МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История костюма и прически
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильПарикмахерское искусство и дизайн прически
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДизП-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 4 4 4 4
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к. иск., доцент, К.А. Мелехова

Рецензент(ы):
к.иск., доцент, И.В. Черняева

Рабочая программа дисциплины
История костюма и прически

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению поготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)(уровень бакалавриата) от 01.10.2015 г. № 1085

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. И.В. Черняева

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. И.В. Черняева

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью учебной дисциплины является изучить исторические особенности разных эпох и влияние их на формирование костюма и прически, а также применять полученные знания в профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-34: готовностью к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.характерные стилевые особенности формирования костюма и прически в историческом контексте;
связь костюма и прически с архитектурой и декоративно-прикладным искусством;
содержание некоторых профессиональных компетенций рабочего (специалиста) в соответствии с квалификационным уровнем.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать исторические особенности разных эпох и влияние их на формирование костюма и прически;
различать стилевые особенности прически разных эпох;
применять полученные знания в профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.знаниями и умениями, необходимыми для формирования профессиональных компетенций в области истории костюма и прически;
профессиональными методами формирования стиля на базе знаний истории костюма и прически.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные этапы развития костюма и прически у народов мира
1.1. История костюма и прически: введение Лекции 3 2 ПК-34 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л3.3, Л1.2
1.2. Основные факторы формирования и развития костюма и прически у народов мира Практические 3 2 ПК-34 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л3.3, Л1.2
1.3. Мода косюма и прически как социальный и эстетический феномен. Сам. работа 3 8 ПК-34 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.2
1.4. Своеобразие костюма и прически Древнего Египта Лекции 3 2 ПК-34 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.2
1.5. Взаимосвязь костюма и эстетического идеала в различных культурах. Семиотический анализ. Сам. работа 3 8 ПК-34 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.2
1.6. Особенности костюма и прически народов Месопотамии Лекции 3 2 ПК-34 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л3.3, Л1.2
1.7. Особенности культуры восточных деспотий и их отражение в форме костюма и прически Месопотамии. Формообразование и типы костюма культур Двуречья. Сам. работа 3 8 ПК-34 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л3.3, Л1.2
1.8. Особенности античного костюма и прически Лекции 3 2 ПК-34 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л3.3, Л1.2
1.9. Искусство традиционного костюма и прически в Индии. Сам. работа 3 6 ПК-34 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л3.3, Л1.2
1.10. Особенности формообразования китайского костюма и прически. Сам. работа 3 6 ПК-34 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л3.3, Л1.2
1.11. Эстетика японского костюма и прически Сам. работа 3 4 ПК-34 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л3.3, Л1.2
Раздел 2. Искусство костюма и прически Западной Европы
2.1. Особенности европейской моды на костюм и прическу Лекции 3 2 ПК-34 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л3.3, Л1.2
2.2. Проблема стиля в западноевропейском искусстве костюма и прически Практические 3 2 ПК-34 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л3.3, Л1.2
2.3. Костюм и прическа романского и готического стиля Сам. работа 3 6 ПК-34 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л3.3, Л1.2
2.4. Искусство костюма и прически эпохи возрождения Сам. работа 3 6 ПК-34 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л3.3, Л1.2
2.5. Стиль барокко в искусстве костюма и прически Сам. работа 3 6 ПК-34 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л1.2
2.6. Эстетика классицизма в костюме и прическе Сам. работа 3 6 ПК-34 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л3.3, Л1.2
2.7. Искусство костюма и прически в ХХ веке Лекции 3 2 ПК-34 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л3.3, Л1.2
2.8. Стиль модерн в искусстве костюма и прически Сам. работа 3 6 ПК-34 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л3.3, Л1.2
2.9. Формообразование костюма и прически в 40-50 гг. ХХ века Сам. работа 3 6 ПК-34 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л3.3, Л1.2
2.10. Костюм и прическа 60-80 г. ХХ века Сам. работа 3 6 ПК-34 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л3.3, Л1.2
2.11. Современный костюм и прическа Сам. работа 3 6 ПК-34 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л3.3, Л1.2
2.12. Зачет 3 4 ПК-34 Л1.1, Л2.1, Л3.1, Л3.2, Л3.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение.
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сергеенко Е. Н. Основы стилистики в парикмахерском искусстве и декоративной косметике: учебное пособие: Учебное пособие Минск: РИПО, // ЭБС "Университетская библиотека online", 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=463674&sr=1
Л1.2 Миронова Е. П. История прически: учебное пособие РИПО , 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=487931
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Старикова Ю. А. Индустрия моды: Учебное пособие Москва: А-Приор. // ЭБС "Университетская библиотека online", 2009 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=56287&sr=1
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Черняева Е.Н. История костюма: учебно-методический комплекс: Методическая литература Кемерово: КемГУКИ. // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=275358&sr=1
Л3.2 Цветкова Н. Н. История текстильного искусства и костюма. Древний мир: учебное пособие: Учебное пособие Санкт-Петербург.: Издательство «СПбКО» // ЭБС "Университетская библиотека online", 2010 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=209999&sr=1
Л3.3 Тихонова Н.В. Композиция костюма: учебное пособие КНИТУ, 2017 https://e.lanbook.com/book/101920
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки. 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] // Fgosvo.ru. – Электрон. текст. дан. – 2015. http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440304.pdf
Э2 Единый образовательный портал Алтайского Государственного Университета[Электронный ресурс] // Asu.ru. – Электрон. текст. дан. – [Барнаул]. http://portal.edu.asu.ru/
Э3 Открытый образовательный портал Алтайского Государственного Университета [Электронный ресурс] // Asu.ru. – Электрон. текст. дан. – [Барнаул]. http://public.edu.asu.ru/
Э4 ИСТОРИЯ КОСТЮМА И МОДЫ http://mir-kostuma.com/moda-history
Э5 История Костюма http://www.costumehistory.ru/
Э6 История прически: Учебник для театральных художественно-технических училищ http://rasti-kosa.ru/books/item/f00/s00/z0000015/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной (печатные, аудио- и видеоматериалы), так и в электронной и мультимедийной формах.