МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Фармакогенетика и персонифицированная медицина

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра органической химии
Направление подготовки33.05.01. специальность Фармация
СпециализацияФармация биофармпрепаратов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план33_05_01_Фарм-3-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 66
самостоятельная работа 123
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 48 48 48 48
Сам. работа 123 123 123 123
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Фармакогенетика и персонифицированная медицина

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 33.05.01 Фармация (уровень специалитета). (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №1037)

составлена на основании учебного плана:
33.05.01 ФАРМАЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра органической химии

Протокол от 22.06.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой Базарнова Н.Г., д.х.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.овладение фундаментальными знаниями закономерностей наследования признаков и болезней человека,влияющие на фармакологический ответ, необходимых студентам для формирования естественно-научного мировоззрения и представляющих наибольший интерес для фармации; в теоретической подготовке студентов к системному восприятию фармацевтических, социальных и клинических дисциплин; в изучении фундаментальных свойств живого; вопросов генетики; как теоретических основ фармации; и формировании у обучающихся логики биологического мышления и практических навыков, необходимых для последующей практической работы провизора.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-8 способностью к оценке морфофункциональных, физиологических состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач
ПК-13 способностью к оказанию консультативной помощи медицинским работникам и потребителям лекарственных препаратов в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата
ПК-21 способностью к анализу и публичному представлению научной фармацевтической информации
ПК-23 готовностью к участию во внедрении новых методов и методик в сфере разработки, производства и обращения лекарственных средств
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.физиологические состояния и патологические процессы в организме человека;
способы оказания консультативной помощи медицинским работникам и потребителям лекарственных препаратов в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата; особенности хранения лекарственных средств;
современные достижения в сфере разработки, производства и обращения лекарственных средств;
навыками исследовательских и практических работ в области фармации.
3.2.Уметь:
3.2.1.оценивать патологические изменения в организме человека;
оказывать квалифицированную помощь потребителю в выборе и применению лекарственных средств;
обеспечивать хранение лекарственных средств; проводить установление подлинности лекарственных веществ по реакциям на их структурные фрагменты;
оценивать возможность новых методов и методик в сфере разработки, производства и обращения лекарственных средств.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.воздействия на патологические изменения в организме человека;
консультативной помощи медицинским работникам и потребителям лекарственных препаратов в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата;
обеспечения хранения лекарственных средств;
проведения контроля качества и количественного анализа лекарственных средств химическими, физическими и физико- химическими методами; навыками исследовательских и практических работ в области фармации.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Фармакогенетика
1.1. Введение в дисциплину. Фармакогенетика - основные термины и понятия. Лекции 8 2 ОПК-8, ПК-13, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л1.2
1.2. Фармакогенетическое тестирование в клинической практике Лекции 8 2 ОПК-8, ПК-13, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л1.2
1.3. Фармакогенетика и индивидуальный подбор лекарственных средств Лекции 8 2 ОПК-8, ПК-13, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л1.2
1.4. Перспективы формирования персонализированной медицины Практические 8 4 ОПК-8, ПК-13, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л1.2
1.5. Клиническая фармакогенетика с основами персонализированной медицины Практические 8 4 ОПК-8, ПК-13, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л1.2
1.6. История фармакогенетики в психиатрии Практические 8 4 ОПК-8, ПК-13, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л1.2
1.7. Персонализированная антикоагулянтная терапия на основе результатов фармакогенетического тестирования. Практические 8 4 ОПК-8, ПК-13, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л1.2
1.8. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 8 41 ОПК-8, ПК-13, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Персонализированная медицина
2.1. Роль генетики в медицине. Предиктивная медицина. Лекции 8 2 ОПК-8, ПК-13, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л1.2
2.2. Гены и болезни человека. Лекции 8 2 ОПК-8, ПК-13, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л1.2
2.3. Стратегия поиска генов «предрасположенности» Лекции 8 2 ОПК-8, ПК-13, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л1.2
2.4. Генетический паспорт. Генетическая карта репродуктивного здоровья. Практические 8 4 ОПК-8, ПК-13, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л1.2
2.5. Оценка результатов предиктивного генетического тестирования. Практические 8 4 ОПК-8, ПК-13, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л1.2
2.6. Основные болезни, для которых проводится генетическое тестирование Практические 8 4 ОПК-8, ПК-13, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л1.2
2.7. Детоксикация, метаболизм лекарственных препаратов Практические 8 4 ОПК-8, ПК-13, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л1.2
2.8. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 8 41 ОПК-8, ПК-13, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Фармакогенетика и персонализированная медицина — индивидуальный подбор лекарственных средств
3.1. Персонализированная медицина как реальный путь повышения эффективности и безопасности фармакотерапии Лекции 8 2 ОПК-8, ПК-13, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л1.2
3.2. Метаболизм лекарственных средств: научные основы персонализированной медицины Лекции 8 2 ОПК-8, ПК-13, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л1.2
3.3. Фармакогенетические подходы к прогнозированию эффективности и безопасности фармакотерапии артериальной гипертензии Лекции 8 2 ОПК-8, ПК-13, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л1.2
3.4. Фармакогенетические технологии персонализированной медицины: оптимизация применения лекарственных средств Практические 8 4 ОПК-8, ПК-13, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л1.2
3.5. Персонализированная антикоагулянтная терапия на основе результатов фармакогенетического тестирования Практические 8 4 ОПК-8, ПК-13, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л1.2
3.6. Оценка экономического преимущества фармакогенетического подхода к дозированию варфарина по срав- нению с традиционным Практические 8 4 ОПК-8, ПК-13, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л1.2
3.7. Коллоквиум "Фармакогенетика и персонализированная медицина-индивидуальный подбор лекарственных средств" Практические 8 4 ОПК-8, ПК-13, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л1.2
3.8. Подготовка к практическим занятиям Сам. работа 8 41 ОПК-8, ПК-13, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л1.2
3.9. Экзамен 8 27 ОПК-8, ПК-13, ПК-21, ПК-23 Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Представлены в Приложении.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Представлены в Приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств размещен в Приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б.Р.Мандель Основы современной генетики: учебное пособие для учащихся высших учебных заведений (бакалавриат): М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л1.2 А.И.Коротяев, С.А.Бабичев Медицинская микробиология, иммунология и вирусология: СПб.: СпецЛит, 2010 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Мандель,Б.Р.Основысовременнойгенетики:учебноепособиедляучащихсявысшихучебныхзаведений(бакалавриат)/Б.Р.Мандель.-М.;Берлин:Директ-Медиа,2016. biblioclub.ru
Э2 Коротяев,А.И.Медицинскаямикробиология,иммунологияивирусология/А.И.Коротяев,С.А.Бабичев.-5-еизд.,испр.идоп.-СПб.:СпецЛит,2010.-772с.-ISBN978-5-299-00425-0 biblioclub.ru
Э3 Павлович,С.А.Микробиология с микробиологическими исследованиями:учебное пособие/С.А.Павлович.-Минск:Вышэйшаяшкола,2009.-504с.-ISBN978-985-06-1498-8 biblioclub.ru
Э4 Клиническая фармакология: учебное пособие /М.К.Кевра,А.В.Хапалюк,Л.Н.Гавриленкоидр.;подред.М.К.Кевры.-Минск:Вышэйшаяшкола,2015.-576с.-Библиогр.вкн.-ISBN978-985-06-2454-3 biblioclub.ru
Э5 Парамонова,Н.С.Клиническая фармакология:учебноепособие/ Н.С.Парамонова,О.Ф.Харченко.-Минск:Вышэйшаяшкола,2012.-320с.:ил.-ISBN978-985-06-2120-7 biblioclub.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
База данных генов человека - http://www.genecards.org
База знаний по биологии человека - http://www.humbio.ru
Журнал по фармакогенетике - http://www.futuremedicine.com/loi/pgs
Обзор по основам фармакогенетике - http://farmsgmu.narod.ru/statyi/7.pdf
Электронная библиотека - http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Систематизированные основы научных знаний по изучаемой дисциплине закладываются на лекционных занятиях, посещение которых обязательно. Конспектирование лекции - одна из форм активной самостоятельной работы, требующая навыков и умений кратко, системно, последовательно и логично формировать положения тем. «Фармакогенетика и персонифицированная медицина» как дисциплина имеет свою терминологию, свой специфический категориальный аппарат, которым должен умело владеть студент, употребляя соответствующие сокращения и логические схемы по ходу записи лекции. Культура записи лекции - один из важнейших факторов успешного и творческого овладения материалом по узловым вопросам изучаемой дисциплины. Неясные моменты выясняются в конце занятия в отведенное на вопросы время. Рекомендуется в кратчайшие сроки после ее прослушивания проработать материал, а конспект дополнить и откорректировать. Последующая работа над текстом лекции воспроизводит в памяти ее содержание, позволяет дополнить запись, выделить главное, творчески закрепить материал в памяти.
Самостоятельная работа включает в себя:
-чтение и конспектирование рекомендованной литературы,
-проработку учебного материала (по конспектам лекций, учебной и научной литературе),
-подготовку ответов на вопросы, предназначенных для самостоятельного изучения,
-доказательство отдельных утверждений, свойств;
-подготовку к практическим занятиям, коллоквиумам, экзамену.
При изучении дисциплины важное внимание уделяется самостоятельной работе по подготовке к коллоквиумам, имеющим целью углубленное изучение учебной дисциплины, привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа необходимой информации, умения активно участвовать в творческой дискуссии
Для допуска к экзамену необходимо не менее четырех ответов на вопросы практических занятий, решение ситуационных задач в соответствии с вариантом, указанным преподавателем, написание реферата, выполнение тестов по текущей проверке знаний и умений.
При подготовке к практическим занятиям необходимо воспользоваться материалами основной и дополнительной учебной литературы, конспектами лекций.
Вопросы по подготовке к практическому занятию, решению практических заданий и написанию рефератов преподаватель сообщает не менее чем за одну неделю.
Текущий контроль формирования компетенций осуществляется посредством практических заданий, реферата и выполнения тестоых заданий.
Написание реферата является обязательной частью усвоения учебного материала. Тема реферата выбирается в соответствии с предложенным перечнем или формулируется самостоятельно при помощи преподавателя. Объем реферата – 20-25 страниц машинописного текста. Реферат сдается преподавателю на проверку не позднее зачетной недели. При неудовлетворительной оценке за реферат, он подлежит доработке в оговоренные сроки.
Тестирование проводится письменно. На тестирование отводится 30 минут. Каждый вариант тестовых заданий включает 25 вопросов.
Промежуточный контроль сформированности компетенций в форме экзамена, который проводится устно по биллетам. В билет включено два теоретических вопроса и практическое задание, соответствующие содержанию формируемых компетенций. На ответ и решение практического задания студенту отводится 50 минут.