории искусств artyx.ru
Э2 СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ www.art-katalog.com
Э3 Теория и история стиля portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программа учебной дисциплины включает в себя лекционные, практические занятия и самостоятельную работу. В течение всего срока обучения, студенты приобретают практические навыки, овладевают широким спектром знаний в области истории и теории стиля.
Прежде чем студентам приступить к работе преподаватель четко формулирует цель данного задания и задачи, которые обучающемуся предстоит решать в процессе изучения материала по дисциплине.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. Аттестация по итогам освоения дисциплины проводится в соответствии с учебным планом. К оценочным средствам относятся выполнение практических заданий, письменных работ в виде эссе, рефератов, написания терминов, а также презентаций, курсовой работы;
Дополнительные учебные результаты могут быть достигнуты в форме научно-исследовательской работы студентов по проблематике данной учебной дисциплины: написание научных статей, выступление на конференциях, круглых столах, участие в научно-исследовательских проектах.
Выполнение практических и письменных заданий предусмотрено как на практических занятиях, так и в форме самостоятельной работы. При выполнении самостоятельной работы учащийся может задавать уточняющие вопросы преподавателю, используя электронные средства коммуникации на Едином образовательном портале АлтГУ, а также при непосредственном общении с преподавателем в часы консультаций. Выполнение практических заданий является условием допуска к экзамену.
Экзамен проводится в устной форме. Вопросы изложены в билетах. Каждый билет состоит из двух вопросов по заранее представленному списку. На подготовку ответа отводится не более 40 минут. Развернутый ответ обучающегося должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.