МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История музыки

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильКреативный менеджмент: продюсирование
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость9 ЗЕТ
Учебный планv51_03_01_КМП-5-2020
Часов по учебному плану 324
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 225
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 48 48 48 48
Сам. работа 225 225 225 225
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 324 324 324 324

Программу составил(и):
д.иск., проф., Будкеев С.М.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
История музыки

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 № 1412)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Дисциплины является овладение студентом широкими знаниями историко-стилевого процесса в области музыкальной культуры, изучение национальных музыкальных школ, расширение музыкального кругозора студентов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью владеть теоретическими основа и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик
ПК-16 способностью к реализации социально-культурных и художественно-творческих программ в социокультурной сфере
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• историю русской музыки XVIII-XIX веков
• основные этапы эволюции музыкальных стилей, композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом контексте
• направления и стили русской музыки XVIII-XIX веков
• творчество русских композиторов XVIII-XIX веков
• музыкальную литературу всех жанров, включая выдающиеся произведения оперно-симфонической, вокальной, хоровой и инструментальной музыки, особенно в области избранной специализации
3.2.Уметь:
3.2.1.• ориентироваться в композиторских стилях, жанрах и формах какой-либо эпохи в историческом аспекте
• характеризовать и анализировать музыкальные произведения (определять на слух предложенные произведения)
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с музыковедческой литературой, в том числе нотной, текстом клавира, симфонической партитурой
навыками решения задач, связанных с историей современной музыкальной культурой

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Музыка языческой Руси и Средневековья.
1.1. Введение. Периодизация истории русской музыки от истоков до начала XX века. Музыкальная культура славянских племен и языческой Руси. Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Введение. Периодизация истории русской музыки от истоков до начала XX века. Музыкальная культура славянских племен и языческой Руси. Практические 5 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
1.3. Музыкальная культура русского Средневековья. Древнерусское певческое искусство: богослужебное и знаменное пение. Практические 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Музыкальная культура русского Средневековья. Древнерусское певческое искусство: богослужебное и знаменное пение. Практические 5 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Русская музыка XVII-XVIII веков.
2.1. Русская музыкальная культура второй половины XVII века. Партесный концерт. Лекции 5 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
2.2. Формирование первого художественного стиля – барокко. Основные черты стиля канта и партесного концерта. Новая музыкальная эстетика. Практические 5 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
2.3. Русская музыкальная культура XVIII века: периодизация и характеристика этапов; жанр духовного концерта; хоровой концерт в творчестве М. Березовского и Д. Бортнянского; русская опера до 70-х годов XVIII века; оперное творчество В. Пашкевича, Е. Фомина, Д. Бортнянского; камерно-вокальные и инструментальные жанры Лекции 5 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
2.4. Формирование основных жанров русской музыкальной культуры. Хоровой духовный концерт: истоки, стилистика, этапы эволюции. Своеобразие хорового письма Д. С. Бортнянского, М. С. Березовского. Отечественная опера 70-е гг. XVIII века. Камерно-вокальное творчество русских композиторов конца XVIII – начала XIX в. (Российская песня). Практические 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Русская музыка XIX века.
3.1. Русская музыкальная культура первой четверти XIX века: характеристика периода; хоровые, камерно-вокальные и инструментальные жанры. Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Основные течения музыкальной мысли: публицистическая критика, реакционная, классицистская философская критика, романтическая философская критика. Музыкально-театральные жанры. Хоровые, камерно-вокальные и инструментальные жанры. Практические 5 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
3.3. Русская музыкальная культура второй четверти XIX века: характеристика периода; оперное и симфоническое творчество М.И. Глинки. Лекции 5 4 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
3.4. Русская музыкальная культура второй четверти XIX века: характеристика периода; камерно-вокальное и оперное творчество А.С. Даргомыжского. Лекции 5 4 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
3.5. Историческая опера первой половины XIX века. Типология жанра. Становление исторического жанра. Оперное и симфоническое творчество М.И. Глинки ("Иван Сусанин", "Руслан и Людмила", "Камаринская", "Вальс-фантазия", испанские увертюры). Эстетические принципы А.С. Даргомыжского в оперном и камерно-вокальном творчестве. Практические 5 1 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.6. Изучение основной и дополнительной литературы по изученным темам, прослушивание и анализ музыкальных произведений (материалы фонотеки). Сам. работа 5 32 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.7. Русская музыкальная культура второй половины XIX века: общие тенденции, эстетические и творческие проблемы. Сам. работа 5 32 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
3.8. Основные тенденции развития, эстетические и творческие проблемы музыкальной культуры в России второй половины XIX века. Практические 5 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
3.9. Историческая опера второй половины XIX века. Эволюция оперного творчества М.П. Мусоргского. Народная музыкальная драма «Хованщина». Лекции 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.10. Феномен творческого стиля М. Мусоргского. Мусоргский как оперный реформатор; идея реалистической музыкальной драмы (народная музыкальная драма "Хованщина"). Практические 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.11. Историческая опера в творчестве А.П. Бородина («Князь Игорь»). Сам. работа 5 21 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
3.12. Особенности творческого пути композитора. Показательность единственной оперы Бородина для его стиля. Жанровые особенности оперы. Практические 5 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.13. Обрядово-мифологические оперы Н.А. Римского-Корсакова 70-х – 90-х годов. Опера «Садко». Сам. работа 5 16 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
3.14. Обрядово-мифологические оперы Н.А. Римского-Корсакова: основные образные сферы, решения проблемы музыкальной формы. Опера "Садко" - эволюция оперного стиля Римского-Корсакова. Практические 5 4 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
3.15. Лирико-психологическая опера второй половины XIX века. Оперное творчество П.И. Чайковского. Лекции 5 4 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
3.16. Образно – идейные основы творчества П.И. Чайковского. Оперное творчество Чайковского: жанровое разнообразие, соотношение драматического и музыкального начал, соотношение вокальных и оркестровых партий. Практические 5 4 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
3.17. Симфонические жанры в русской музыке второй половины XIX века. Программный симфонизм «кучкистов». Лекции 5 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
3.18. Три основных этапа становления русского симфонизма. Программный симфонизм кучкистов: пути развития. Практические 5 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
3.19. Русский эпический симфонизм. А.П. Бородина. Сам. работа 5 11 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.20. Эволюция симфонизма Бородина в последний период творчества композитора. Симфония № 2. Реализация принципов эпической драматургии. Типы тематизма. Практические 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.21. Симфония-драма в творчестве П.И. Чайковского. Сам. работа 5 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.22. Истоки и основные принципы симфонизма П. И. Чайковского. Зрелый стиль симфоний П. Чайковского. Практические 5 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
3.23. Изучение основной и дополнительной литературы по изученным темам, прослушивание и анализ музыкальных произведений (материалы фонотеки). Сам. работа 5 76 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Русская музыка рубежа XIX – XX веков.
4.1. Русская музыкальная культура рубежа веков: характеристика периода. Сам. работа 5 4 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
4.2. Русская музыкальная культура рубежа веков: характеристика периода. Авангард в русской музыке начала века: Н. Рословец, ранний С.Прокофьев, М. Матюшин, А.Лурье, Н. Обухова и др. Новое направление в русской духовной музыке(А.Кастальский, П.Чесноков, А.Гречанинов, С.Смоленский). Практические 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Симфоническая музыка на рубеже XIX-XX веков. Обзор творчества А.К. Глазунова. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
4.4. Симфоническая музыка на рубеже XIX-XX веков. Обзор творчества С.И. Танеева. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
4.5. Русский симфонизм рубежа веков: жанровые черты - тип тематизма, драматургия симфонического цикла. Творчество А. Глазунова и С. Танеева: периодизация, характеристика. Практические 5 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
4.6. Симфоническая музыка на рубеже XIX-XX веков. Симфоническое творчество А. Скрябина. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
4.7. Симфоническая музыка на рубеже XIX-XX веков. Симфоническое творчество С. Рахманинова. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.8. Симфоническое творчество А. Скрябина и С. Рахманинова: жанровое своеобразие, стилевые особенности, новаторство в области музыкального языка. Практические 5 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
4.9. Вокальные жанры в творчестве композиторов на рубеже веков. Сам. работа 5 4 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.10. Развитие традиций вокальной лирики: жанровая классификация и формы соотношения слова и музыки. Практические 5 1 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
4.11. Фортепианная миниатюра в творчестве русского композитора на рубеже веков: А. Лядова. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.12. Фортепианная миниатюра в творчестве русскго композитора на рубеже веков: А. Скрябина. Сам. работа 5 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
4.13. Фортепианная миниатюра в творчестве русского композитора на рубеже веков: С. Рахманинова. Практические 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.14. Фортепианная миниатюра в творчестве русского композитора на рубеже веков: Н. Метнера. Практические 5 2 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
4.15. Фортепианная миниатюра в творчестве русских композиторов на рубеже веков: А. Лядова, А. Скрябина, С. Рахманинова, Н. Метнера - Особенности формы, продолжение традиций и новаторство. Практические 5 2 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.16. Изучение основной и дополнительной литературы по изученным темам, прослушивание и анализ музыкальных произведений (материалы фонотеки). Сам. работа 5 13 ОПК-1 Л2.1, Л2.2
4.17. Экзамен 5 27 ОПК-1 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Майкапар А. Е. О музыке: учебное пособие М.: Директ-Медиа// ЭБС"Университетская библиотека он-лайн", 2011 biblioclub.ru
Л1.2 Сокол, О.В. История русской музыки: учебное пособие Кемерово : КемГИК//ЭБС "Лань", 2010 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Садохин А.П. Мировая художественная культура: учеб. пособие для учащихся средних проф. учеб. заведений М.:ЮНИТИ-ДАНА // ЭБС "Университетская библиотека on-line", 2012 biblioclub.ru
Л2.2 Левая, Т.Н. История отечественной музыки второй половины XX века : учебное пособие Санкт-Петербург : Композитор//ЭБС "Лань", 2010 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Форум "Классика" - Афиша www.forumklassika.ru
Э2 Мелодия www.melody.su
Э3 ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ www.early-music.narod.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля;
- работу со словарями и справочниками;
- овладение понятийным аппаратом;
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
- выполнение практических графических художественно-творческих работ;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.