Закреплена за кафедрой | Кафедра органической химии |
---|---|
Направление подготовки | 04.04.01. Химия |
Профиль | Химико-аналитический контроль живых и техносферных систем |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 04_04_01_Химия-1-2020 - хак |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 6 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра органической химии
Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., доктор химических наук, профессор
1.1. | Формирование представлений о методах микронизации биологически активных и вспомогательных веществ для создания фармацевтических препаратов с контролируемой фармакинетикой. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ОПК-1 | Способен выполнять комплексные экспериментальные и расчетно-теоретические исследования в избранной области химии или смежных наук с использованием современных приборов, программного обеспечения и баз данных профессионального назначения |
ОПК-2 | Способен анализировать, интерпретировать и обобщать результаты экспериментальных и расчетно-теоретических работ в избранной области химии или смежных наук |
ПК-1 | |
ПК-3 | |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основы современных методов СКФ микронизации фармацевтических субстанций, лекарственных веществ и препаратов: RESS, RESOLV, RESAS, SAA, GAS, SEDS, ASES, PCA, PGSS |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | получать порошки белковых веществ и микронизировать вязкие и маслообразные субстанции с помощью СКФ технологий; использовать расчетные модели, позволяющие прогнозировать размер частиц в процессе микронизации учитывающие процессы коагуляции и конденсации; получать нано- микрочастицы, используемые как носители лекарственных форм |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владеть теоретическими представлениями о проектировании опытных и опытно-промышленных установок для микронизации с использованием СКФ |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы фармакокинетики | ||||||
1.1. | Основные понятия фармакокинетики. Размеры и форма частиц и фармакокинетика | Лекции | 4 | 1 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Путь от молекулы к лекарству. Проблемы безопасности.Способы влияния на свойства лекарственных форм без изменения химического состава вещества. | Практические | 4 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л2.1, Л1.2 |
1.3. | Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 4 | 4 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Препараты контролируемого релиза | ||||||
2.1. | Препараты повышенной биодоступности и адресной доставки. Препараты пролонгированного и импульсного действия | Лекции | 4 | 1 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Основные классификации и понятия технологии лекарственных форм | Практические | 4 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Твердые лекарственные формы с контролируемым высвобождением: таблетки и капсулы (пеллеты). | Практические | 4 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л2.1, Л1.2 |
2.4. | Лекарственные формы в виде аэрозолей. Твердые дисперсные системы | Практические | 4 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л2.1, Л1.2 |
2.5. | подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 4 | 9 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л2.1, Л1.2 |
Раздел 3. Технологии изготовления препаратов контролируемого релиза. | ||||||
3.1. | Способы достижения контролируемого релиза | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.2. | Создание высокодисперсных форм лекарственных веществ с использованием различных методов | Практические | 4 | 4 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.2, Л1.1 |
3.3. | Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-2, ПК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 4. Растворные СКФ-технологии | ||||||
4.1. | Метод быстрого расширения сверхкритических растворов (Rapid Expansion of Supercritical Solutions, RESS). | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2 |
4.2. | Метод RESOLV (RESS into SOLVent) | Лекции | 4 | 1 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2 |
4.3. | Метод распыления газонасыщенных растворов (Particles from Gas Saturated Solutions, PGSS) | Лекции | 4 | 1 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2 |
4.4. | Метод быстрого расширения сверхкритических растворов | Практические | 4 | 1 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2 |
4.5. | Метод RESOLV | Практические | 4 | 1 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2 |
4.6. | Подготовка к практическим и лабораторным занятиям | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2 |
Раздел 5. Осадительные СКФ-технологии | ||||||
5.1. | Осадительные технологии формирования микрочастиц. | Лекции | 4 | 2 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2 |
5.2. | Метод GAS. Метод SAS | Практические | 4 | 1 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.2 |
5.3. | Микронизация активных фармацевтических ингредиентов и субстанций | Практические | 4 | 1 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.2 |
5.4. | Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 4 | 8 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2 |
Раздел 6. Прочие СКФ-технологии микронизации и инкапсулирования | ||||||
6.1. | Некоторые СКФ-технологии микронизации и инкапсулирования | Лекции | 4 | 1 | ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 | Л1.2 |
6.2. | Некоторые сверхкритические технологии микронизации | Практические | 4 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.2 |
6.3. | Подготовка к практическим и лабораторным занятиям | Сам. работа | 4 | 6 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.2 |
Раздел 7. Теоретические основы построения расчетных моделей прогноза размера частиц проектирования установок для микронизации с использованием СКФ. | ||||||
7.1. | Теоретические основы построения расчетных моделей прогноза размера частиц проектирования установок для микронизации с использованием СКФ | Лекции | 4 | 1 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.2 |
7.2. | Теоретические основы построения расчетных моделей прогноза размера частиц и проектирования установок для микронизации с использованием СКФ | Практические | 4 | 2 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.2 |
7.3. | Подготовка к практическим занятиям | Сам. работа | 4 | 10 | ОПК-2, ПК-1 | Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Приведены в приложении |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Приведен в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | ред. Е.Г. Аввакумова. | Фундаментальные основы механической активации, механосинтеза и механохимических технологий : монография - : | Новосибирск : Сибирское отделение Российской академии наук, 2009. , | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=97880 |
Л1.2 | Д.Ю. Залепугин, Н.А. Тилькунова, И.В. Чернышова | Использование сверхкритических флюидов для получения нано- и микроформ фармацевтических субстанций: | , | scf-tp.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Д.А. Харкевич | Основы фармакологии: учебник | ГЭОТАР-Медиа, 2015 | www.studentlibrary.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.konkurs.dnttm.ru – обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр | |||
Э2 | http://www.inion.ru/product/db_2.htm - Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН) | |||
Э3 | http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ) | |||
Э4 | http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека | |||
Э5 | Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU | |||
Э6 | Сайт библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru | |||
Э7 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru | |||
Э8 | Курсы в Moodle "СКФ-микронизация в фармации: процессы и аппараты" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Мicrosoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Сайт библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ) http://www.scf-tp.ru/ "Сверхкритические Флюиды:Теория и Практика" (СКФ-ТП) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
011К | лаборатория высокомолекулярных веществ; лаборатория методики преподавания химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Лабораторные столы, стулья на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя сушильный шкаф; раковина; дистиллятор; оборудование; инструмент и приспособления; принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжные шкафы термостат;; вискозимитр с (d=0,56 мм);весы аналитические Pioneer; весовой стол; весы технические; сушильный шкаф ES- 4610, плитки электрические; мешалки верхнеприводные и магнитные; водоструйные насосы; термометры ртутные; термостат; штативы; песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; металлическое оборудование; наборы химической посуды; наборы химических реактивов. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в лекционных и практических занятиях, при выполнении лабораторных работ. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса. Теоретический материал дисциплины изучается в течение одного семестра (3 семестр второго курса) по всем формам обучения в соответствии с учебным планом. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet. Основу теоретической подготовки по дисциплине составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с семинарскими и лабораторными занятиями. Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на практических и лабораторных занятиях. Аудиторные занятия (лекции, семинары и лабораторные занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель и при подготовке к лабораторным занятиям. При изучении дисциплины студентами могут использоваться следующие информационные технологии и инновационные методы: - электронный вариант учебно-методического комплекса (с использованием системы Moodle); - ресурсы электронной библиотечной системы; - ресурсы Интернет; - мультимедийная техника; - студенты могут получать консультации по SKYPE, E-mail, ISQ, вебинару. Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических (семинарских) и лабораторных занятиях. Перед каждым лабораторным занятием студент обязан пройти собеседование и получить допуск к выполнению лабораторной работы. |