Закреплена за кафедрой | Кафедра культурологии и дизайна |
---|---|
Направление подготовки | 51.03.01. Культурология |
Профиль | Управление в сфере культуры |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z51_03_01_УСК-1-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 94 | 94 | 94 | 94 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра культурологии и дизайна
Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины «Визуальная культура» является формирование у студентов знаний о специфике визуальной культуры, о кино как синтетическом виде искусства, тесно связанном с живописью, театром, фотографией. В ходе освоения курса решаются следующие задачи: - познание сущности визуального искусства; - знакомство сисходными понятиями и терминами курса; - основными направления в к иноискусстве; - изучение основных периодов в истории отечественного кинематографа в XX веке. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02 |
ПК-3 | Способен создавать арт-проект в сфере творческих индустрий и управлять им |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - специфику визуальной культуры; - основные художественные направления и ключевые фигуры отечественного кино; - периодизацию истории отечественного кино и характерные черты каждого периода. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - обобщать, воспринимать информацию, ставить цель и выбирать пути ее достижения; - применять на практике знания о творчестве известных режиссеров и актеров; - применять историко-культурные, искусствоведческие знания для пропаганды художественного наследия кинематографа в аналитических центрах, общественных, государственных и муниципальных учреждениях и организациях, СМИ. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - культурой мышления; - информацией о творчестве и эстетических устремлениях ведущих режиссеров и актеров; - методами обобщения, синтеза информации, приемами анализа фильма. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Предпосылки визуального подхода и предыстории визуальной культуры | ||||||
1.1. | Предмет визуальной культуры, специфика и направления ее развития. Визуальная культура в повседневной жизни, науке и образовании. | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2 | |
1.2. | Ранние визуальные медиа. От проблемы света в живописи Ренессанса к машинам зрения (Камера-обскура, Латерна магика) | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1 | |
1.3. | Искусство иллюзий. Оптические эффекты в прозрачной живописи, панораме и диораме. Новые городские зрелища XIX в. | Сам. работа | 2 | 10 | Л1.1, Л3.1, Л2.1, Л2.2 | |
Раздел 2. Визуальные практики индустриальной эпохи | ||||||
2.1. | Теологии и экономика образа. Рождение фотографии из духа индустриального капитализма. | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1 | |
2.2. | Машина схватывания. Сила свидетельства и победа документальной фотографии в аналоговую эпоху. | Практические | 2 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1 | |
2.3. | Рождение проекционного кино. От кинематографа циклического к кинематографу линейному. | Сам. работа | 2 | 8 | Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1, Л2.2 | |
2.4. | Экран как метафора современности. От величия кино к тотальности компьютера,или От лампы к цифре. | Сам. работа | 2 | 8 | Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1 | |
Раздел 3. Актуальная визуальность: кейсы | ||||||
3.1. | Селфи. Поиск (собственного)образа и его распад | Сам. работа | 2 | 2 | Л1.2, Л3.1 | |
3.2. | Тотальный дизайн. Экономика образов и продвижение товара. Этикетки/обложки. | Сам. работа | 2 | 12 | Л1.2, Л3.1 | |
3.3. | Видеоигры и люди, которые в них играют: Новая антропология и Broadband. | Сам. работа | 2 | 8 | Л1.2, Л3.1 | |
Раздел 4. Парадоксы обновления российского кино | ||||||
4.1. | Отечественный кинематограф в условиях рыночной экономики. | Лекции | 2 | 2 | Л1.1, Л1.2, Л3.1 | |
4.2. | Проблемы национального менталитета в современном российском кино. | Сам. работа | 2 | 16 | Л1.1, Л1.2, Л3.1 | |
4.3. | Продюсерский кинематограф и блокбастеры молодых режиссеров. | Сам. работа | 2 | 14 | Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1 | |
4.4. | Новое российское кино ХХI в. | Сам. работа | 2 | 16 | Л1.1, Л1.2, Л3.1, Л2.1 | |
4.5. | Зачёт | Зачет | 2 | 0 | Л1.1, Л3.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. ФОС в приложении к РПД |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. ФОС в приложении к РПД |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. ФОС в приложении к РПД |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Борев Ю.Б. | Художественная культура XX века (теоретическая история). Учебник: Учебник | М.: Юнити-Дана // ЭБС "Университетская библиотека он-лайн", 2015 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118193 |
Л1.2 | Светлакова, Е.Ю | Режиссура аудиовизуальных произведений: учебное пособие // ЭБС "Университетская библиотека он-лайн" | Кемерово : КемГУКИ, 2011 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Шустрова, О.И. | Пространство медиа искусства : научная монография | СПб : Алетейя // ЭБС «Университетская библиотека online», 2013 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Сальникова, Е. | Визуальная культура в медиасреде: современные тенденции и исторические экскурсы : | Государственный институт искусствознания. - Москва : Прогресс-Традиция, , 2017 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=473543 |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Шестакова И.В. | Визуальное искусство. История кино России.: Программа и учебно-методические материалы для студентов факультета искусств | Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2011 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости | forlit.philol.msu.ru | ||
Э2 | М.Мак-Люэн. ГАЛАКТИКА ГУТЕНБЕРГА | www.litmir.me | ||
Э3 | Р. Арнхейм. Искусство и визуальное восприятие | knigogid.ru | ||
Э4 | Сайт «Визуальные и культурные исследования» | lib.viscult.ehu.lt | ||
Э5 | МедиаАртЛаб | lib.viscult.ehu.lt | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office, Microsoft Windows, 7-Zip, AcrobatReader. | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). 4. Справочная - информационная система "Гарант" - http://ivo.garant.ru |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы. В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме Самостоятельная работа студента включает в себя: - уяснение цели и поставленной учебной задачи; - поиск необходимой учебной и научной информации; - освоение собственной информации и ее логическая переработка; - использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач; - выработка собственной позиции по поводу полученной задачи; - представление, обоснование и защита полученного решения; - проведение самоанализа и самоконтроля; - работу со словарями и справочниками; - овладение понятийным аппаратом; - самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса; - учебно-исследовательская работа; - использование компьютерной техники, интернета и др. |