МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Визуальная культура

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильКреативный менеджмент: продюсирование
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv51_03_01_КМП-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 78
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 22,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 78 78 78 78
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, И.В.Черняева

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Визуальная культура

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 N 1412)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Визуальная культура» является формирование у студентов знаний о специфике визуальной культуры, о кино как синтетическом виде искусства, тесно связанном с живописью, театром, фотографией.
В ходе освоения курса решаются следующие задачи:
- познание сущности визуального искусства;
- знакомство сисходными понятиями и терминами курса;
- основными направления в к иноискусстве;
- изучение основных периодов в истории отечественного кинематографа в XX веке.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью применять культуролоическое знание в профессиональной деятельности и социальной практике
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- специфику визуальной культуры;
- основные художественные направления и ключевые фигуры отечественного кино;
- периодизацию истории отечественного кино и характерные черты каждого периода.
3.2.Уметь:
3.2.1.- обобщать, воспринимать информацию, ставить цель и выбирать пути ее достижения;
- применять на практике знания о творчестве известных режиссеров и актеров;
- применять историко-культурные, искусствоведческие знания для пропаганды художественного наследия кинематографа в аналитических центрах, общественных, государственных и муниципальных учреждениях и организациях, СМИ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- культурой мышления;
- информацией о творчестве и эстетических устремлениях ведущих режиссеров и актеров;
- методами обобщения, синтеза информации, приемами анализа фильма.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предпосылки визуального подхода и предыстории визуальной культуры
1.1. Предмет визуальной культуры, специфика и направления ее развития. Визуальная культура в повседневной жизни, науке и образовании. Лекции 2 4 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Ранние визуальные медиа. От проблемы света в живописи Ренессанса к машинам зрения (Камера-обскура, Латерна магика) Практические 2 4 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
1.3. Искусство иллюзий. Оптические эффекты в прозрачной живописи, панораме и диораме. Новые городские зрелища XIX в. Сам. работа 2 10 ОПК-2 Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Визуальные практики индустриальной эпохи
2.1. Теологии и экономика образа. Рождение фотографии из духа индустриального капитализма. Лекции 2 4 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
2.2. Машина схватывания. Сила свидетельства и победа документальной фотографии в аналоговую эпоху. Практические 2 6 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
2.3. Рождение проекционного кино. От кинематографа циклического к кинематографу линейному. Сам. работа 2 6 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Экран как метафора современности. От величия кино к тотальности компьютера,или От лампы к цифре. Сам. работа 2 4 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
Раздел 3. Актуальная визуальность: кейсы
3.1. Селфи. Поиск (собственного)образа и его распад Практические 2 6 ОПК-2 Л1.2, Л3.1
3.2. Тотальный дизайн. Экономика образов и продвижение товара. Этикетки/обложки. Сам. работа 2 12 ОПК-2 Л1.2, Л3.1
3.3. Видеоигры и люди, которые в них играют: Новая антропология и Broadband. Сам. работа 2 8 ОПК-2 Л1.2, Л3.1
Раздел 4. Парадоксы обновления российского кино
4.1. Отечественный кинематограф в условиях рыночной экономики. Лекции 2 6 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л3.1
4.2. Проблемы национального менталитета в современном российском кино. Сам. работа 2 12 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л3.1
4.3. Продюсерский кинематограф и блокбастеры молодых режиссеров. Сам. работа 2 14 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1
4.4. Новое российское кино ХХI в. Сам. работа 2 12 ОПК-2 Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. ФОС в приложении к РПД
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. ФОС в приложении к РПД
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. ФОС в приложении к РПД

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Борев Ю.Б. Художественная культура XX века (теоретическая история). Учебник: Учебник М.: Юнити-Дана // ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118193
Л1.2 Светлакова, Е.Ю Режиссура аудиовизуальных произведений: учебное пособие // ЭБС "Университетская библиотека он-лайн" Кемерово : КемГУКИ, 2011 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шустрова, О.И. Пространство медиа искусства : научная монография СПб : Алетейя // ЭБС «Университетская библиотека online», 2013 biblioclub.ru
Л2.2 Сальникова, Е. Визуальная культура в медиасреде: современные тенденции и исторические экскурсы : Государственный институт искусствознания. - Москва : Прогресс-Традиция, , 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=473543
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Шестакова И.В. Визуальное искусство. История кино России.: Программа и учебно-методические материалы для студентов факультета искусств Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости forlit.philol.msu.ru
Э2 М.Мак-Люэн. ГАЛАКТИКА ГУТЕНБЕРГА www.litmir.me
Э3 Р. Арнхейм. Искусство и визуальное восприятие knigogid.ru
Э4 Сайт «Визуальные и культурные исследования» lib.viscult.ehu.lt
Э5 МедиаАртЛаб lib.viscult.ehu.lt
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Справочная - информационная система "Гарант" - http://ivo.garant.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме
Самостоятельная работа студента включает в себя:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля;
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.