МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Моделирование и художественное проектирование прически
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильПарикмахерское искусство и дизайн прически
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz44_03_04_ДизП-3-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 171
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 4 4 2 2 6 6
Практические 12 12 14 14 26 26
Сам. работа 88 88 83 83 171 171
Часы на контроль 4 4 9 9 13 13
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
старший преподаватель, Н.В. Гладких

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Моделирование и художественное проектирование прически

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) от 01.10.2015 г. № 1085

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью учебной дисциплины «Моделирование и художественное проектирование прически» является - привить практические навыки в формировании у студентов комплекса профессиональных знаний и умений в области моделирования и художественного оформления причесок (подбора моделей причесок, разработки эскизов и схем различных моделей причесок, выбора соответствующих технологических методов и приемов обработки волос, выполнения образцов моделей причесок по эскизам, фотографиям и схемам).

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-10: владением системой эвристических методов и приемов
ПК-36: готовностью к производительному труду
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.характеристики эвристических методов и приемов;
способы использования эвристических методов и приемов;
приемы моделирования причесок;
принципы подбора силуэта и формы прически в соответствии с типом лица;
3.2.Уметь:
3.2.1.выполнять задание, связанное с творческим подходом;
анализировать новые решения относительно осуществимости и степени эффективности использования;
применять на практике знания, полученные в области моделирования прически;
умеет применять творческий подход при моделирование и проектировании причесок;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками технологической последовательности моделирования и проектирования причесок;
анализом новых решений относительно осуществимости и степени эффективности; использования подходящими приемами на основе анализа недостатков;
навыками моделирования прически и моделирующих приемов конкретного назначения с учетом возрастных особенностей потребителя;
технологиями моделирования и проектирования причесок в соответствии с модными тенденциями;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие сведения о прическах
1.1. Классификация причесок и их особенности Лекции 3 1 ОПК-10, ПК-36 Л1.1, Л2.1
1.2. Классификация причесок и их особенности Сам. работа 3 30 ОПК-10, ПК-36 Л1.1, Л2.1
1.3. Стиль и мода в прическах Лекции 3 1 ОПК-10, ПК-36 Л1.1, Л2.1
1.4. Стиль и мода в прическах Практические 3 4 ОПК-10, ПК-36 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Основы моделирования и художественного оформления причесок
2.1. Процесс моделирования прически, его задачи и этапы Лекции 3 1 ОПК-10, ПК-36 Л1.1, Л2.1
2.2. Композиция прически Практические 3 4 ОПК-10, ПК-36 Л1.1, Л2.1
2.3. Композиция прически Сам. работа 3 30 ОПК-10, ПК-36 Л1.1, Л2.1
2.4. Работа над формой прически. Моделирующие приемы стрижки и укладки волос Лекции 3 1 ОПК-10, ПК-36 Л1.1, Л2.1
2.5. Работа над формой прически. Моделирующие приемы стрижки и укладки волос Практические 3 4 ОПК-10, ПК-36 Л1.1, Л2.1
2.6. Работа над формой прически. Моделирующие приемы стрижки и укладки волос Сам. работа 3 28 ОПК-10, ПК-36 Л1.1, Л2.1
2.7. Зачёт Зачет 3 4 ОПК-10, ПК-36 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Особенности моделирования причесок конкретного назначения
3.1. Моделирование бытовых причесок с учетом возрастных особенностей потребителя Лекции 4 1 ОПК-10, ПК-36 Л1.1, Л2.1
3.2. Моделирование бытовых причесок с учетом возрастных особенностей потребителя Практические 4 6 ОПК-10, ПК-36 Л1.1, Л2.1
3.3. Моделирование бытовых причесок с учетом возрастных особенностей потребителя Сам. работа 4 28 ОПК-10, ПК-36 Л1.1, Л2.1
3.4. Коррекция недостатков внешности прической Лекции 4 1 ОПК-10, ПК-36 Л1.1, Л2.1
3.5. Коррекция недостатков внешности прической Практические 4 4 ОПК-10, ПК-36 Л1.1, Л2.1
3.6. Коррекция недостатков внешности прической Сам. работа 4 27 ОПК-10, ПК-36 Л1.1, Л2.1
3.7. Моделирование бытовых причесок с учетом современного стиля и моды Сам. работа 4 2 ОПК-10, ПК-36 Л1.1, Л2.1
3.8. Моделирование бытовых причесок с учетом современного стиля и моды Практические 4 4 ОПК-10, ПК-36 Л1.1, Л2.1
3.9. Моделирование бытовых причесок с учетом современного стиля и моды Сам. работа 4 26 ОПК-10, ПК-36 Л1.1, Л2.1
3.10. Экзамен Экзамен 4 9 ОПК-10, ПК-36 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Автор-составитель: Петровская В.А. Парикмахерское искусство : уроки мастерства: Учебное пособие Москва: Аделант. // ЭБС "Университетская бибиотека online", 2008 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=241911&sr=1
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тюменев Ю. Я. , Стельмашенко В. И. , Вилкова С. А. Материалы для процессов сервиса в индустрии моды и красоты: учебное пособие: Учебное пособие Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°» // ЭБС "Университетская бибиотека online", 2017 http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=452657&sr=1
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Моделирование и оптимизация причесок http://www.rsvpu.ru/contents/ucheb_posobie/modelirovanie_pricheski/theory.html#vv
Э2 Моделирование и художественное оформление прически http://fashionlib.ru/books/item/f00/s00/z0000005/index.shtml
Э3 Курс в Moodle "Моделирование и художественное проектирование прически" https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2630
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Правила самостоятельной работы с литературой
Как уже отмечалось, самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования у себя научного способа познания. Основные советы здесь можно свести к следующим:
• Составить перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться;
• Обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время).
• Разобраться для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть.
• Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).
• Если книга – Ваша собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные для Вас мысли и обязательно указываются страницы в тексте автора (это позволяет экономить время и быстро находить «избранные» места в самых разных книгах).
• Если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать), и это может занять немалое время.
Чтение научного текста является частью познавательной деятельности. Ее цель – извлечение из текста необходимой информации. От того насколько осознанна читающим собственная внутренняя установка при обращении к печатному слову (найти нужные сведения, усвоить информацию полностью или частично, критически проанализировать материал и т.п.), во многом зависит эффективность осуществляемого действия.
Основные виды систематизированной записи прочитанного:
Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.
Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.
Методические рекомендации по составлению конспекта:
При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.
Овладение навыками конспектирования требует от студента целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.

Методические указания по подготовке к зачёту/экзамену

Основное в подготовке к зачёту/экзамену – это повторение всего материала курса.
Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. А это зачастую оказывается невозможно сделать из-за нехватки времени. Для такого студента подготовка к зачёту/экзамену будет трудным, а иногда и непосильным делом, а финиш – отчисление из учебного заведения.
В дни подготовки к зачёту/экзамену избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, чередуй труд и отдых. Важно избегать переутомления. Не стоит засиживаться за полночь, мнение о том, что настоящий студент готовится к зачёту/экзамену по ночам, является вредным мифом.
При подготовке к сдаче зачёту/экзамену старайтесь весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки, контролировать каждый день выполнения работы. Лучше, если можно перевыполнить план. Тогда всегда будет резерв времени.
При подготовке к зачёту/экзамену следует особое внимание обратить на следующие моменты:
• Лучше сразу сориентироваться во всем материале и обязательно расположить весь материал согласно вопросам (или вопросам, обсуждаемым на семинарах), эта работа может занять много времени, но все остальное – это уже технические детали (главное – это ориентировка в материале).
• Сама подготовка связана не только с «запоминанием». Подготовка также предполагает и переосмысление материала, и даже рассмотрение альтернативных идей.
• Готовить «шпаргалки» полезно, но пользоваться ими рискованно. Главный смысл подготовки «шпаргалок» – это систематизация и оптимизация знаний по данному предмету, что само по себе прекрасно – это очень сложная и важная для студента работа, более сложная и важная, чем простое поглощение массы учебной информации. Если студент самостоятельно подготовил такие «шпаргалки», то, скорее всего, он и зачёт/экзамен сдавать будет более уверенно, так как у него уже сформирована общая ориентировка в сложном материале.
• Сначала студент должен продемонстрировать, что он «усвоил» все, что требуется по программе обучения (или по программе данного преподавателя), и лишь после этого он вправе высказать иные, желательно аргументированные точки зрения.
Будьте готовы к тому, что преподаватель на зачёте/экзамене может задать вопрос, напрямую не касающийся выпавшего Вам билета. Не стоит паниковать и винить экзаменатора в «злонамеренности». Его задача – понять насколько Вы ориентируетесь во всем курсе, имеете целостное представление об изученном. Соберитесь, успокойтесь и отвечайте.