МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Искусство как виртуальная реальность
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки50.04.03. История искусств
ПрофильИстория отечественного искусства (история архитектуры, изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства)
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz50_04_03_ИИ-3-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 18
самостоятельная работа 86
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 86 86 86 86
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
ст. преп., Пешков Е.Ю.

Рецензент(ы):
кандидат искусствоведения, зав.каф., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Искусство как виртуальная реальность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 50.04.03 ИСТОРИЯ ИСКУССТВ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 г. № 1404)

составлена на основании учебного плана:
50.04.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - сформировать отношение к искусству как закономерному процессу, развивающемуся в контексте освоения действительности на основе творческих способностей человека.
Задача дисциплины - овладеть навыками анализа художественного процесса вцелом и конкретных произведений искусства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-7: способностью анализировать и объяснять историко-культурные, формально-образные, семантические, социокультурные и прочие аспекты в эволюции истории искусства, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей в развитии процессов мировой художественной культуры, всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные эпохи истории культуры, их хронологию, культуру отдельных стран и регионов, факты, события, важнейшие художественные памятники и мастеров;
функции культурологии как составной части научной мысли и духовной культуры общества;
формы и типы художественных культур, основных культурно-исторических центрах мира, закономерностях их функционирования и развития, основных концепциях культурно-исторических эпох и типов мировой культуры; знать историю мировой и отечественной культуры;
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться в теоретических концепциях (идентифицировать концепцию как продукт определенного периода, течения, культуры);
ориентироваться в терминологии искусствознания конкрентных научных школ;
самостоятельно анализировать произведение искусства методами классического и неклассического искусствознания
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью самостоятельно анализировать произведение искусства и его научный текст, выявлять зависимость теоретического текста от контекста создания и бытования, восприятия.
навыками периодизации классического и неклассического искусствознания,выявления основных характеристик каждого из традиционно выделяемых периодов и направлений; способностью связать конкретный теоретический анализ произведения искусства с социокультурным контекстом соответствующего временного периода, региона;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Искусство в системе культуры.
1.1. Творчество. Творческий метод. Лекции 2 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.2. Условный характер произведений изобразительного искусства. Лекции 2 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.3. Уникальность авторского художественного пространства. Лекции 2 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.4. Авторское художественное пространство - источник многообразия виртуальных реальностей. Лекции 2 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
1.5. Методология и методика анализа художественно-виртуальной реальности. Сам. работа 2 6 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 2. Особенности воссоздания виртуальной реальности в классическом европейском искусстве.
2.1. Творчество Рембрандта ван Рейна как взаимопроникновение реализма, романтизма, фантазии на гуманистической основе. Практические 2 4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.2. Творчество Рембрандта ван Рейна как взаимопроникновение реализма, романтизма, фантазии на гуманистической основе. Сам. работа 2 16 Л1.1, Л3.1, Л2.1
2.3. Виртуальные миры Рембрандта и Веласкеса: сравнительный анализ. Сам. работа 2 16 Л1.1, Л3.1, Л2.1
Раздел 3. Особенности воссоздания виртуальной реальности в отечественном искусстве XIX и ХХ столетий.
3.1. Творчество Карла Брюллова и Александра Иванова, как два подхода к созданию виртуальной реальности в живописи. Практические 2 4 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.2. Творчество Карла Брюллова и Александра Иванова, как два подхода к созданию виртуальной реальности в живописи. Сам. работа 2 14 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.3. Творчество М. Нестерова и В. Поленова как воссоздание виртуальной реальности: общее и специфическое. Практические 2 2 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.4. Творчество М. Нестерова и В. Поленова как воссоздание виртуальной реальности: общее и специфическое. Сам. работа 2 14 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.5. Виртуальная реальность в советской живописи. Сам. работа 2 20 Л1.1, Л3.1, Л2.1
3.6. Зачет 2 4 Л1.1, Л3.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см.приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мелехова К.А., Л.И. Нехвядович, Т.М. Степанская Русская художественная школа в диалоге культур ХХ века: монография Барнаул: ИП Колмогоров И.А.// ЭБС АлтГУ, 2012 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/483
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Культура и искусство : поиски и открытия: сборник научных статей: Научная литература Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры // ЭБС "Университетская библиотека online", 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=472915&sr=1
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Нехвядович Л.И. Искусствоведение: Методические указания по выполнению письменных работ : для очно-заочного и заочного отд-ний, обучающихся по направлению и спец. "Искусствоведение" Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2012 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4972
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Музей Эрарта https://www.erarta.com/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять
работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля;
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.