МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление конкурентоспособностью бизнеса

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Мен-2-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Горянинская Ольга Анатольевна

Рецензент(ы):
ст. преподаватель, Пяткова Оксана Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Управление конкурентоспособностью бизнеса

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 21.06.2020 г. № №9
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Бутакова М.М. к.э.н., доцент, и.о.заведующего кафедрой ЭПиМ


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 21.06.2020 г. № №9
Заведующий кафедрой Бутакова М.М. к.э.н., доцент, и.о.заведующего кафедрой ЭПиМ


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Конечная цель курса — сформировать у студентов систему знаний и умений,позволяющих выявлять проблемы управления конкурентоспособностью и находить
подходы к их решению.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 владением навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности
ПК-9 способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли
ПК-17 способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- инструменты стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности;
- способы оценки воздействия макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявления и анализа рыночных и специфических рисков, типологию поведения потребителей экономических благ и формирования спроса в условиях конкурентной рыночной среды;
- способы оценки экономических и социальных условий осуществления предпринимательской деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять инструменты стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности;
- оценивать воздействия макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, различать поведение потребителей экономических благ и формировать спрос в условиях конкурентной рыночной среды;
- выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками инструментами стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности;
- способами оценки воздействия макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявления и анализа рыночных и специфических рисков, типологию поведения потребителей экономических благ и формирования спроса в условиях конкурентной рыночной среды;
- способами оценки экономических и социальных условий осуществления предпринимательской деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1.Качество как экономиче-ская категория и объект управления
1.1. Теоретические и научные основы управления конкурентоспособностью организации Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Теоретические и научные основы управления конкурентоспособностью организации Практические 6 2 Л2.1, Л1.1
1.3. Теоретические и научные основы управления конкурентоспособностью организации Сам. работа 6 12 Л2.1, Л1.1
1.4. Оценка конкурентоспособности предприятия Лекции 6 4 Л2.1, Л1.1
1.5. Оценка конкурентоспособности предприятия Практические 6 4 Л2.1, Л1.1
1.6. Оценка конкурентоспособности предприятия Сам. работа 6 10 Л2.1, Л1.1
1.7. Механизм управления конкурентоспособностью организации Лекции 6 4 Л2.1, Л1.1
1.8. Механизм управления конкурентоспособностью организации Практические 6 4 Л2.1, Л1.1
1.9. Механизм управления конкурентоспособностью организации Сам. работа 6 12 Л2.1, Л1.1
1.10. Основные стратегии обеспечения конкурентоспособности организации Лекции 6 4 Л2.1, Л1.1
1.11. Основные стратегии обеспечения конкурентоспособности организации Практические 6 4 Л2.1, Л1.1
1.12. Основные стратегии обеспечения конкурентоспособности организации Сам. работа 6 10 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
В приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
В приложении

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
В приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Горбашко Е.А. - отв. ред., Максимцев И.А. - отв. ред. УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лифиц И. М. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРОВ И УСЛУГ 4-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. www.aup.ru
Э2 2. www.cfin.ru
Э3 3. www.costinfo.ru
Э4 4. www.eup.ru
Э5 5. www.knigi.tr2000.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
пакет MS-Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
http://uwh.lib.msu.su/ - Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова
Экономический портал: http://institutiones.com/download/books/1464-zadachi-i-testy-po-finansovoj-matematike.html
Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент.: http://ecsocman.hse.ru/search/index.html

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, посмотреть термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы.
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям:
По наиболее сложным проблемам учебной дисциплины проводятся семинарские занятия. Их главной задачей является углубление и закрепление теоретических знаний у студентов, формирование и развитие у них умений и навыков применения знаний для успешного развития прикладных задач. Подготовка студента к семинару включает:
Ознакомление с планом семинара;
Изучение рекомендованной литературы и конспекта лекции;
Подготовку полных и глубоких ответов по каждому вопросу, выносимому для обсуждения.
При проведении семинарских занятий уделяется внимание заданиям, предполагающим не только воспроизведение студентами знаний, но и направленных на развитие у них практических навыков и умений, а также их творческого мышления, научного мировоззрения, профессиональных способностей.