МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русское искусство в контексте культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра культурологии и дизайна
Направление подготовки50.04.03. История искусств
ПрофильКреативные индустрии и менеджмент в сфере искусства
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план50_04_03_КИиМвСИ-1-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 101
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 101 101 101 101
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
кандидат искусствоведения, доцент, Р.Ю. Волоснов

Рецензент(ы):
д.иск, Декан, Л.И. Нехвядович

Рабочая программа дисциплины
Русское искусство в контексте культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 50.04.03 История искусств (Приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 N 561)

составлена на основании учебного плана:
50.04.03 История искусств
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
кандидат искусствоведения, доцент И.В. Черняева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра культурологии и дизайна

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой кандидат искусствоведения, доцент И.В. Черняева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения дисциплины является теоретическое освоение обучающимися сведений о различных видах русского искусства, необходимых для понимания их роли в истории культуры России. Для достижения цели ставятся задачи: изучить необходимый понятийный аппарат дисциплины; получить представление о русском искусстве; сформировать умение выделять структуру различных видов русского искусства; сформировать умение анализировать стили и историческое происхождение произведений русского искусства.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.02.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий
ПК-3 Способен осуществлять процесс генерации творческих концепций и их реализацию;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.наиболее яркие произведения русского искусства; характерные особенности русского искусства древности и современности
3.2.Уметь:
3.2.1.самостоятельно работать с учебной, справочной и учебно-методической литературой. ориентироваться в существующих программных средствах по каталогизации сведений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.понятийным аппаратом в области русского искусства; навыками поиска и выявления информации по теме русской культуры и искусства

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Дореволюционное русское искусство в контексте культуры
1.1. Древнерусское искусство в контексте культуры Лекции 4 4 УК-1, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.2. Древнерусское искусство в контексте культуры Практические 4 2 УК-1, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.3. Средневековое русское искусство в контексте культуры Сам. работа 4 20 УК-1, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.4. Русское искусство XVIII века в контексте культуры Сам. работа 4 20 УК-1, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.5. Русское искусство XIX - начала XX века Практические 4 2 УК-1, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л3.1
1.6. Русское искусство XIX - начала XX века Сам. работа 4 20 УК-1, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л3.1
Раздел 2. Русское искусство XX века в контексте культуры
2.1. Русское искусство 20-30-х годов XX века в контексте культуры Лекции 4 4 УК-1, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л3.1
2.2. Русское искусство середины XX века в контексте культуры Практические 4 2 УК-1, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л3.1
2.3. Русское искусство середины XX века в контексте культуры Сам. работа 4 20 УК-1, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л3.1
2.4. Русское искусство второй половины XX века в контексте культуры Сам. работа 4 21 УК-1, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л3.1
2.5. Русское искусство второй половины XX века в контексте культуры Лекции 4 2 УК-1, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л3.1
2.6. Экзамен Экзамен 4 27 УК-1, ПК-3 Л1.2, Л1.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Березовая, Л. Г. История русской культуры. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Т. М. Степанская, Л. И. Нехвядович Введение в историю искусства: учеб. пособие: АлтГУ.- Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2008 elibrary.asu.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Москалюк М.В. Русское искусство конца XIX – начала XX века: учебное пособие СФУ // ЭБС Университетская бибилотека он-лайн, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364036
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Арт Каталог www.art-katalog.com
Э2 Советская живопись dianov-art.ru
Э3 Электронный курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows,
7-Zip,
AcrobatReader.
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).
4. Система поиска информации в сети интернет (включая русскоязычный интернет) Google (https://www.google.ru/).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
- На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточный контроль.
- Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у преподавателя или в методическом кабинете).
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации.
- Продумайте свой ответ , его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.