МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

СКФ-микронизация в фармации: процессы и аппараты

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки04.04.01. Химия
ПрофильКвантовые технологии, компьютерный наноинжиниринг и физикохимия материалов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план04_04_01_Химия-1-2020 - кт
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 6
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.х.н., доцент, Микушина И.В.

Рецензент(ы):
к.х.н., доцент, Харнутова Е.П.

Рабочая программа дисциплины
СКФ-микронизация в фармации: процессы и аппараты

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 04.04.01 Химия (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017г. №655)

составлена на основании учебного плана:
04.04.01 Химия
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., доктор химических наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., доктор химических наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений о методах микронизации биологически активных и вспомогательных веществ для создания фармацевтических препаратов с контролируемой фармакинетикой.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен выполнять комплексные экспериментальные и расчетно-теоретические исследования в избранной области химии или смежных наук с использованием современных приборов, программного обеспечения и баз данных профессионального назначения
ОПК-2 Способен анализировать, интерпретировать и обобщать результаты экспериментальных и расчетно-теоретических работ в избранной области химии или смежных наук
ПК-1
ПК-3
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы современных методов СКФ микронизации фармацевтических субстанций, лекарственных веществ и препаратов: RESS, RESOLV, RESAS, SAA, GAS, SEDS, ASES, PCA, PGSS
3.2.Уметь:
3.2.1.получать порошки белковых веществ и микронизировать вязкие и маслообразные субстанции с помощью СКФ технологий; использовать расчетные модели, позволяющие прогнозировать размер частиц в процессе микронизации учитывающие процессы коагуляции и конденсации; получать нано- микрочастицы, используемые как носители лекарственных форм
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.владеть теоретическими представлениями о проектировании опытных и опытно-промышленных установок для микронизации с использованием СКФ

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы фармакокинетики
1.1. Основные понятия фармакокинетики. Размеры и форма частиц и фармакокинетика Лекции 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.2
1.2. Путь от молекулы к лекарству. Проблемы безопасности.Способы влияния на свойства лекарственных форм без изменения химического состава вещества. Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.2
1.3. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 4 4 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Препараты контролируемого релиза
2.1. Препараты повышенной биодоступности и адресной доставки. Препараты пролонгированного и импульсного действия Лекции 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Основные классификации и понятия технологии лекарственных форм Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.1
2.3. Твердые лекарственные формы с контролируемым высвобождением: таблетки и капсулы (пеллеты). Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.2
2.4. Лекарственные формы в виде аэрозолей. Твердые дисперсные системы Практические 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.2
2.5. подготовка к практическим занятиям Сам. работа 4 9 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Технологии изготовления препаратов контролируемого релиза.
3.1. Способы достижения контролируемого релиза Лекции 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Создание высокодисперсных форм лекарственных веществ с использованием различных методов Практические 4 4 ОПК-2, ПК-1 Л1.2, Л1.1
3.3. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 4 6 ОПК-2, ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Растворные СКФ-технологии
4.1. Метод быстрого расширения сверхкритических растворов (Rapid Expansion of Supercritical Solutions, RESS). Лекции 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2
4.2. Метод RESOLV (RESS into SOLVent) Лекции 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2
4.3. Метод распыления газонасыщенных растворов (Particles from Gas Saturated Solutions, PGSS) Лекции 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2
4.4. Метод быстрого расширения сверхкритических растворов Практические 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2
4.5. Метод RESOLV Практические 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2
4.6. Подготовка к практическим и лабораторным занятиям Сам. работа 4 6 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2
Раздел 5. Осадительные СКФ-технологии
5.1. Осадительные технологии формирования микрочастиц. Лекции 4 2 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2
5.2. Метод GAS. Метод SAS Практические 4 1 ОПК-2, ПК-1 Л1.2
5.3. Микронизация активных фармацевтических ингредиентов и субстанций Практические 4 1 ОПК-2, ПК-1 Л1.2
5.4. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 4 8 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2
Раздел 6. Прочие СКФ-технологии микронизации и инкапсулирования
6.1. Некоторые СКФ-технологии микронизации и инкапсулирования Лекции 4 1 ОПК-1, ОПК-2, ПК-1 Л1.2
6.2. Некоторые сверхкритические технологии микронизации Практические 4 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.2
6.3. Подготовка к практическим и лабораторным занятиям Сам. работа 4 6 ОПК-2, ПК-1 Л1.2
Раздел 7. Теоретические основы построения расчетных моделей прогноза размера частиц проектирования установок для микронизации с использованием СКФ.
7.1. Теоретические основы построения расчетных моделей прогноза размера частиц проектирования установок для микронизации с использованием СКФ Лекции 4 1 ОПК-2, ПК-1 Л1.2
7.2. Теоретические основы построения расчетных моделей прогноза размера частиц и проектирования установок для микронизации с использованием СКФ Практические 4 2 ОПК-2, ПК-1 Л1.2
7.3. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 4 10 ОПК-2, ПК-1 Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приведены в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Приведен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 ред. Е.Г. Аввакумова. Фундаментальные основы механической активации, механосинтеза и механохимических технологий : монография - : Новосибирск : Сибирское отделение Российской академии наук, 2009. , http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=97880
Л1.2 Д.Ю. Залепугин, Н.А. Тилькунова, И.В. Чернышова Использование сверхкритических флюидов для получения нано- и микроформ фармацевтических субстанций: , scf-tp.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Д.А. Харкевич Основы фармакологии: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2015 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.konkurs.dnttm.ru – обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр
Э2 http://www.inion.ru/product/db_2.htm - Институт научной информации по общественным наукам Российской Академии Наук (ИНИОН РАН)
Э3 http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)
Э4 http://www.nlr.ru:8101/ - Российская национальная библиотека
Э5 Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU
Э6 Сайт библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru
Э7 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Э8 Курсы в Moodle "СКФ-микронизация в фармации: процессы и аппараты" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Сайт библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Доступ онлайн Электронная библиотека eLIBRARY.RU
http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)
http://www.scf-tp.ru/ "Сверхкритические Флюиды:Теория и Практика" (СКФ-ТП)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
011К лаборатория высокомолекулярных веществ; лаборатория методики преподавания химии - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Лабораторные столы, стулья на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя сушильный шкаф; раковина; дистиллятор; оборудование; инструмент и приспособления; принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (15 человек): вытяжные шкафы термостат;; вискозимитр с (d=0,56 мм);весы аналитические Pioneer; весовой стол; весы технические; сушильный шкаф ES- 4610, плитки электрические; мешалки верхнеприводные и магнитные; водоструйные насосы; термометры ртутные; термостат; штативы; песочные и водяные бани; спиртовые горелки; пробки; металлическое оборудование; наборы химической посуды; наборы химических реактивов.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в лекционных и практических занятиях, при выполнении лабораторных работ. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.
Теоретический материал дисциплины изучается в течение одного семестра (3 семестр второго курса) по всем формам обучения в соответствии с учебным планом. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов обеспечена электронными учебно-методическими ресурсами (система Moodle), возможностью общения студента с преподавателем посредством электронной почты, доступом в Internet.
Основу теоретической подготовки по дисциплине составляют лекции, которые представляются систематически в сочетании с семинарскими и лабораторными занятиями. Основные учения и владения отрабатываются и закрепляются на практических и лабораторных занятиях. Аудиторные занятия (лекции, семинары и лабораторные занятия) объединены с самостоятельной внеаудиторной работой студентов над рекомендуемой литературой, а также заданиями, которые выдаёт преподаватель и при подготовке к лабораторным занятиям.
При изучении дисциплины студентами могут использоваться следующие информационные технологии и инновационные методы:
- электронный вариант учебно-методического комплекса (с использованием системы Moodle);
- ресурсы электронной библиотечной системы;
- ресурсы Интернет;
- мультимедийная техника;
- студенты могут получать консультации по SKYPE, E-mail, ISQ, вебинару.
Преподаватель, читающий дисциплину, ведет учет посещаемости и осуществляет контроль за выполнением самостоятельной работы. Текущий контроль заключается в мониторинге выполнения учебной программы дисциплины на аудиторных занятиях и оценке работы на практических (семинарских) и лабораторных занятиях. Перед каждым лабораторным занятием студент обязан пройти собеседование и получить допуск к выполнению лабораторной работы.