МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Материаловедение
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv54_03_02_ДПИ-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 72 68 72 68
Итого 108 104 108 104

Программу составил(и):
ст.преп., Малышева О.А.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Материаловедение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 г. № 10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплина нацелена на подготовку бакалавров к:
– производственно-технической и проектной деятельности в области создания новых проектов,
– научно-исследовательской деятельности, связанной с выбором необходимых методов исследования, проведением экспериментальных исследований и анализом их результатов,
– самообучению и самосовершенствованию; умению нести ответственность за принятие своих решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: способностью создавать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов индивидуального и интерьерного значения и воплощать их в материале
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Методы измерения параметров и свойств материалов;
технологические, эксплуатационные и гигиенические требования, предъявляемые к материалам;
особенности испытания материалов;
область применения, методы измерения параметров и свойств материалов;
технологические, эксплуатационные и гигиенические требования, предъявляемые к материалам;
особенности испытания материалов.
3.2.Уметь:
3.2.1.Осуществлять поиск и использование информации, необходимый для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития;
Использовать информационно­коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
Выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения в дизайн-проекте;

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Выбирать материалы на основе анализа их свойств для конкретного применения в дизайн - проекте;
применять материалы с учетом их формообразующих свойств;
выполнять эталонные образцы объекта дизайна или его отдельные элементы в макете, материале.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Классификация и структура материалов
1.1. Что изучает материаловедение? Классификации материалов. Лекции 5 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
Раздел 2. Традиционные и современные декоративно-отделочные материалы
2.1. Основные требования к декоративно-отделочным материалам. Краткий обзор их свойств. Лекции 5 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
2.2. Роль и место отделочных материалов при проектировании. Специфические характеристики отделочных материалов Сам. работа 5 16 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
Раздел 3. Полимерные материалы
3.1. Общие сведения о полимерных материалах Лекции 5 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
3.2. Пленочные полимерные материалы. Клеящие материалы и герметики Практические 5 12 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
3.3. Фотополимеризующиеся композиции. Резиновые материалы Сам. работа 5 12 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
Раздел 4. Текстиль
4.1. Разновидности и свойства текстиля. Лекции 5 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
4.2. Контроль качества текстильной тары Сам. работа 5 10 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
Раздел 5. Материалы используемые в полиграфической продукции
5.1. Дерево, Метал, Пленки Практические 5 12 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
5.2. Бумага, картон,пластик. Сам. работа 5 18 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
Раздел 6. Современные материалы в графическом дизайне
6.1. Эстетическое свойство материалов,цвет, фактура, форма. Лекции 5 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3
6.2. Металлические конструкционные материалы Сам. работа 5 12 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л3.1, Л2.3, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. Приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дегтярев В.М., Затыльникова В.П. Инженерная и компьютерная графика: учеб. для вузов М.: Академия, 2010
Л1.2 Аббасов И.Б. Основы графического дизайна на компьютере в Photoshop CS3: Учебное пособие "ДМК Пресс"//"ЭБС Лань", 2009 https://e.lanbook.com/book/58694
Л1.3 Миненко Л.В. Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы в структуре традиционной культуры России и художественные промыслы Западной Сибири: Учебное пособие Кемерово: Кем ГУКИ //ЭБС "Университетская библиотека online", 2006 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=227748
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мелехова К.А., Л.И. Нехвядович, Т.М. Степанская Русская художественная школа в диалоге культур ХХ века: монография Барнаул: ИП Колмогоров И.А.// ЭБС АлтГУ, 2012 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/483
Л2.2 Ванеян С.С. Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии : учебное пособие М.: Прогресс-Традиция //ЭБС "Унивесритетская библиотека он-лайн", 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=102734
Л2.3 Григорьева, И.В. Компьютерная графика : М. : Прометей// ЭБС «Университетская библиотека online», 2014, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=211721
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 сост. Л.В.Шокорова Общее материаловедение: программа и методические рекомендации Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/5013
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ярмарка мастеров https://www.livemaster.ru/topic/325865-interesnye-fakty-o-svojstvah-i-proizvodstve-tkanej
Э2 Лекции.org https://lektsii.org/6-98186.html
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-четкое и системное планирование самостоятельной работы;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.