МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Пластическая анатомия
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv54_03_02_ДПИ-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 84
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 84 57 84 57
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
ст.преп., Малышева О.А.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
Пластическая анатомия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016г. №10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ являются обучение студентов основным законам и принципам реалистической передачи объёмной трехмерной формы; развитие объёмно-пространственного видения и мышления как необходимых компонентов комплекса и свойств вузовской подготовки бакалавра – дизайнера.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1: способностью владеть рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и перерабатывать их в направлении проектирования любого объекта, иметь навыки линейно-конструктивного построения и понимать принципы выбора техники исполнения конкретного рисунка
ПК-1: способностью владеть навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи, элементарными профессиональными навыками скульптора, современной шрифтовой культурой, приемами работы в макетировании и моделировании, приемами работы с цветом и цветовыми композициями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о форме человека изнутри: соединения костей между собой, законы костной связи и т.д.
о роли и значении освоения курса пластической анатомии для будущего специалиста - дизайнера.
3.2.Уметь:
3.2.1.Знает методы изучения пластической анатомии, строение, форму мышц человека; пропорции человеческого тела; каноны; возрастные половые различия строения внешних форм человеческого тела; теоретическое строение костных и мышечных основ человеческого тела.
Умеет использовать метод зарисовок, познания, описания, изучения для грамотного изображения строения головы и скелета человека. Строить голову и фигуру человека на основе пропорциональных соотношений деталей данных объектов и по объемно – пространственному решению.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Имеет навыки построения, как отдельных частей, так и всей фигуры человека. Имеет навыки конструктивно – структурного изображения живой формы – одной из главных принципов учебного рисунка; построения фигуры на основе скелета и обобщенных мышечных массивов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Учение о костях.
1.1. Введение. Анатомические термины. Общее понятие о скелете. Состав и функции, структура костей и их классификация. Состав и типы суставов. Соеденения костей. Лекции 5 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Расчётно - графические работы (строение скелета) Практические 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Расчётно - графические работы (строение суставов) Сам. работа 5 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
1.4. Скелет свободной нижней конечности – ноги. Суставы, движения и пластика нижней конечности Лекции 5 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
1.5. Расчётно - графические работы (строение ноги) Практические 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
1.6. Графические работы (строение суства ноги в движении) Сам. работа 5 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
1.7. Скелет плечевого пояса. Скелет свободной верхней конечности – руки. Суставы, движения и пластика плечевого пояса и руки Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
1.8. Расчётно - графические работы (строение сустава руки) Практические 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
1.9. Графические работы (строение суства руки в движении) Сам. работа 5 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
1.10. Кости черепа и их соеденение. Движение, пластика и построение головы Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
1.11. Расчётно - графические работы (строение черепа) Практические 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
1.12. Графические работы (черепа) Сам. работа 5 6 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Учение о мышцах.
2.1. Общее понятие о мышцах. Форма и функции мышц. Мышцы и мышечная система туовища. Мышцы туловища, таза, бедра, голени, стопы. Движение, пластика и построение ног и таза Сам. работа 5 6 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.2. Расчётно - графические работы (мышцы ног и таза) Практические 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.3. Графические работы (Мышцы бедра, голени, стопы) Сам. работа 5 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.4. Мышцы плечевого пояса. Мышцы руки. Движения, пластика и построение плечевого пояса и руки. Мышцы и пластика шеи. Пластика, движения и построение шеи с головой Сам. работа 5 6 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.5. Графические работы (мышцы руки) Практические 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.6. Мышцы головы, её детали и пластическая анатомия органов чувств Сам. работа 5 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.7. Расчётно - графические работы (мышцы головы) Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.8. Графические работы (мышцы головы в движении, мимические мышцы) Сам. работа 5 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.9. Расчётно - графические работы (пропорции фигуры человека) Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.10. Центр тяжести и равновесие. Пропорции тела. Сам. работа 5 7 ОПК-1 Л1.1, Л2.1
2.11. Графические работы (зарисовки фигуры человека) Сам. работа 5 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Понятие о скелете. Суставы и другие виды соединений костей между собой.
2. Позвоночник, грудная клетка. Их опорные костные точки.
3. Собственно туловище как единое, подвижное целое.
4. Взаимосвязь тела, позвоночника, грудной клетки.
5. Изменения положения тела стоя, сидя, развалившись.
6. Таз – центральное звено построения фигуры.
7. Бедренная кость, её рельеф на модели.
8. Движения в тазобедренном суставе.
9. Кости голени и их рельеф на модели.
10. Движения в коленном суставе и его рельеф на модели.
11. Кости стопы и их рельеф на модели; свод стопы, опорная роль стопы, пальцев.
12. Движения в голеностопном суставе и в суставах стопы.
13. Движения голени и всего тела относительно стопы.
14. Пронация и супинация стопы.
15. Запястье, пясть, фаланги пальцев.
16. Рельеф запястья; гороховидная кость, лучевое возвышение запястья; рельеф пястья.
17. Суставы кисти.
18. Движения плечевого пояса и в плечевом суставе.
19. Движения в локтевом суставе, супинация и пронация.
20. Движения в лучезапястном суставе.
21. Движения в суставах кисти.
22. Особая роль пястно – запястного сустава I пальца.
23. Лопатка и ключица, их рельеф на модели.
24. Суставы плечевого пояса, ярёмная впадина.
25. Понятие о плечевом поясе. Плечевая кость, её рельеф на модели, плечевой сустав.
26. Локтевая и лучевая кости, их рельеф на модели.
27. Локтевой сустав. Соединения между костями предплечья.
28. Пронация и супинация руки.
29. Череп мозговой. Череп лицевой.
30. Кости черепа: затылочная, височная, теменная, лобная, скуловая, верхнее-челюстная, нижняя челюсть.
31. Глазницы, отверстия носа, рта.
32. Методика построения черепа; «крестовина» и др. основные координаты построения черепа.
33. Возрастные и половые особенности черепа.
34. Передние мышцы голени,
35. Задние поверхностные и задние глубинные мышцы голени.
36. Малоберцовые мышцы.
37. Мышцы стопы.
38. Границы таза и живота.
39. Три мышечных массива бедра.
40. Изменения формы коленного сустава и роль надколенника.
41. Мышцы плеча.
42. Описание подмышечной впадины.
43. Механизм передвижения лопатки.
44. Мышечное возвышение большого пальца и мизинца на кисти.
45. Ладонные и тыльные межкостные мышцы, их действие на пальцы.
46. Кожные и другие покровы кисти.
47. Движения плечевого пояса.
48. Совместные движения плечевого пояса и руки.
49. Неизменность формы грудной клетки.
50. костная и мышечная основа плечевого пояса.
51. Веерообразный свод – основная конструкция кисти.
52. Роль запястья при построении кисти с предплечьем.
53. Два основных массива мышц предплечья и их границы.
54. Группа сгибателей предплечья.
55. Группа разгибателей предплечья.
56. Фиксация кисти.
57. Трапецевидная мышца.
58. Грудино – ключично – сосцевидная мышца.
59. Основные принципы построения шеи с головой вверх от ярёмной впадины, от седьмого шейного позвонка и плечевого пояса и обратно.
60. Мышцы жевательные и мышцы мимические.
61. действие лобных мышц в сочетании с раскрытием глазной щели.
62. Мышцы лица – угрозы, боли, презрения и т.д.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гречнева Н. В. Рисунок: программа для студентов очной формы обучения, спец.: "Художественное проектирование костюма" – 071501.65 Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3559
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л. Гордон; [пер. с англ. Е. Зайцевой]. Рисунок: техника рисования фигуры человека в движении: Классическая библиотека художника М. : ЭКСМО //"ЭБС" Университетская библиотека он - лайн", , 2002 http://elibrary.asu.ru/xmlui/handle/asu/4269
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.leo-life.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=364:sostav-akv&catid=57:mat-akvarel&Itemid=95
Э2 http://www.perfectart.ru/article/tehnika-zivopisi-akvarel.html
Э3 Пластическая анатомия https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1112
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
25Д склад (натюрмортный фонд) - помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи с оборудованием и инструментами
27Д класс рисунка и живописи - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; стеллажи для хранения натюрмортного фонда; голова Апполона; столик для натюрморта; глаз; глаз большой (гипсовая модель); голова Сократа АР-512; горка выставка; деталь губы малые; глаз большой (гипсовая модель); деталь губы малые АР-512; деталь губы малые АР - 512; кисть женская АР-341; кистьруки большая; конус; мольберт; конус АР-106; конус АР-101; куб большой; куб малый; мольберт 4-х ножный складной со съемным планшетом; натюрмортный столик; нос Давида АР-375; обрубовка черепа АР-497; орнамент №22 "Трилистник" АР-2122; орнамент №28 "Ветка винограда" АР-2128; орнамент №32 "ветка яблони"; орнамент 19 АР-2119; пирамида малая; орнамент №33 "ветка лотоса" (выпуклая) АР-2133; орнамент №6 "Лист клена" АР-2106; орнамент №7 АР-2107; цилиндр малый; рот; орнамент №9 "ветка лотоса" (вогнутая); пирамида АР-107; призма АР-105; стопа натуральная АР-331; трилистник большой; череп анатомический АР-497; шар большой; цилиндр АР-102; цилиндр малый; череп; череп анатомический АР-497; череп женский; череп мужской; череп обрубовка АР-496; череп обрубовочный; шар АР-103; шар большой
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основными этапами практического занятия являются:
- проверка знаний студентов
– их теоретической подготовленности к занятию
- инструктаж, проводимый преподавателем;
- выполнение заданий, работ, упражнений, решение задач;
- последующий анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями.
В результате выполнения практических заданий обучающийся должен знать:
-Понятия пластической анатомии.
-Сведения из истории пластической анатомии.
В результате выполнения практических заданий обучающийся должен уметь:
-Выполнять изображение фигуры человека (при выполнении рисунков,)
Практические задания, сопровождающиеся указаниями для их выполнения.
Критерии оценки выполнения работ и степени овладения студентами запланированных умений (освоенных компетенций).
Критерии оценки выполненных заданий и степени овладения запланированных умений:
1.Соблюдение последовательности ведения работы.
2.Аккуратное, грамотное исполнение.
3.Время исполнения
4.Устный ответ, письменный ответ