МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Стабильность фармацевтического продукта

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки33.05.01. специальность Фармация
СпециализацияФармация биофармпрепаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план33_05_01_Фарм-1-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 86
самостоятельная работа 103
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Лабораторные 40 40 40 40
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 103 103 103 103
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Стабильность фармацевтического продукта

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 33.05.01 ФАРМАЦИЯ (приказ Минобрнауки России от 27.03.2018 г. № 219)

составлена на основании учебного плана:
33.05.01 ФАРМАЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., док.хим.наук, профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., док.хим.наук, профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование системных знаний, умений, навыков по изучению стабильности при разработке и изготовлении лекарственных средств и препаратов в различных лекарственных формах.
Задачи:
ососнование многогранности проблемы безопасности и обеспечения качества фармацевтической продукции
изучение процессов, происходящих с фармацевтическими субстанциями и фармацевтическими препаратами при хранении в зависимости от условий
обоснование методов, используемых при изучении стабильности фармацевтических продуктов
изучение взаимосвязи технологических процессов получения, контроля качества, экспертизы и стабильности фармацевтических продуктов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 Способен осуществлять контроль качества лекарственных средств и биофармпрепаратов
ПК-5 Способен осуществлять контроль поступающих в организацию лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.физико-химические, математические и иные естественнонаучные понятия и методы;
физико-химические свойства исследуемых лекарственных средств;

теоретические основы используемых экспериментальных методов;
особенности и анализа используемых методов и методик;
формулы расчета экспериментальных данных;
факторы, способствующие обеспечению качества;
основные этапы проведения экспертизы лекарственных средств с помощью химических, биологических, физико-химических и иных методов;
формы представления результатов экспертизы;
взаимосвязь категорий качества лекарственных средств в течение их жизненного цикла
3.2.Уметь:
3.2.1.объяснять и обосновывать физико-химические, математические и иные естественнонаучные понятия и методы при решении профессиональных задач;
критически обосновывать необходимость многостадийного контроля;
обосновывать основные биологические, химические и физико-химические методы, применяемые при проведении экспертизы лекарственных средств;
представлять результаты контроля качества лекарственных средств в условиях фармацевтических организаций;
делать заключение о соответствии или несоответствии требованиям нормативной документации;
правильно оформлять полученные результаты
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использования химических, биологических, физико-химических и иных методов при проведении экспертизы лекарственных средств;
составления отчетов о проведении экспертизы лекарственных средств с помощью химических, биологических, физико-химических и иных методов;
проведения контроля качества лекарственных средств в условиях фармацевтических организаций
навыками интерпретации результатов анализа лекарственных средств для оценки их качества;
стандартными операционными процедурами по определению порядка и оформлению документов;
использования химических, биологических, инструментальных методов анализа для идентификации, экспертизы и определения веществ и их метаболитов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Стандартизация и сертификация лекарственных препаратов
1.1. Фальсификация лекарственных средств – проблема мирового значения Лекции 9 1 Л1.1
1.2. Качество лекарственных средств Лекции 9 1 Л1.1
1.3. Регистрация и стандартизация лекарственных средств Лекции 9 1 Л1.1
1.4. Нормативно-правовая база фармакологического надзора. Сертификация лекарственных средств Лекции 9 1 Л1.1
1.5. Обеспечение качества Практические 9 4 Л1.1
1.6. Подготовка к практическим зханятиям Сам. работа 9 10 Л1.1
Раздел 2. Установление подлинности лекарственных веществ
2.1. Предварительные испытания в установлении подлинности лекарственных веществ Лекции 9 1 Л1.1
2.2. Реакции обнаружения элементов при установлении подлинности лекарственных веществ Лекции 9 1 Л1.1
2.3. Реакции обнаружения функциональных групп лекарственных веществ Лекции 9 1 Л1.1
2.4. Использование различных органических реакций для определения подлинности лекарственных веществ Лекции 9 1 Л1.1
2.5. Установление подлинности лекарственных веществ по функциональным группам Лабораторные 9 6 Л1.1
2.6. Определение подлинности лекарственного растительного сырья Практические 9 2 Л1.1
2.7. Подготовка к практическим и лабораторным занятиям Сам. работа 9 10 Л1.1
Раздел 3. Установление доброкачественности лекарственных веществ
3.1. Источники и причины недоброкачественности лекарственных веществ Лекции 9 1 Л1.1
3.2. Общие требования к испытаниям лекарственного средства на доброкачественность Лекции 9 1 Л1.1
3.3. Перекрестное загрязнение в химико-фармацевтическом производстве: стандартизация и унификация требований Практические 9 2 Л1.1
3.4. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 9 10
Раздел 4. Химические и основные физико-химические методы анализа лекарственных веществ
4.1. Кислотно-основное титрование лекарственных веществ. Окислительно-восстановительное титрование лекарственных веществ. Нитритометрическое титрование лекарственных веществ. Осадительное титрование лекарственных веществ. Комплексонометрическое титрование лекарственных веществ Лекции 9 1 Л1.1
4.2. Хроматографические методы. Оптические методы. Потенциометрический метод анализа.Проточно-инжекционный анализ лекарственных веществ Лекции 9 1 Л1.1
4.3. Особенности химического и физико-химического анализа лекарственных веществ Практические 9 4 Л1.1
4.4. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 9 10 Л1.1
Раздел 5. Контроль качества лекарственных форм
5.1. Общие особенности контроля качества лекарственных форм. Фармакопейный анализ лекарственных форм Лекции 9 2 Л1.1
5.2. Контроль качества лекарственного растительного сырья Практические 9 2 Л1.1
5.3. Подготовка к практическим и лабораторным занятиям Сам. работа 9 16 Л1.1
Раздел 6. Стабильность и сроки хранения лекарственных средств
6.1. Критерии стабильности лекарственных средств Лекции 9 2 Л1.1
6.2. Процессы, происходящие при хранении лекарственных средств Лекции 9 2 Л1.1
6.3. Сроки хранения лекарственных средств и методы их определения Лекции 9 2 Л1.1
6.4. Требования к исследованию стабильности лекарственных препаратов и фармацевтических субстанций Лекции 9 2 Л1.1
6.5. Методы изучения стабильности лекарственных средств Практические 9 2 Л1.1
6.6. Исследование стабильности фармацевтических субстанций Практические 9 2 Л1.1
6.7. Исследование стабильности лекарственных средств Практические 9 2 Л1.1
6.8. Изменения, происходящие при хранении лекарственных средств. Практические 9 4 Л1.1
6.9. Определение стабильности и сроков годности фитопрепаратов методом ускоренного старения Лабораторные 9 10 Л1.1
6.10. Изучение стабильности фармачевтической субстанции в условиях долгосрочного хранения и ускоренного старения Лабораторные 9 8 Л1.1
6.11. Стресс-исследование и фотостабильность фармачевтического препарата Лабораторные 9 8 Л1.1
6.12. Изучение стабильности лекарственного препарата после восстановления (разведения) Лабораторные 9 8 Л1.1
6.13. Подготовка к практическим и лабораторным занятиям Сам. работа 9 47 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Приведены в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Приведены в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Представлен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С.Ю. Гармонов, Н.С, Шитова, Л.М. Юсупова Контроль качества и безопасность лекарственных препаратов : учебное пособие : Федеральное агентство по образованию, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский государственный технологический университет» ; под ред. С.Ю. Гармонова. - Казань : КГТУ, 2008., 2008 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Ведомости научного центра экспертизы средств медицинского применения journals.regmed.ru
Э2 Фармацевтические технологии и упаковка.Лекарства по GMP www.medbusiness.ru
Э3 Современные проблемы науки и образования www.science-education.ru
Э4 Электронный фонд правовой и научно-технической документации. ГОСТ Р 57129-2016 Лекарственные средства для медицинского применения. Часть 1. Изучение стабильности новых фармацевтических субстанций и лекарственных препаратов. Общие положения docs.cntd.ru
Э5 Фармокопея.РФ pharmacopoeia.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows 7 Professional, № 46192494 от 26.11.2009 (бессрочная);
Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010 (бессрочная);
Open Office, http://www.openoffice.org/license.html
3D Canvas, http://amabilis.com/products/
Blender, https://www.blender.org/about/license/
Visual Studio, https://code.visualstudio.com/license
Python c расширениями PIL, Py OpenGL, https://docs.python.org/3/license.html
FAR, http://www.farmanager.com/license.php?l=ru
XnView, http://xnviewload.ru/
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader, http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf
GIMP, https://docs.gimp.org/2.8/ru/
Inkscape, https://inkscape.org/en/about/license/
Chrome; http://www.chromium.org/chromium-os/licenses
Eclipse (PHP,C++, Phortran), http://www.eclipse.org/legal/eplfaq.php
Компас график LT 5.9; http://download.ascon.ru/public/Kompas-3D_LT_V12/License_LT_ru_2012.pdf
DjVu reader, http://djvureader.org/
Lazarus, http://wiki.lazarus.freepascal.org/Lazarus_Faq#Licensing
Smart Notebook, http://www.whiteboardblog.co.uk/2010/12/smart-notebook-licence-and-activation/
Putty, https://putty.org.ru/licence.html
VLC, http://www.videolan.org/legal.html
QTEPLOT, http://www.qtiplot.com/doc/manual-en/index.html
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html
R STUDIO (open source), http://www.rstudio.com/
MingGW, http://mingw.org/license
Scilab, http://www.scilab.org/en/scilab/license
Audacity, https://www.audacityteam.org/about/license
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.lib.asu.ru электронные ресурсы научной библиотеки АлтГУ
http://www.rsl.ru РГБ Российская государственная библиотека
http://ben.irex.ru БЕН Библиотека естественных наук
http://www.gpntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека
http://ban.pu.ru БАН Библиотека Академии наук
http://www.nlr.ru РНБ Российская национальная библиотека
http://www.elibrary.ru Научная электронная библиотека РФФИ
http://www.lib.msu.su Библиотека МГУ
http://femb.ru/femb/pharmacopea.php Государственная фармакопея

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
001дК лаборатория хроматографических методов анализа - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя лабораторные столы и стулья на 7 посадочных мест; оборудование, инструмент и приспособления, принадлежности и инвентарь для организации учебного процесса на подгруппу (7 человек): весовой стол; весы аналитические; газовый хроматограф; модель 3700; газовый хроматограф Hewlett Packard HP 4890A; генератор водорода Хроматэк 10.400; компрессор МК-Л2; компрессор BUFAG House Master Kit Mecafer Mor; двухлинейный плоский самописец TZ 4620; центрифуга Eppendorf 5702; хроматографический микрошприц; колонки для ГЖХ, мембрана для ввода проб; лайнер; измеритель концентрации озона электрические; пробки; металлическое оборудование; наборы химической посуды; наборы химических реактивов. Компьютер Celeron Dual-Core E3300/2Gb/250Gb/KM/19" Acer V193WEOB
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Теоретический материал дисциплины изучается в течение 9 семестра по всем формам обучения в соответствии с учебным планом: лекции, практические и лабораторные занятия, самостоятельная работа обучающихся.
Лекция - это вид учебных занятий, в ходе которых в устной форме преподавателем излагается предмет, с другой стороны, лекция - это способ подачи учебного материала путём логически стройного, систематически последовательного и ясного изложения. Посещение студентами лекционных занятий ‒ необходимо, т.к. лекции вводят в науку, они дают первое знакомство с научно-теоретическими положениями данной науки и, что особенно важно и что очень сложно осуществить студенту самостоятельно, знакомят с методологией науки. Лекции предназначены для того, чтобы закладывать основы научных знаний, определять направление, основное содержание и характер всех видов учебных занятий, а также самостоятельной работы студентов. Систематическое посещение лекций, активная мыслительная работа в ходе объяснения преподавателем учебного материала позволяет не только понимать изучаемую дисциплину, но и успешно справляться с учебными заданиями на занятиях других видов.
Практические занятия. Для того чтобы практические занятия приносили максимальную пользу, необходимо помнить, что упражнение и решение задач проводятся по вычитанному на лекциях материалу и связаны, как правило, с детальным разбором отдельных вопросов лекционных тем. Следует подчеркнуть, что только после усвоения лекционного материала с определенной точки зрения он будет закрепляться на практических занятиях как в результате обсуждения и анализа лекционного материала, так и с помощью решения практических задач. При этих условиях студент не только хорошо усвоит материал, но и научится применять его на практике, а также получит дополнительный стимул (и это очень важно) для активной проработки лекции. Практические занятия направлены на закрепление теоретических знаний, формирование практических умений и навыков. При подготовке к практическим занятиям следует использовать литературные источники, приведенные в списке рекомендованной литературы. Отвечать на вопросы и задания необходимо по существу, стремясь дать ясное и конкретное изложение ответа. Важно обосновывать выводы и приводимые заключения, приводить примеры, активно участвовать в обсуждении заданий.
Лабораторные занятия являются неотъемлемой частью при формировании компетенций. При подготовке к лабораторным занятиям по заданию преподавателя необходимо изучить методику выполнения лабораторной работы, составить подробный план осуществления методики, подобрать соответствующую информацию по безопасному обращению с веществами и реактивами, используемыми в лабораторной работе. К лабораторным занятиям допускаются студенты, прошедшие инструктаж по пожарной безопасности и по технике безопасности при работе в лаборатории. Перед выполнением лабораторной работы необходимо пройти собеседование с преподавателем, обсудить основные этапы выполнения работы, возможные трудности, особенности аппаратурного оформления, нормы техники безопасности. После выполнения лабораторной работы необходимо своевременно оформить и сдать отчет, в котором отразить полученные результаты, при необходимости произвести расчеты, приложить графический материал (графики, схемы установок), привести схемы основных и побочных процессов, влияющих на ход и результаты работы. В отчете необходимо привести ответы на вопросы к лабораторной работе, сделать вывод по результатам работы.
Самостоятельная работа студентов направлена на осмысление материала изучаемого курса, формирование осведомленности о современном состоянии науки. Контроль самостоятельной работы осуществляется посредством написания реферата. Студент выбирает тему из предложенного списка или предлагает самостоятельно по согласованию с преподавателям. Согласно теме реферата студент выбирает литературные источники, которые анализирует и составляет конспект. В конспекте должна быть поставлена цель исследования, раскрыта тема, сделано заключение и выводы.
Текущий контроль формирования компетенций осуществляется посредством практических и лабораторных заданий, а также при написании письменной контрольной работы.
К промежуточной аттестации в форме экзамена допускаются студенты, которые выполнили весь объём работы, предусмотренный учебной программой по дисциплине. На экзамене надо не только показать теоретические знания по дисциплине, но и уметь применить их при решении практических заданий. В экзаменационный билет включено два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На ответ и решение задачи студенту отводится 60 минут.