МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономика и культура
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильУправление в сфере культуры
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz51_03_01_УСК-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 91
контроль 9
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 91 91 91 91
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд. иск., зав. каф., Черняева И.В.

Рецензент(ы):
д-р иск., декан, Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Экономика и культура

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1177)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Профессиональная подготовка бакалавров в освоении навыков изучения художественного рынка, планирования маркетинга, понимания процесса ценообразования на произведения искусства, а также знакомство с механизмом действия арт-рынка, товаров и услуг в сфере художественной культуры. Цели освоения:
•охарактеризовать основные закономерности художественного процесса;
•изучить этапы развития и становления художественного рынка в России;
•выявить (обозначить) культурно-экономическую специфику России, место и роль российского художественного рынка;
•ознакомить с основными методологическими подходами к изучению формирования основ рыночной экономики;
•раскрыть ключевые понятия курса для анализа художественных процессов и культурных событий;
•ознакомить с механизмами деятельности учреждений культуры в вопросах сохранения, изучения, популяризации историко-культурного наследия страны и региона
•изучить основные экономические механизмы деятельности коммерческих и госбюджетных учреждений культуры;
•научить выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся влияния процесса формирования художественного рынка на развитие изобразительного искусства Алтайского края.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4: Способен разрабатывать и осуществлять организационные и регулирующие функции в деятельности современных творческих коллективов, обеспечивающих воспроизводство социальной и культурной жизни
УК-2: Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Особенности маркетинга в сфере культуры;понятие художественного рынка, механизм взаимодействия спроса и предложения, а также три уровня художественного рынка (первичный и последующие);специфические черты регионального художественного рынка, тенденции формирования художественного рынка Алтайского края.
- Влияние процесса формирования художественного рынка на развитие изобразительного искусства Алтайского края.
- Место и роль истории искусства (искусствоведения), теории искусства в системе современного гуманитарного знания,основные положения авторского права, особенности налогообложения в сфере культуры, закон РФ «Об авторском праве и смежных правах», авторский договор и его условия.
- Основные функции деятельности учреждений культуры – традиционные и возникшие в современной России.
3.2.Уметь:
3.2.1.- Характеризовать художественные произведения как товар;использовать на практике навыки и умения в организации учреждений культуры, в управлении коллективом.
- Оформлять авторский договор в соответствии с его основными условиями и положениями.
- Ориентироваться в приоритетных направлениях деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, СМИ, учреждениях историко-культурного туризма.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Способен к осуществлению историко-культурных, краеведческих функций, функций по сохранению, изучению, пропаганде художественного наследия в деятельности организаций и учреждений культуры (органы государственного управления и местного самоуправления, музеи, галереи, художественные фонды, архивы.
- Способен к разработке историко-культурных, искусствоведческих, художественных аспектов, аспектов, связанных с всеобщей историей искусства, историей отечественного искусства.
- Способностью сохранять, изучать и популяризировать художественное наследие в деятельности учреждений культуры.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы рыночной экономики
1.1. Модель рыночного регулирования в сфере художественной культуры. Лекции 3 2 ПК-4, УК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Сфера художественной культуры - экономические аспекты и характерные особенности. Практические 3 2 УК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Модель рыночного регулирования в сфере художественной культуры. Сам. работа 3 20 ПК-4, УК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Особенности маркетинга в сфере культуры. Лекции 3 2 УК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. Особенности маркетинга в сфере культуры. Сам. работа 3 24 УК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. История предпринимательства
2.1. Роль русского купечества, дворянства и крестьянства в благотворительной деятельности, в коллекционировании, в музейном строительстве России Сам. работа 3 4 УК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Роль русского купечества, дворянства и крестьянства в благотворительной деятельности, в коллекционировании, в музейном строительстве России. Практические 3 1 ПК-4, УК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Выдающиеся коллекционеры и меценаты России. Сам. работа 3 11 ПК-4, УК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
Раздел 3. Экономика культуры
3.1. Культура как отрасль непроизводственной сферы. Сам. работа 3 4 УК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Культура как сфера туризма. Практические 3 1 ПК-4, УК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Социально-культурная деятельность коммерческих структур: виды и экономический механизм. Сам. работа 3 10 УК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Художественный рынок в России
4.1. История развития российского художественного рынка (XVIII – XX вв.) Сам. работа 3 8 ПК-4, УК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2
4.2. Тенденции формирования художественного рынка Алтайского края. Сам. работа 3 10 УК-2 Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
См. ФОС в приложении к РПД
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. ФОС в приложении к РПД
5.3. Фонд оценочных средств
См. ФОС в приложении к РПД
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Е. Л. Шековой. Менеджмент и маркетинг в сфере культуры. Практикум: учебное пособие СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ» // ЭБС «Лань», 2012 https://e.lanbook.com/book/3820
Л1.2 Степанская Т.М., Черняева И.В. Экономика и культура: учебное пособие Изд-во АлтГУ // ЭБС АлтГУ, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4160
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тульчинский Г.Л., Артемьева Т.В Фандрейзинг: привлечение средств на проекты и программы в сфере культуры и образования: Учебное пособие "Планета музыки" // ЭБС "Лань", 2010 https://e.lanbook.com/book/1929
Л2.2 Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: : Учебное пособие "Планета музыки" // ЭБС "Лань", 2009 https://e.lanbook.com/book/13880
Л2.3 Черняева, И.В. Художественные галереи Западной Сибири на рубеже XX-XXI вв. : монография Изд-во АлтГУ , 2013 elibrary.asu.ru/xmlui/bitstream/handle/asu/129/read.7book?sequence=1&isAllowed=y
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Черняева И.В. Менеджмент культуры: Программа и методические рекомендации Барнаул: Издательство АлтГУ , 2012 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/5640
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Арт-азбука. Словарь современного искусства http://azbuka.gif.ru
Э2 Артревью - рейтинг деятелей художественной сферы https://artreview.com
Э3 Арт-менеджер - журнал для профессионалов http://www.artmanager.ru
Э4 Премия "Инновация" http://artinnovation.ru
Э5 Центр современного искусства «Винзавод» http://www.winzavod.ru
Э6 Экономика и культура https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1569
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows
Power Point
Microsoft Office
Windows Media Center

7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.