МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Квартетный класс

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
ПрофильМузыкально-инструментальное искусство в сфере музыкального исполнительства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-1-2020
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 216
самостоятельная работа 135
контроль 81
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4, 6, 7
диф. зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 17 19 17 19,5 17 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 36 216 216
Сам. работа 36 36 9 9 36 36 9 9 9 9 36 36 135 135
Часы на контроль 0 0 27 27 0 0 27 27 27 27 0 0 81 81
Итого 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 72 432 432

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Квартетный класс

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.08.2017г. №730)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 10.06.2020 г. № 10
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование навыков искусства игры в ансамбле в объеме, необходимом для дальнейшей практической деятельности будущих исполнителей
формирование музыкально-эстетических взглядов, художественного вкуса студентов, расширение их музыкального кругозора
подготовка к будущей деятельности в качестве артиста оркестра, камерного ансамбля и квартета

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 Способен исполнять партию своего инструмента в различных видах ансамбля
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные законы построения концертной программы с учетов интересов различных групп слушателей
разнообразный репертуар для построения концертных тематических программ
основные исторические этапы становления просветительства в России и за рубежом
3.2.Уметь:
3.2.1.целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения
использовать культурное наследие для удовлетворения потребностей различных групп населения в процессе музыкально-просветительской деятельности
поддерживать связи со средствами массовой информации и организациями, осуществляющие культурно-образовательную деятельность
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях концертной организации
различными способами вербальной и невербальной коммуникации
современными приёмами организации музыкальной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Начальный этап работы над ансамблем в квартете.
1.1. Изучение произведений эпохи классицизма. Изучение произведений эпохи романтизма. Изучение произведений русских композиторов. Изучение произведений композиторов XX века. Практические 3 12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками квартета. Изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений. Сам. работа 3 12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Работа над детальным изучением собственных партий.
2.1. Изучение произведений эпохи классицизма. Изучение произведений эпохи романтизма. Изучение произведений русских композиторов. Изучение произведений композиторов XX века. Практические 3 12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками квартета. Изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений. Сам. работа 3 12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Работа над единством технических приемов в ансамбле.
3.1. Изучение произведений эпохи классицизма. Изучение произведений эпохи романтизма. Изучение произведений русских композиторов. Изучение произведений композиторов XX века. Практические 3 12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.2. Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками квартета. Изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений. Сам. работа 3 12 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Работа над художественным содержанием произведения.
4.1. Изучение произведений эпохи классицизма. Изучение произведений эпохи романтизма. Изучение произведений русских композиторов. Изучение произведений композиторов XX века. Практические 4 36 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.2. Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками квартета. Изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений. Сам. работа 4 9 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Поиск совместных исполнительских решений при игре в ансамбле.
5.1. Изучение произведений эпохи классицизма. Изучение произведений эпохи романтизма. Изучение произведений русских композиторов. Изучение произведений композиторов XX века. Практические 5 36 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.2. Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками квартета. Изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений. Сам. работа 5 36 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Совершенствование ансамблевого мастерства.
6.1. Изучение произведений эпохи классицизма. Изучение произведений эпохи романтизма. Изучение произведений русских композиторов. Изучение произведений композиторов XX века. Практические 6 36 Л3.1, Л2.1, Л1.1
6.2. Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками квартета. Изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений. Сам. работа 6 9 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Формирование и исполнение концертной программы.
7.1. Изучение произведений эпохи классицизма. Изучение произведений эпохи романтизма. Изучение произведений русских композиторов. Изучение произведений композиторов XX века. Практические 7 36 Л3.1, Л2.1, Л1.1
7.2. Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками квартета. Изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений. Сам. работа 7 9 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Предконцертный режим.
8.1. Изучение произведений эпохи классицизма. Изучение произведений эпохи романтизма. Изучение произведений русских композиторов. Изучение произведений композиторов XX века. Практические 8 18 Л3.1, Л2.1, Л1.1
8.2. Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками квартета. Изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений. Сам. работа 8 18 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Предконцертный режим.
9.1. Изучение произведений эпохи классицизма. Изучение произведений эпохи романтизма. Изучение произведений русских композиторов. Изучение произведений композиторов XX века. Практические 8 18 Л3.1, Л2.1, Л1.1
9.2. Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками квартета. Изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений. Сам. работа 8 18 Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гончарук А. Ю. Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Борисова Е. Н., Глазкова Т. В. Профессиональное общение музыкантов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Согласие, 2015 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Цыпин Г.М. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МУЗЫКА И ДРУГИЕ ИСКУССТВА. Монография: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 https://imslp.org/
Э2 http://www.notarhiv.ru/
Э3 http://notes.tarakanov.net/
Э4 Курс в Moodle "Квартетный класс" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Актовый зал С малый концертный зал Учебная мебель на 500 посадочных мест; проектор; стационарный экран; Рояль «Красный октябрь», Рояль «ESTONIA», звукотехническое оборудование: микрофон подвесной конденсаторный SHURE MX202B/C – 4 шт.; микшерная консоль аналоговая Behringer xenyx xl3200 – 1 шт.; радиомикрофон Shure pg58 – 6 шт.; радиомикрофон Shure Beta58 – 2 шт.; монитор DAS AUDIO AVANT-12A – 2 шт.; сателиты DAS AUDIO AVANT-215A – 4 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В начале работы над музыкальным произведением необходимо сделать анализ его формы, а также принципов построения. При работе над музыкальными произведениями необходимо добиваться чистоты интонирования, однородности штрихов, соподчиненности нюансов, соблюдения звукового баланса, устойчивости ритма, исключая ритмические отклонения, не указанные автором, стремиться к охвату произведения как единого целого. При этом надо обращать внимание на выявление первого-второго плана голосоведения главных и соподчиненных музыкальных линий, добиваясь верного звукового и смыслового баланса. В больших ансамблях целесообразно наиболее сложные для исполнения фрагменты играть попарно, либо втроем в различных сочетаниях партий.
Одним из сложных моментов, требующих особого внимания, является выполнение указаний a tempo и tempo I после ritenuto, а также исполнение ферматы. Очень важно точно начинать фразу с учетом ауфтакта (синхронное возникновение аккорда), а также следить за совместным окончанием аккорда в заключительных построениях. Это будет способствовать также воспитанию внимательного отношения к нюансам к однородной акцентуации, фразировке. Для исполнения кантилены необходима тщательная проработка материала. Следует стремиться к сближению качественного звучания участников ансамбля, особенно в музыке имитационного склада.
Некоторую часть занятий необходимо посвящать ознакомлению с нотной литературой, а также чтению нот с листа. Необходимо уметь не только освоить репертуар в аудиторной работе, но и самостоятельно разобрать, выучить произведение и показать преподавателю. Кроме того важно развить умение выступать с лекциями, комментариями к исполняемым в лекциях-концертах произведениям. Для этого необходимо регулярно изучать литературу и источники по исполняемым произведениям.