Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 51.03.01. Культурология |
Профиль | Управление в сфере культуры |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | z51_03_01_УСК-1-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 178 | 178 | 178 | 178 |
Часы на контроль | 18 | 18 | 18 | 18 |
Итого | 216 | 216 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Целью теоретического курса «История культуры стран и регионов» является формирование у студентов системных знаний в области истории культур различных стран и регионов Азии и Востока, а также применять методы культурологии в процессе изучения культурных форм, процессов, межкультурных практик. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ОПК-1 | Способен применять полученные знания в области культуроведения и социокультурного проектирования в профессиональной деятельности и социальной практике; |
ПК-1 | Способностью владеть теоретическими и историческими основами, методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Об особенностях и многообразии культурного наследия отдельных цивилизаций и культур Ближнего и Дальнего Востока а также выработать и развить способность понимания важнейших культурных событий и процессов, определивших основные направления развития истории искусства в странах Востока; Основные положения теоретических концепций современной культурологии и культурной антропологии в области изучения народов стран Востока; Культурологические категории и концепции, связанные с изучением культурных форм восточной культуры |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Понимать, излагать и критически анализировать информацию об истории, процессах и закономерностях социо-культурного развития стран Востока Применять теоретические знания по культурологии и междисциплинарные методы для анализа памятников культуры, уметь понимать и анализировать исторические события, находить связи между культурными событиями и процессами, происходящими в прошлом и в настоящем Реферировать и рецензировать научную литературу, использовать знания и навыки по этнологии, культурологии и истории искусств в редакционно-издательской деятельности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Теоретическими основами культурологических и искусствоведческих исследований в сфере изучения культурных, религиозных и социальных традиций и при анализе памятников искусства стран и регионов Востока. Формами корректного использования терминологии для понимания текстов по культурологии и истории искусств Знанием культурных ценностей народов стран Востока в практике межкультурной коммуникации |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в изучение культуры и искусства стран Востока | ||||||
1.1. | Основные понятия исследования культуры стран и регионов Востока | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
1.2. | Этапы изучения и теоретические проблемы исследования культур Азии | Практические | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
1.3. | Формирование основных центров мировых культур | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
1.4. | Основные понятия культурологии и искусствоведения | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
Раздел 2. Своеобразие культуры древних цивилизаций: Древнего Египта и народов Ближнего Востока | ||||||
2.1. | Историческая периодизация искусства Древнего Египта | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
2.2. | Заупоупокойный культ и его значение для культуры Египта | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
2.3. | Особенности формирования и развития стиля в Древнем Египте | Практические | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
2.4. | Монументальные задачи архитектуры Египта | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
2.5. | Культура и искусство стран и народов Месопотамии | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
2.6. | Особенности костюма народов Месопотамии | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
2.7. | Эволюция стиля в культурах Месопотамии | Практические | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
2.8. | Теоретические проблемы исследования культур народов стран Азии | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
2.9. | Особенности периодизации изобразительного искусства и архитектуры Древнего Египта | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
2.10. | Своеобразие культуры и искусства Месопотамии | Сам. работа | 1 | 6 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
2.11. | Египетский костюм | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
2.12. | Эстетика ювелирного искусства Месопотамии | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
Раздел 3. Своеобразие культуры древних ивилизаций: Древней Индии и стран Восточной и Юго-Восточной Азии | ||||||
3.1. | Единство в многообразии культуры и искусства Индии | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
3.2. | Особенности периодизации культуры Индии | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
3.3. | Особенности средневековой культуры Индии и сопредельных территорий | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-1 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
3.4. | Культура и искусство стран и регионов Юго-Восточной Азии | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
3.5. | Культура Мьянмы | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-1 | Л3.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
3.6. | Особенности культурного развития Шри-Ланки | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-1 | Л3.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
3.7. | Древняя архитектура ранних городских центров Индостана. Особенности планировки, архитектуры и скульптуры и керамики Хараппы, Мохенджо-Даро | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-1 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
3.8. | Культура и искусство Тайланда | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-1 | Л3.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
3.9. | Искусство Индонезии | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-1 | Л3.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
3.10. | Особенности культуры Камбоджи | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-1 | Л3.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
Раздел 4. Особенности формирования и развития художественной культуры народов, исповедующих ислам в VII-XIII в. | ||||||
4.1. | Своеобразие культуры и искусства стран ислама | Лекции | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
4.2. | Типологии архитектуры стран и регионов ислама | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
4.3. | Особенности культуры и искусства Арабского халифата | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
4.4. | Культура стран ислама: Египет, Турция, Иран, Мавританское искусство | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
4.5. | Значение каллиграфии в развитии искусства ислама | Сам. работа | 1 | 12 | ОПК-1 | Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
Раздел 5. Особенности периодизации и развития художественной культуры Китая. Характерные черты художественной культуры Кореи и Японии данного периода. | ||||||
5.1. | Общая характеристика культуры и искусства Китая | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-1 | Л3.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
5.2. | Периодизация культуры архаического и Древнего Китая | Сам. работа | 1 | 4 | ОПК-1 | Л3.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
5.3. | Культура и искусство средневекового Китая | Сам. работа | 1 | 8 | ОПК-1 | Л3.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
5.4. | Общая характеристика культуры и искусства Японии | Сам. работа | 1 | 12 | ОПК-1 | Л3.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
5.5. | Роль социокультурных факторов для формирования и развития культуры и искусства Японии | Сам. работа | 1 | 12 | ОПК-1 | Л3.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
5.6. | Эстетика японского изобразительного искусства | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
5.7. | Декоративно-прикладное искусство Японии | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
Раздел 6. Основные направления культурного развития стран Азии в ХХ-ХХI вв. Проблемы глобализациии сохранения традиций | ||||||
6.1. | Проблема изучения культуры Индии, Китая, Японии в ХХ-XXI вв. | Сам. работа | 1 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
6.2. | Влияние Востока на культуру Европы | Практические | 1 | 2 | ОПК-1 | Л3.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л2.2 |
6.3. | Экзамен | 1 | 18 | ОПК-1 | Л3.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Основные понятия исследования культуры стран и регионов Востока 2. Этапы изучения и теоретические проблемы исследования культур народов стран Азии 3. Формирование основных центров мировых культур 4. Основные понятия культурологии и искусствоведения 5. Историческая периодизация искусства Древнего Египта 6. Особенности формирования и развития стиля в Древнем Египте 7. Культура и искусство стран и народов Месопотамии 8. Эволюция стиля в культурах Месопотамии 9. Особенности периодизации изобразительного искусства и архитектуры Древнего Египта 10. Своеобразие культуры и искусства Месопотамии 11. Единство в многообразии культуры и искусства Индии 12. Своеобразие искусства Индии в период древности 13. Особенности средневековой культуры Индии и сопредельных территорий 14. Культура и искусство стран и регионов Юго-Восточной Азии 15. Культура Мьянмы и Шри-Ланки 16. Древняя архитектура ранних городских центров Индостана. Особенности планировки, архитектуры и скульптуры и керамики Хараппы, Мохенджо-Даро 17. Культура и искусство Тайланда и индонеции 18. Своеобразие культуры и искусства стран ислама 19. Типологии архитектуры стран и регионов ислама 20. Особенности культуры и искусства Арабского халифата 21. Культура стран исдама: Египет, Турция, Иран, Мавританское искусство 22. Святыни Мекки и Медины. Кибла и ее значение 23. Эстетика исламского орнамента 24. Значение каллиграфии в развитии искусства ислама 25. Общая характеристика культуры и искусства Китая 26. Периодизация культуры архаического и Древнего Китая 27. Культура и искусство средневекового Китая 28. Общая характеристика культуры и искусства Японии 29. Роль социокультурных факторов для формирования и развития культуры и искуства Японии 30. Эстетика японского изобразительного искусства 31. Декоративно-прикладное искусство Японии 32. Проблема изучения культуры Индии, Китая, Японии в ХХ-XXI вв. 33. Влияние Востока на культуру Европы |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
"Замки пустыни" Омейядов.. Величайшие мечети Египта/Ирана/Турции. Архитектурная композиция Тадж-Махала. Большая ступа в Санчи Декоративно-прикладное искусство стран Дальнего Востока в средние века. Живопись в культуре Японии XVIII– XIX столетий. Знаменитые медресе Арабского халифата. Иерархия жанров китайской живописи. Канон и эстетические особенности в искусстве Древнего Египта Крепостное и дворцовое зодчество Индии в XII-XVI вв. Летние императорские дворцы Пекина Особенности архитектуры периода Асука (на примере монастырского комплекса Хорюдзи). Особенности искусства Ахеменидов Особенности композиции "Запретного города" в Пекине Пещерные храмы Индии Самурайские замки Японии Светская культура стран Ближнего Востока в ХХ веке. Современное культовое зодчество в странах Дальнего Востока Театральные традиции Юго-Восточной Азии. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. в приложении |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Л.И. Акимова, И.Л. Бусева-Давыдова, Н.А. Виноградова и др. | История искусства: | Белый город, 2012 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=441774 |
Л1.2 | Садохин А.П. | Мировая культура и искусство: учебное пособие | М.: Юнити-Дана, , 2015. | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Деменова В. В. | ДОИСЛАМСКОЕ ИСКУССТВО ИНДИИ. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Виноградова, Н.А. | Китай, Корея, Япония: образ мира в искусстве. : Сборник научных статей | Прогресс-Традиция, , 2010. | biblioclub.ru |
Л2.3 | Толстикова Ирина Ивановна | Мировая культура и искусство: Учебное пособие | ИНФРА-М, 2018 | znanium.com |
Л2.4 | Коломиец Г. Г., Колесникова И. В. | Мировая культура и искусство: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | ОГУ, 2016 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | К.А.Мелехова | Искусство Востока XIX-XX вв. (Индия, Китай, Япония): прогорамма и методические рекомендации | Барнаул: Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2012 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Библиотекарь.Ру: [Электронный ресурс]. | bibliotekar.ru | ||
Э2 | Государственный музей Востока: [Электронный ресурс]. | www.orientmuseum.ru | ||
Э3 | Библиотека по культурологии: [Электронный ресурс]. | www.countries.ru | ||
Э4 | ibooks.ru - электронная библиотечная система учебной и научной литературы | ibooks.ru | ||
Э5 | Всеобщая история искусств | artyx.ru | ||
Э6 | Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом; - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); - работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом; - выполнение самостоятельных работ. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как: -уяснение цели и поставленной учебной задачи; -четкое и системное планирование самостоятельной работы; -поиск необходимой учебной и научной информации; -освоение собственной информации и ее логическая переработка; -использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач; -выработка собственной позиции по поводу полученной задачи; -представление, обоснование и защита полученного решения; -проведение самоанализа и самоконтроля В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает: -ознакомление с литературой по теме занятия (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно); -работу со словарями и справочниками; -овладение понятийным аппаратом; -аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование); -самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде; -учебно-исследовательская работа; -использование компьютерной техники, интернета и др. |