Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 50.04.03. История искусств |
Профиль | Креативные индустрии и менеджмент в сфере искусства |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | z50_04_03_КИиМвСИ-1-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | 2 | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 0 | 0 | 4 | 4 |
Практические | 2 | 2 | 0 | 0 | 2 | 2 |
Сам. работа | 62 | 62 | 0 | 0 | 62 | 62 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 0 | 27 | 4 | 31 |
Итого | 72 | 72 | 0 | 27 | 72 | 99 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович
1.1. | Целью изучения дисциплины является теоретическое освоение обучающимися сведений о различных видах церковного искусства, применяемых в создании православных храмов, необходимых для понимания их роли в истории православной культуры России Для достижения цели ставятся задачи: изучить необходимый понятийный аппарат дисциплины; получить представление о христианском миропонимании и вероучении; сформировать умение выделять структуру различных видов церковного искусства; сформировать умение анализировать стили и историческое происхождение произведений церковного зодчества; получить представление о наиболее значимых памятниках православной архитектуры. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02 |
ПК-1 | Способен формулировать цели и задачии, связанные с реализацией организационно-управленческих функций; принимать управленческие решения в сфере музейной деятельности, в сфере культурно-просветительской деятельности; |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | наиболее яркие произведения церковного искусства; характерные особенности архитектуры православных храмов древности и современности |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | самостоятельно работать с учебной, справочной и учебно-методической литературой. ориентироваться в существующих программных средствах по каталогизации сведений; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | понятийным аппаратом в области религиозного искусства; навыками поиска и выявления информации по теме православной культуры и искусства. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Храм – памятник истории и культуры | ||||||
1.1. | Православные храмы как памятники средневековой культуры | Лекции | 1 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Храм как модель мира | Практические | 1 | 0 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.3. | Устройство и символика православного храма | Лекции | 1 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.4. | Ознакомление с наиболее значимыми памятниками христанского зодчества из Интернет-источников | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.5. | Православный образ жизни | Практические | 1 | 0 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.6. | Небесное и земное в символике православного храма | Практические | 1 | 0 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.7. | Осмотр действующих православных храмов, зарисовка силуэтов | Сам. работа | 1 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
Раздел 2. Храм – синтез искусств | ||||||
2.1. | Искусство православного храма в образах и звуках | Лекции | 1 | 0 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.2. | Православный храм как синтез искусств | Практические | 1 | 0 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.3. | Обследование росписей и иконостасов действующих храмов | Сам. работа | 1 | 18 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.4. | Образ храма в русской литературе | Лекции | 1 | 0 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.5. | Организация пространства православной культуры Сибири | Практические | 1 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.6. | Русский православный храм как национальный символ | Сам. работа | 1 | 18 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.7. | Просмотр видеофильмов "Веры сокровищница", "Колокольное искусство России","Краски поднебесные","Икона","Мелодия духа"," Основные элементы древнерусской архитектуры " | Сам. работа | 1 | 18 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
2.8. | Зачет | 2 | 27 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см.приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Шукуров, Ш.М. | Образ храма: | "Прогресс-Традиция"// ЭБС Лань, 2002 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Ефимова-Залекер Е.С. | Устная и письменная словесность Русской православной церкви заграницей (фольклор, искусство проповеди, картина мира): Другое | Издательство "ФЛИНТА", 2018 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Р. Ю. Волоснов | Искусство и православие [Электронный ресурс]: учеб. пособие | АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | СИМВОЛИКА ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА | pravoslavie.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения. 2. Лекция. На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично. На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал. Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу. В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их. Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии. Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания. 3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете). Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов. На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию. Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества. В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы. Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного. Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения. Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару. При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы. 4. Самостоятельная работа. При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения. Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее. Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса. При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру. Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции. 5. Текущий контроль. Для подготовки к зачету возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры. В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу. Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации. Продумайте свой ответ , его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |