МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Системы доставки лекарственных средств

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки33.05.01. специальность Фармация
СпециализацияФармация биофармпрепаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план33_05_01_Фарм-2-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 66
самостоятельная работа 123
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 48 48 48 48
Сам. работа 123 123 123 123
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Системы доставки лекарственных средств

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 33.05.01 ФАРМАЦИЯ (приказ Минобрнауки России от 27.03.2018 г. № 219)

составлена на основании учебного плана:
33.05.01 ФАРМАЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., д.хим. наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.хим. наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является овладение основными принципами функционирования систем доставки лекарственных средств, понимания принципов конструирования и создания систем доставки лекарств, знакомство с методами, используемыми для исследования систем доставки лекарств. Также в цели освоения дисциплины входит понимание студентом современного уровня в развитии методов и принципов создания и применения различных типов систем доставки лекарств, в том числе адресной.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 Способен принимать участие в фармацевтической разработке новых биофармпрепаратов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы и принципы, лежащие в основе современных систем доставки лекарственных средств
методы пролонгирования и регулирования действия лекарственных веществ
особенности лекарственных форм и системы доставки разных групп лекарственных средств
3.2.Уметь:
3.2.1.применять полученные знания для решения исследовательских и учебных задач в области разработки систем доставки лекарств, в обсати обеспечения и проведения контроля качества лекарственных средств, в области внедрения новых методов и методик в сфере разработки, производства и обращения лекарственных средств
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.классификации и характеризации лекарственных форм и систем доставки лекарственных средств для обеспечения и контроля качества лекарственных средств в условиях фармацевтических организаций.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика современных лекарственных форм с модифицированным высвобождением и систем доставки лекарственных средств
1.1. Системы доставки лекарств. Общая характеристика. Классификация Лекции 9 2 Л2.2, Л1.1
1.2. Физиологический и физический методы пролонгирования действия лекарственных веществ и биологических молекул Лекции 9 2 Л2.1, Л1.1
1.3. Технологический метод пролонгирования действия лекарственных веществ. Лекции 9 4 Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. Химический метод пролонгирования действия лекарственных и биологических молекул Лекции 9 4 Л1.1
1.5. Принципы изучения новых лекарственных форм и систем доставки лекарственных средств в исследованиях Лекции 9 2 Л2.1, Л1.1
1.6. Системы доставки лекарств: принципы дизайна и функционирования Практические 9 4 Л2.1, Л1.1
1.7. Базовые искусственные и природные материалы, применяемые при создании СДЛ Практические 9 4 Л2.1, Л1.1
1.8. Биомедицинские и биофизичекие свойства СДЛ Практические 9 4 Л2.1, Л1.1
1.9. Лекарственные формы с регулируемым (контролируемым) действием Практические 9 8 Л2.1, Л1.1
1.10. Лекарственные формы с направленной доставкой лекарственных веществ Практические 9 4 Л2.1, Л1.1
1.11. Химический метод пролонгирования действия лекарственных и биологических молекул Практические 9 4 Л2.1, Л1.1
1.12. Контроль качества лекарственных форм с модифицируемым высвобождением Практические 9 2 Л2.1, Л1.1
1.13. Общая характеристика современных лекарственных форм с модифицированным высвобождением и систем доставки лекарственных средств Сам. работа 9 60 Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Особенности лекарственных форм и системы доставки разных групп лекарственных средств
2.1. Лекарственные формы с модифицированным высвобождением в кардиологии Лекции 9 1 Л2.2, Л1.1
2.2. Лекарственные формы с модифицированным высвобождением в онкологии Лекции 9 1 Л1.1
2.3. Лекарственные формы с модифицированным высвобождением в диебитологии Лекции 9 1 Л2.2, Л1.1
2.4. Лекарственные формы с модифицированным высвобождением в гинекологии Лекции 9 1 Л2.1, Л1.1
2.5. Лекарственные формы кардиоваскулярных препаратов Практические 9 4 Л2.1, Л1.1
2.6. Лекарственные формы модифицированного высвобождения антибиотиков Практические 9 2 Л2.1, Л1.1
2.7. Особенности лекарственных форм и систем доставки анальгетиков Практические 9 2 Л2.2, Л1.1
2.8. Особенности лекарственных форм иммуносупрессоров Практические 9 2 Л2.2, Л1.1
2.9. Новые и альтернативные лекарственные формы и системы доставки инсулина Практические 9 2 Л2.2, Л1.1
2.10. Системы доставки противоопухолевых лекарственных средств Практические 9 2 Л2.1, Л1.1
2.11. Лекарственные формы модифицированного высвобождения препаратов, применяемых в неврологии и психиатрии Практические 9 2 Л2.1, Л1.1
2.12. Лекарственные формы модифицированного высвобождения нестероидных противовоспалительных препаратов Практические 9 2 Л2.1, Л1.1
2.13. Особенности лекарственных форм и системы доставки разных групп лекарственных средств Сам. работа 9 63 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Представлены в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлен в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кукес В.Г. Клиническая фармакология: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2018 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 ХАРКЕВИЧ Дмитрий Александрович Фармакология: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2010 www.studentlibrary.ru
Л2.2 Р.Н. Аляутдина Фармакология: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2013 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
Open Office, http://www.openoffice.org/license.html
3D Canvas, http://amabilis.com/products/
Blender, https://www.blender.org/about/license/
Visual Studio, https://code.visualstudio.com/license
Python c расширениями PIL, Py OpenGL, https://docs.python.org/3/license.html
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/
Inkscape, https://inkscape.org/en/about/license/
Chrome; http://www.chromium.org/chromium-os/licenses
Eclipse (PHP,C++, Phortran), http://www.eclipse.org/legal/eplfaq.php
Компас график LT 5.9; http://download.ascon.ru/public/Kompas-3D_LT_V12/License_LT_ru_2012.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Lazarus, http://wiki.lazarus.freepascal.org/Lazarus_Faq#Licensing
Smart Notebook, http://www.whiteboardblog.co.uk/2010/12/smart-notebook-licence-and-activation/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
R STUDIO (open source), http://www.rstudio.com/
MingGW, http://mingw.org/license
Scilab, http://www.scilab.org/en/scilab/license
Audacity, https://www.audacityteam.org/about/license
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ
http://femb.ru/femb/pharmacopea.php Государственная фармакопея

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Теоретический материал дисциплины изучается в течение 9 семестра по всем формам обучения в соответствии с учебным планом: лекции, практические занятия и самостоятельная работа.
В понятие «лекции» вкладывается два смысла: лекция как вид учебных занятий, в ходе которых в устной форме преподавателем излагается предмет, и лекция как способ подачи учебного материала путём логически стройного, систематически последовательного и ясного изложения. Посещение студентами лекционных занятий ‒ необходимо, т.к. лекции вводят в науку, они дают первое знакомство с научно-теоретическими положениями данной науки и, что особенно важно и что очень сложно осуществить студенту самостоятельно, знакомят с методологией науки. Лекции предназначены для того, чтобы закладывать основы научных знаний, определять направление, основное содержание и характер всех видов учебных занятий, а также самостоятельной работы студентов. Систематическое посещение лекций, активная мыслительная работа в ходе объяснения преподавателем учебного материала позволяет не только понимать изучаемую дисциплину, но и успешно справляться с учебными заданиями на занятиях других видов.
Практические занятия направлены на закрепление теоретических знаний, формирование практических умений и навыков. При подготовке к практическим занятиям следует использовать литературные источники, приведенные в списке рекомендованной литературы. Отвечать на вопросы и задания необходимо по существу, стремясь дать ясное и конкретное изложение ответа. Важно обосновывать выводы и приводимые заключения, приводить примеры, активно участвовать в обсуждении заданий.
Самостоятельная работа студентов направлена на осмысление материала изучаемого курса, формирование осведомленности о современном состоянии науки. Контроль самостоятельной работы осуществляется посредством написания реферата. Студент выбирает тему из предложенного списка или предлагает самостоятельно по согласованию с преподавателям. Согласно теме реферата студент выбирает литературные источники, которые анализирует и составляет конспект. В конспекте должна быть поставлена цель исследования, раскрыта тема, сделано заключение и выводы.
Текущий контроль формирования компетенций осуществляется посредством практических заданий и тестов.
К промежуточной аттестации в форме экзамена допускаются студенты, которые выполнили весь объём работы, предусмотренный учебной программой по дисциплине. На экзамене надо не только показать теоретические знания по дисциплине, но и уметь применить их при решении практических заданий.В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме.