МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Религиоведение
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильУправление в сфере культуры
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz51_03_01_УСК-1-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 87
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 87 87 87 87
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., Доцент, Волоснов Р.Ю.

Рецензент(ы):
д.иск, Декан, Нехвядович Л.И.

Рабочая программа дисциплины
Религиоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 06.12.2017 г. № 1177)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.иск., декан Л.И. Нехвядович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой д.иск., декан Л.И. Нехвядович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.изучение различных аспектов развития и функционирования религии как социокультурного феномена общества;определение теоретических основ такой научной дисциплины как «религиоведение»; рассмотрение различных концепций происхождения, сформировавшихся в науке,
философии и религиозном знании; изучение ранних форм религии и мифологии, а также их проявлений в современных
религиях; анализ крупнейших религиозно-философских систем в рамках сравнительной компаративистики; продемонстрировать особенности религиозного развития в России; сформировать у студентов свою собственную позицию по отношению к религии

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1: Способностью владеть теоретическими и историческими основами, методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик
УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.об основные категории религиоведения как научной дисциплины; об истории формирования и развития различных религиозных систем; о религиозной ситуации в России
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в типологии религиозных форм и религиозных организаций; основные вехи развития ранних, национальных и мировых религий; сформировать толерантное отношение к различным конфессиям и к людям, стоящим на атеистических позициях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.анализировать роль религии в обществе и ее влияние на развитие культуры, науки, образования и политику

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Религия как культурно-исторический феномен
1.1. Формирование религиоведения как научной дисциплины Лекции 5 2 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.2
1.2. Функционирование религии в обществе Сам. работа 5 2 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.2
1.3. Мифологическое сознание Практические 5 0 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.2
1.4. Структура религии и подходы к ее определению Лекции 5 2 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.2
1.5. Мифологическое сознание Сам. работа 5 2 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.2
1.6. Первобытные формы религии Сам. работа 5 2 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Религии Древнего мира
2.1. Развитие религиозных представлений в Древнем Египте Лекции 5 2 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.2
2.2. Развитие религиозных представлений в Древнем Египте Практические 5 0 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.2
2.3. Вариации религиозных представлений в Древней Месопотамии Практические 5 0 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.2
2.4. Вариации религиозных представлений в Древней Месопотамии Сам. работа 5 4 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.2
2.5. Эволюция религиозных представлений в Древней Греции Практические 5 0 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2
2.6. Эволюция религиозных представлений в Древней Греции Сам. работа 5 4 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л1.1, Л1.2
2.7. Эволюция религиозных представлений в Древнем Риме Практические 5 2 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.2
2.8. Эволюция религиозных представлений в Древнем Риме Сам. работа 5 4 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Национальные религии народов мира
3.1. Даосизм Сам. работа 5 2 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.8, Л1.1, Л1.2
3.2. Конфуцианство Практические 5 0 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л2.8, Л1.1, Л1.2
3.3. Конфуцианство Сам. работа 5 2 Л2.1, Л2.2, Л2.8, Л1.1, Л1.2
3.4. Индуизм Сам. работа 5 5 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.2
3.5. Развитие альтернативных религиозных течений в Индии: джайнизм Сам. работа 5 6 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.2
3.6. Эволюция религиозных верований на территории доисламского Ирана Практические 5 2 Л2.1, Л2.2, Л2.6, Л1.1, Л1.2
3.7. Эволюция религиозных верований на территории доисламского Ирана Сам. работа 5 6 Л2.1, Л2.2, Л2.6, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Мировые религии
4.1. Буддизм Лекции 5 0 Л2.1, Л2.2, Л2.7, Л1.1, Л1.2
4.2. Буддизм Практические 5 2 Л2.1, Л2.2, Л2.7, Л1.1, Л1.2
4.3. Ислам Лекции 5 0 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
4.4. Ислам Сам. работа 5 12 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
4.5. Христианство Лекции 5 0 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.2
4.6. Христианство Сам. работа 5 12 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Религия в современной России и нетрадиционные культы
5.1. Религия в современной России Лекции 5 0 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.2
5.2. Современные нетрадиционные культы Сам. работа 5 12 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.2
5.3. Надконфессиональная синкретическая религиозная философия Сам. работа 5 12 Л2.1, Л2.2, Л2.5, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и итогового контроля. Фонд включает темы семинарских занятий, темы докладов, вопросы к зачету. Фонд оценочных средств представлен в учебно-методическом комплексе дисциплины.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. История религии. Происхождение религии.
2. Национальные религии.
3. Мировые религии.
4. Религиозный туризм в христианстве
5. Религиозный туризм в исламе
6. Религиозный туризм в буддизме
7. Религиозный туризм в индуизме
8. Религиозный туризм других религий и движений
9. Особенности практической организации поездок в религиозном туризме
5.3. Фонд оценочных средств
Фонд оценочных средств представлен в приложении
Приложения
Приложение 1.   Религиоведение 51.03.01.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Аникин Д.А. Религиоведение: учебное пособие для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/970DEFAA-1837-4910-919F-7378082C6369
Л1.2 Рахманин А.Ю. Религиоведение: Учебник и практикум М. : Издательство Юрайт, 2016 https://biblio-online.ru/book/religiovedenie-413426
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дмитриев В.В. Религиоведение: Учебное пособие М : Издательство Юрайт, 2018 http://www.biblio-online.ru/book/3B0E9838-9AF7-4EBF-9A14-E6A24C6F14D4?
Л2.2 Шахнович М.М. Религиоведение: учеб. пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/religiovedenie-411812
Л2.3 Матвеев К.П. История ислама: Москва, 2007
Л2.4 Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции: М. : Вече, 2008
Л2.5 шеф-ред. проекта В. Людвинская; отв. ред. Н. Дубенюк Всеобщая история религий мира: боги, герои, духи, мировые религии, верования, культы, гимны, молитвы, мистерии, мифы, легенды, сказания стран и народов планеты: иллюстрированная энциклопедия: М. : Эксмо, 2006
Л2.6 Крюкова В.Ю. Зороастризм: СПб.: Азбука-классика, 2005
Л2.7 Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классический буддизм: СПб.: Азбука-классика; Петербургское Востоковедение, 1999
Л2.8 Масперо А. Религии Китая: СПб.: Петербургское востоковедение, 2004
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Алтайская краевая универсальная научная библиотека им. В.Я. Шишкова.- Режим доступа: http://www.akunb.altlib.ru/elektronnaya-biblioteka.html
6.3. Перечень программного обеспечения
Программное обеспечение для проведения занятий включает наличие ноутбука с программным обеспечением для проведения презентаций (например, PowerPoint) с акустической системой.
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.elibrary.ru/
http://www.gumer.info/
http://www.verigi.ru/
http://www.avesta.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Стандартно оборудованные лекционные аудитории для проведения интерактивных лекций: мультимедиа-проектор, экран настенный, ноутбук с программным обеспечением для проведения презентаций (например, PowerPoint) с акустической системой

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
 Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.