МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и история дизайна

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям)
ПрофильДекоративно-прикладное искусство и дизайн
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план44_03_04_ПО_ДПИиД-3-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 16 23
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 36 36
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 36 36 81 81 117 117
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 144 144 216 216

Программу составил(и):
доктор искусствоведения, Профессор, А.Л. Усанова

Рецензент(ы):
доктор искусствоведения, декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Теория и история дизайна

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) от 01.10.2015 г. N 1085

составлена на основании учебного плана:
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор искусствоведения, декан Л.И. Нехвядович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – сформировать у студентов целостное представление об этапах развития предметной среды и особенностях данного процесса в различные исторические эпохи.
Задачи курса:
- развитие у студентов навыка стилистического анализа предметной среды различных культур и исторических эпох,
- формирование основ теоретических знаний о дизайне как художественно-практической деятельности в культурно-историческом контексте.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-9 готовностью к формированию у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию
ПК-13 готовностью к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач
ПК-31 способностью использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- этапы и процессы формирования предметной среды в различные эпохи, а также особенности бытования различных видов дизайна в современном постиндустриальном обществе;
3.2.Уметь:
3.2.1.- выявлять определяющие черты и особенности формирования предметной среды в различные исторические эпохи;
- распознавать формообразующие тенденции предметного мира в определенный культурно - исторический период;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- применять полученные знания и навыки в процессе практической и исследовательской деятельности при подготовке к участию в студенческих конференциях, выставочных проектов и самостоятельных формах работы.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Введение. Область дизайна как вида художественно-творческой деятельности. Основные понятия и разделы дизайна. Истоки и движущие силы развития дизайна. Место дизайна в синтезе искусств Лекции 5 9 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
Раздел 2. История формирования предметной среды в доиндустриальную эпоху
2.1. История формирования предметной среды в доиндустриальную эпоху Лекции 5 9 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.2. Подготовка конспекта: Особенности формирования архитектурнопространственной среды: ордерная система культового зодчества, общественная и жилая архитектура. Практические 5 12 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.3. Формирование среды в эпоху ремесленного производства древних цивилизаций. Понятие вещи как объекта дизайна Сам. работа 5 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.4. Подготовка конспекта: Синтез функционального и эстетического в предметной среде Древнего Рима Практические 5 4 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.5. Подготовка конспекта: Принципы и средства формирования материальной культуры и стиля готики. Изучить конструктивную систему, строительное мастерство и христианскую символику готического собора. Проанализировать элементы формообразования городской среды. Выявить особенности интерьеров гражданского зодчества. Подготовка к практическому занятию Практические 5 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.6. Духовно-материальная культура эпохи Средневековья Сам. работа 5 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.7. Проанализировать процесс отделения ремесел от искусства, разрушение стилевого единства мира. Возникновение предпосылок проектной деятельности Сам. работа 5 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.8. Синтез красоты и пользы в формообразовании предметной среды эпохи Возрождения Сам. работа 5 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.9. Изучить теоретическое наследие Альберти, проектное наследие Леонардо да Винчи Сам. работа 5 6 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.10. Промышленная революция в Европе. Научно – технические открытия и изобретения конца XVII – начала XIX. Техника как искусство. Первые всемирные промышленные выставки Сам. работа 5 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.11. Научная революция XVII в.: механическая картина мира, прикладное значение открытий, предпосылки перехода от мануфактурного к машинному производству Сам. работа 5 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.12. Ремесленное производство и особенности развития материальной культуры в России Сам. работа 5 4 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
2.13. Особенности промышленного развития России и проблемы художественно-промышленного образования. Россия в международных промышленных выставках Сам. работа 5 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
Раздел 3. Предпосылки возникновения и становления дизайна ХIХ-начало ХХ вв.
3.1. Промышленный переворот XIX века. Эстетические принципы промышленного формообразования. 1-я Всемирная промышленная выставка Сам. работа 5 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
3.2. Теоретические концепции дизайна. Машиноборческие идеи в художественной культуре Англии (Д. Рескин). Социально-эстетические идеи У. Морриса. Теории о всеобщем синтезе форм материальной и художественной культур. Эстетика техники Г. Земпера. Формообразование машин: идеи слияния искусства и техники (Ф. Рело) Сам. работа 5 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
3.3. Первые теории дизайна. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 5 4 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
3.4. Составление конспекта: Роль движения за связь искусства и ремесел в Англии. Эстетика рациональной формы. Зарождение рационального мышления, основанного на практическом знании закономерностей формообразования. Подготовка к практическому занятию Сам. работа 5 4 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
Раздел 4. Развитие дизайна в первой половине ХХ века
4.1. Германия – экспериментально – практический центр мирового дизайна начала ХХ века Сам. работа 6 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
4.2. Подготовка конспекта: Теория и практика Баухауза и ВХУТЕМАСа Сам. работа 6 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
4.3. Наследие Баухауза и современный дизайн Сам. работа 6 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
4.4. Особенности развития предметно-художественного творчества в Советской России 10-20-х годов Сам. работа 6 6 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
4.5. Теоретические концепции советского дизайна. Производственное искусство в Советской России: теория и практика Сам. работа 6 6 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
4.6. Основные направления развития европейского и американского дизайна Лекции 6 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
4.7. Стилистические направления в дизайне 20-30-х годов. Интернациональный стиль. Арт-Деко Сам. работа 6 8 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
4.8. Возникновение промышленного дизайна в США; пионеры американского дизайна; становление организационных форм; школы дизайна Сам. работа 6 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
Раздел 5. Развитие дизайна во второй половине ХХ – начале ХХI вв.
5.1. Развитие дизайна в XX веке. Ведущие мировые школы дизайна и их особенности Сам. работа 6 6 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
5.2. Дизайн в странах Западной Европы. Сам. работа 6 7 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
5.3. Особенности скандинавского дизайна (А. Аалто, З. Арнио). Сам. работа 6 6 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
5.4. Дизайн Скандинавских стран Сам. работа 6 6 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
5.5. Феномен японского дизайна Сам. работа 6 6 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
5.6. Дизайн в Советском Союзе в 60-90-е годы XX века: метод художественного конструирования в деятельности ВНИИТЭ и отраслевых СХКБ. Экспериментальные дизайнерские практики в рамках метода «художественное проектирование»(опыт Сенежской студии и др.) Лекции 6 6 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
Раздел 6. Теоретические основания дизайна
6.1. Дизайн в системе культуры. Проектная культура. Проектность - целевая черта Лекции 6 10 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
6.2. Виды и типы дизайна. Видовая типология дизайна по объектно-сферному признаку: индустриальный (промышленный), средовой (дизайн интерьера, дизайн экстерьера, ландшафтный дизайн и т.д.), модельный дизайн (одежда, имидж, прическа и т.д.), графический. Практические 6 4 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
6.3. Дизайн как проектная деятельность. Специфика, методы и этапы дизайнерского проектирования. Изучение аналогов. Проектный анализ (исследование исходной ситуации), синтез - проектирование. Сам. работа 6 6 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
6.4. Актуальные проблемы современного этапа развития дизайна Практические 6 6 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
6.5. Проблемы соотношения дизайнерской деятельности с другими видами искусства, в исследованиях конца ХХ века Сам. работа 6 8 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
6.6. Новые формы дизайна в условиях постиндустриального общества. Веб-дизайн. Виртуальный дизайн Практические 6 6 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
6.7. Особенности определения дизайна как художественно-практической деятельности в английской теории искусства середины ХХ века Практические 6 2 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2
6.8. Современные формы дизайнерской деятельности Сам. работа 6 8 ПК-9, ПК-13, ПК-31 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Захарченко, Т.Ю. История дизайна, науки и техники в 4-х частях. Ч.1: учеб. пособие Москва : ФЛИНТА// ЭБС "Лань", 2014 e.lanbook.com
Л1.2 Сложеникина, Н.С. Основные этапы истории российского и зарубежного дизайна: учеб. пособие Москва : ФЛИНТА//ЭБС " Лань", 2014 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Усанова, Алла Леонидовна Основы композиции в дизайне: учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
Л2.2 Костина, Н.Г. Фирменный стиль и дизайн: учебное пособие Кемерово : КемГУ,ЭБС Лань, 2014 https://e.lanbook.com/book/93556.
Л2.3 Жданова, Н.С. Методика обучения учащихся основам дизайна : учебное пособие Москва : ФЛИНТА, ЭБС Лань, 2015 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Усанова А. Л. История и теория дизайна: программа и метод. рекомендации для студентов дневной формы обучения Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2009 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Теория и история дизайна lib.vvsu.ru
Э2 Теория и история дизайна . http://stvservice.ru/teorij_dizaina.html
Э3 Теория и история дизайна rosdesign.com
Э4 Теория и история дизайна design-theory.ru
Э5 Теория и история дизайна design-theory.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Справочная - информационная система "Гарант" - http://ivo.garant.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- выполнение самостоятельных работ.
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций представлены в фонде оценочных средств.Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как:
- уяснение цели и поставленной учебной задачи;
- четкое и системное планирование самостоятельной работы;
- поиск необходимой учебной и научной информации;
- освоение собственной информации и ее логическая переработка;
- использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
- выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
- представление, обоснование и защита полученного решения;
- проведение самоанализа и самоконтроля
В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
- самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса. Необходимые для занятий информационные материалы предоставляются студентам в электронном виде;
- учебно-исследовательская работа;
- использование компьютерной техники, интернета и др.