Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 51.03.01. Культурология |
Профиль | Креативный менеджмент: продюсирование |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 9 ЗЕТ |
Учебный план | v51_03_01_КМП-5-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 16 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 |
Практические | 48 | 48 | 48 | 48 |
Сам. работа | 225 | 225 | 225 | 225 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 324 | 324 | 324 | 324 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Дисциплины является овладение студентом широкими знаниями историко-стилевого процесса в области музыкальной культуры, изучение национальных музыкальных школ, расширение музыкального кругозора студентов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-1 | способностью владеть теоретическими основа и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик |
ПК-16 | способностью к реализации социально-культурных и художественно-творческих программ в социокультурной сфере |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | • историю русской музыки XVIII-XIX веков • основные этапы эволюции музыкальных стилей, композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом контексте • направления и стили русской музыки XVIII-XIX веков • творчество русских композиторов XVIII-XIX веков • музыкальную литературу всех жанров, включая выдающиеся произведения оперно-симфонической, вокальной, хоровой и инструментальной музыки, особенно в области избранной специализации |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | • ориентироваться в композиторских стилях, жанрах и формах какой-либо эпохи в историческом аспекте • характеризовать и анализировать музыкальные произведения (определять на слух предложенные произведения) |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками работы с музыковедческой литературой, в том числе нотной, текстом клавира, симфонической партитурой навыками решения задач, связанных с историей современной музыкальной культурой |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Музыка языческой Руси и Средневековья. | ||||||
1.1. | Введение. Периодизация истории русской музыки от истоков до начала XX века. Музыкальная культура славянских племен и языческой Руси. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2 |
1.2. | Введение. Периодизация истории русской музыки от истоков до начала XX века. Музыкальная культура славянских племен и языческой Руси. | Практические | 5 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л2.2 |
1.3. | Музыкальная культура русского Средневековья. Древнерусское певческое искусство: богослужебное и знаменное пение. | Практические | 5 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
1.4. | Музыкальная культура русского Средневековья. Древнерусское певческое искусство: богослужебное и знаменное пение. | Практические | 5 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л2.2 |
Раздел 2. Русская музыка XVII-XVIII веков. | ||||||
2.1. | Русская музыкальная культура второй половины XVII века. Партесный концерт. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л2.2 |
2.2. | Формирование первого художественного стиля – барокко. Основные черты стиля канта и партесного концерта. Новая музыкальная эстетика. | Практические | 5 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л2.2 |
2.3. | Русская музыкальная культура XVIII века: периодизация и характеристика этапов; жанр духовного концерта; хоровой концерт в творчестве М. Березовского и Д. Бортнянского; русская опера до 70-х годов XVIII века; оперное творчество В. Пашкевича, Е. Фомина, Д. Бортнянского; камерно-вокальные и инструментальные жанры | Лекции | 5 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л2.2 |
2.4. | Формирование основных жанров русской музыкальной культуры. Хоровой духовный концерт: истоки, стилистика, этапы эволюции. Своеобразие хорового письма Д. С. Бортнянского, М. С. Березовского. Отечественная опера 70-е гг. XVIII века. Камерно-вокальное творчество русских композиторов конца XVIII – начала XIX в. (Российская песня). | Практические | 5 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
Раздел 3. Русская музыка XIX века. | ||||||
3.1. | Русская музыкальная культура первой четверти XIX века: характеристика периода; хоровые, камерно-вокальные и инструментальные жанры. | Лекции | 5 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.2. | Основные течения музыкальной мысли: публицистическая критика, реакционная, классицистская философская критика, романтическая философская критика. Музыкально-театральные жанры. Хоровые, камерно-вокальные и инструментальные жанры. | Практические | 5 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л2.2 |
3.3. | Русская музыкальная культура второй четверти XIX века: характеристика периода; оперное и симфоническое творчество М.И. Глинки. | Лекции | 5 | 4 | ОПК-1 | Л2.1, Л2.2 |
3.4. | Русская музыкальная культура второй четверти XIX века: характеристика периода; камерно-вокальное и оперное творчество А.С. Даргомыжского. | Лекции | 5 | 4 | ОПК-1 | Л2.1, Л2.2 |
3.5. | Историческая опера первой половины XIX века. Типология жанра. Становление исторического жанра. Оперное и симфоническое творчество М.И. Глинки ("Иван Сусанин", "Руслан и Людмила", "Камаринская", "Вальс-фантазия", испанские увертюры). Эстетические принципы А.С. Даргомыжского в оперном и камерно-вокальном творчестве. | Практические | 5 | 1 | ОПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.6. | Изучение основной и дополнительной литературы по изученным темам, прослушивание и анализ музыкальных произведений (материалы фонотеки). | Сам. работа | 5 | 32 | ОПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.7. | Русская музыкальная культура второй половины XIX века: общие тенденции, эстетические и творческие проблемы. | Сам. работа | 5 | 32 | ОПК-1 | Л2.1, Л2.2 |
3.8. | Основные тенденции развития, эстетические и творческие проблемы музыкальной культуры в России второй половины XIX века. | Практические | 5 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л2.2 |
3.9. | Историческая опера второй половины XIX века. Эволюция оперного творчества М.П. Мусоргского. Народная музыкальная драма «Хованщина». | Лекции | 5 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.10. | Феномен творческого стиля М. Мусоргского. Мусоргский как оперный реформатор; идея реалистической музыкальной драмы (народная музыкальная драма "Хованщина"). | Практические | 5 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.11. | Историческая опера в творчестве А.П. Бородина («Князь Игорь»). | Сам. работа | 5 | 21 | ОПК-1 | Л2.1, Л2.2 |
3.12. | Особенности творческого пути композитора. Показательность единственной оперы Бородина для его стиля. Жанровые особенности оперы. | Практические | 5 | 4 | ОПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.13. | Обрядово-мифологические оперы Н.А. Римского-Корсакова 70-х – 90-х годов. Опера «Садко». | Сам. работа | 5 | 16 | ОПК-1 | Л2.1, Л2.2 |
3.14. | Обрядово-мифологические оперы Н.А. Римского-Корсакова: основные образные сферы, решения проблемы музыкальной формы. Опера "Садко" - эволюция оперного стиля Римского-Корсакова. | Практические | 5 | 4 | ОПК-1 | Л2.1, Л2.2 |
3.15. | Лирико-психологическая опера второй половины XIX века. Оперное творчество П.И. Чайковского. | Лекции | 5 | 4 | ОПК-1 | Л2.1, Л2.2 |
3.16. | Образно – идейные основы творчества П.И. Чайковского. Оперное творчество Чайковского: жанровое разнообразие, соотношение драматического и музыкального начал, соотношение вокальных и оркестровых партий. | Практические | 5 | 4 | ОПК-1 | Л2.1, Л2.2 |
3.17. | Симфонические жанры в русской музыке второй половины XIX века. Программный симфонизм «кучкистов». | Лекции | 5 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л2.2 |
3.18. | Три основных этапа становления русского симфонизма. Программный симфонизм кучкистов: пути развития. | Практические | 5 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л2.2 |
3.19. | Русский эпический симфонизм. А.П. Бородина. | Сам. работа | 5 | 11 | ОПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.20. | Эволюция симфонизма Бородина в последний период творчества композитора. Симфония № 2. Реализация принципов эпической драматургии. Типы тематизма. | Практические | 5 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.21. | Симфония-драма в творчестве П.И. Чайковского. | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
3.22. | Истоки и основные принципы симфонизма П. И. Чайковского. Зрелый стиль симфоний П. Чайковского. | Практические | 5 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л2.2 |
3.23. | Изучение основной и дополнительной литературы по изученным темам, прослушивание и анализ музыкальных произведений (материалы фонотеки). | Сам. работа | 5 | 76 | ОПК-1 | Л2.1, Л2.2 |
Раздел 4. Русская музыка рубежа XIX – XX веков. | ||||||
4.1. | Русская музыкальная культура рубежа веков: характеристика периода. | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-1 | Л2.1, Л2.2 |
4.2. | Русская музыкальная культура рубежа веков: характеристика периода. Авангард в русской музыке начала века: Н. Рословец, ранний С.Прокофьев, М. Матюшин, А.Лурье, Н. Обухова и др. Новое направление в русской духовной музыке(А.Кастальский, П.Чесноков, А.Гречанинов, С.Смоленский). | Практические | 5 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
4.3. | Симфоническая музыка на рубеже XIX-XX веков. Обзор творчества А.К. Глазунова. | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л2.2 |
4.4. | Симфоническая музыка на рубеже XIX-XX веков. Обзор творчества С.И. Танеева. | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л2.2 |
4.5. | Русский симфонизм рубежа веков: жанровые черты - тип тематизма, драматургия симфонического цикла. Творчество А. Глазунова и С. Танеева: периодизация, характеристика. | Практические | 5 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л2.2 |
4.6. | Симфоническая музыка на рубеже XIX-XX веков. Симфоническое творчество А. Скрябина. | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л2.2 |
4.7. | Симфоническая музыка на рубеже XIX-XX веков. Симфоническое творчество С. Рахманинова. | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
4.8. | Симфоническое творчество А. Скрябина и С. Рахманинова: жанровое своеобразие, стилевые особенности, новаторство в области музыкального языка. | Практические | 5 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л2.2 |
4.9. | Вокальные жанры в творчестве композиторов на рубеже веков. | Сам. работа | 5 | 4 | ОПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
4.10. | Развитие традиций вокальной лирики: жанровая классификация и формы соотношения слова и музыки. | Практические | 5 | 1 | ОПК-1 | Л2.1, Л2.2 |
4.11. | Фортепианная миниатюра в творчестве русского композитора на рубеже веков: А. Лядова. | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
4.12. | Фортепианная миниатюра в творчестве русскго композитора на рубеже веков: А. Скрябина. | Сам. работа | 5 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л2.2 |
4.13. | Фортепианная миниатюра в творчестве русского композитора на рубеже веков: С. Рахманинова. | Практические | 5 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
4.14. | Фортепианная миниатюра в творчестве русского композитора на рубеже веков: Н. Метнера. | Практические | 5 | 2 | ОПК-1 | Л2.1, Л2.2 |
4.15. | Фортепианная миниатюра в творчестве русских композиторов на рубеже веков: А. Лядова, А. Скрябина, С. Рахманинова, Н. Метнера - Особенности формы, продолжение традиций и новаторство. | Практические | 5 | 2 | ОПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
4.16. | Изучение основной и дополнительной литературы по изученным темам, прослушивание и анализ музыкальных произведений (материалы фонотеки). | Сам. работа | 5 | 13 | ОПК-1 | Л2.1, Л2.2 |
4.17. | Экзамен | 5 | 27 | ОПК-1 | Л1.1, Л2.1, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см.приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Майкапар А. Е. | О музыке: учебное пособие | М.: Директ-Медиа// ЭБС"Университетская библиотека он-лайн", 2011 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Сокол, О.В. | История русской музыки: учебное пособие | Кемерово : КемГИК//ЭБС "Лань", 2010 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Садохин А.П. | Мировая художественная культура: учеб. пособие для учащихся средних проф. учеб. заведений | М.:ЮНИТИ-ДАНА // ЭБС "Университетская библиотека on-line", 2012 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Левая, Т.Н. | История отечественной музыки второй половины XX века : учебное пособие | Санкт-Петербург : Композитор//ЭБС "Лань", 2010 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Форум "Классика" - Афиша | www.forumklassika.ru | ||
Э2 | Мелодия | www.melody.su | ||
Э3 | ШКОЛА СТАРИННОЙ МУЗЫКИ | www.early-music.narod.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Важным условием успешного освоения дисциплины является создание Вами системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием Вашей успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками. Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы. В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/ Самостоятельная работа студента включает в себя: - уяснение цели и поставленной учебной задачи; - поиск необходимой учебной и научной информации; - освоение собственной информации и ее логическая переработка; - использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач; - выработка собственной позиции по поводу полученной задачи; - представление, обоснование и защита полученного решения; - проведение самоанализа и самоконтроля; - работу со словарями и справочниками; - овладение понятийным аппаратом; - самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса; - выполнение практических графических художественно-творческих работ; - учебно-исследовательская работа; - использование компьютерной техники, интернета и др. |