МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История искусства
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планv54_03_02_ДПИ-5-2020
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 149
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 18 20 18
Практические 20 18 20 18
Сам. работа 149 45 149 45
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 108 216 108

Программу составил(и):
к.иск., доц., Степанская А.Г.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
История искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 54.03.02 ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 г. № 10)

составлена на основании учебного плана:
54.03.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.

1. Цели освоения дисциплины

1.1.дать представление о развитии искусства от древности до современности с учетом культурного контекста различных эпох
систематизировать и обобщить теоретический материал по истории искусства
научить студентов оценивать достижения искусства, анализировать различные явления художественной культуры

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3: способностью собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теорию и историю искусства, художественный язык, выразительные средства в различных видах искусства
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и описывать произведения искусства, используя основные понятия искусствознания
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с учебно-методической, научной литературой, информационными ресурсами по проблематике курса и использования полученных знаний в практической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Предмет истории искусства. Введение в курс.
1.1. Предназначение искусства. Предмет и специфика языка искусства. Предпосылки зарождения искусства. Функции искусства. Виды и жанры искусства. Искусство в системе культуры. Лекции 1 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Основные понятия и категории искусства, историко-художественные эпохи и этапы, стилистические направления. Подготовка презентационного материала к экзаменационному билету. Практические 1 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 1 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Первобытное искусство.
2.1. Периодизация первобытного искусства. Палеолитическая пещерная живопись и скульптура. Формы предыскусства. Образ зверя и человека в монументальном и мобильном искусстве палеолита. Петроглифы и наскальные росписи мезолита и неолита. Неолитическая керамика. Декоративно-прикладное искусство эпох неолита, бронзы и железа. Мегалитическая архитектура. Лекции 1 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.2. Описать стилистически и оценить критически явления художественной жизни на основе знания исторического контекста их создания; выявить историко-стилистические параллели в изобразительном искусстве. Подготовка презентационного материала к экзаменационному билету. Практические 1 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 1 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 3. Искусство Древнего Египта.
3.1. Традиционная хронология Древнего Египта. Возникновение египтологии. Деятельность первых египтологов. Архитектура Древнего царства. Особенности скульптуры Древнего царства. Архитектура Среднего царства. Храмовые комплексы и скальные гробницы Нового царства. Реформы Эхнатона, амарнский период в истории египетского искусства. Общая характеристика позднего периода. Египетское искусство в период эллинизма. Лекции 1 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.2. Систематизация основных знаний по истории развития искусства. Особенности развития искусства в Древнем Египте. Подготовка презентационного материала к экзаменационному билету. Практические 1 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
3.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 1 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 4. Античное искусство.
4.1. Общая характеристика крито-микенского искусства. Ордерные конструкции в древнегреческой архитектуре. Памятники афинского акрополя. Скульптура древнегреческой архаики. Древнегреческая расписная керамика VII-IV вв. до н.э. Геометрический стиль. Поиск новых форм в скульптуре высокой классики. Общая характеристика скульптуры греческого эллинизма. Основные представители, памятники. Категория портретности в греко-римском искусстве. Устройство древнегреческого театра. Открытия в архитектуре Древнего Рима. Основные памятники римской архитектуры. Помпейская фреска и мозаика. Искусство христианского Рима. Лекции 1 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.2. Характеристика памятников архитектуры и изобразительного искусства Древней Греции и Древнего Рима и их авторов. Подготовка презентационного материала к экзаменационному билету Практические 1 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
4.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 1 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 5. Дороманское и романское искусство Западной Европы.
5.1. Периодизация искусства западноевропейского средневековья. «Великое переселение народов» и варварская культура. Истоки формирования культуры зрелого средневековья. Общая характеристика дороманского периода. Искусство франков: меровингский и каролингский периоды. Ирландская миниатюра. Декоративно-прикладное искусство Скандинавии. Романика — первый общеевропейский стиль. Архитектура романского стиля. Базиликальный тип храма. Замковая архитектура. Фресковая живопись церквей и декоративно-прикладное искусство. Миниатюра Франции и Италии. Особенности романской скульптуры Франции. Реконкиста и искусство Испании средних веков. Лекции 1 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.2. Анализ основных понятий и категорий искусства, историко-художественных стилей и этапов их развития. Подготовка презентационного материала к экзаменационному билету. Практические 1 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
5.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 1 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 6. Готическое искусство Западной Европы.
6.1. Изменения в конструкции культовых готических зданий. Ранняя, зрелая и поздняя готика. Собор Нотр-Дам-де-Пари. Соборы в Реймсе и Амьене. Собор в Кельне. Особенности английской готической архитектуры. Нарастание реалистичности в изобразительном искусстве. Скульптура готических храмов. Развитие статуарной пластики. Скульптура соборов Нотр-Дам-де-Пари, Реймса и Амьена, Страсбурга. Особенности немецкой готической скупльтуры. Миниатюра готической эпохи. Мастерская Жана Пюселя. Братья Лимбурги. Чешская готическая живопись. Лекции 1 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.2. Обосновать собственное суждение по поводу готического искусства Западной Европы, охарактеризовать скульптуру готических храмов.Подготовка презентационного материала к экзаменационному билету. Практические 1 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
6.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 1 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 7. Искусство эпохи Ренессанса
7.1. Вопрос о Возрождении в современном искусствоведении. Гуманистические взгляды эпохи Возрождения. Новые веяния в архитектуре Возрождения. Брунеллески. Открытия Джотто в области живописи. Общая характеристика кватроченто. Вклад Боттичелли в развитие итальянской живописи. Творческий путь Леонардо да Винчи. Основные работы Микеланджело. Характерные особенности живописи Рафаэля. Открытия венецианской школы (Джорджоне, Тициан). Феномен "Северного Возрождения". А.Дюрер - новое слово в живописи Северной Европы. Темы и образы живописи И.Босха. Особенности образной системы П.Брейгеля. Лекции 1 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
7.2. Выявить историко-стилистические параллели в изобразительном искусстве Северного Возрождения. Подготовка презентационного материала к экзаменационному билету Практические 1 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
7.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 1 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 8. Искусство Византии и Русское искусство до 18 века.
8.1. Особенности византийской культуры. Культурное влияние Византии. Базиликальный и центрический храмы. Происхождение крестово-купольного храма. Система выразительных средств византийской живописи (иконопись, смальтовая мозаика). Архитектура Византии. Трехнефная базилика. Лекции 1 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
8.2. Анализ выразительных средств Византийской храмовой живописи, иконописи, книжной миниатюры. Подготовка презентационного материала к экзаменационному билету Практические 1 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
8.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 1 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 9. Стили в европейском искусстве 17 века. Искусство Барокко. Реализм в искусстве Голландии и Испании.
9.1. Барокко как направление в искусстве. Новые представления о времени и пространстве. Специфика восприятия натуры и ее перевоплощение в барокко. Портрет и его функция. Караваджо, Ж. Латур. Академия братьев Караччи. Гвидо Рени, Рубенс, Ван Дейк. Лоренцо Бернини как мастер барокко. Натюрморт как барочный жанр. Место Рембрандта в истории европейской станковой живописи. Бытовой, пейзажный и натюрмортный жанры в искусстве «малых голландцев». Творчество Веласкеса. Лекции 1 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
9.2. Хрестоматийный ряд памятников архитектуры и изобразительного искусства эпохи Барокко и их авторов.Подготовка презентационного материала к экзаменационному билету Практические 1 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
9.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 1 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 10. Стили в Европейском искусстве 18 века. Искусство Рококо и Классицизм во Франции.
10.1. Особенности искусства XVIII в. Творчество А.Ватто. Декоративно-прикладное искусство рококо. Севрский фарфор. Творчество Ф.Буше и Ж.Б.Фрагонара. Мелкая пластика Э.М.Фальконе. Техника пастели в творчестве М.Э.Фальконе. Творчество Ж.Б.Шардена. Н.Пуссен как родоначальник классицизма во французской живописи. Архитектура классицизма. Темы, идеи, образы живописи Ж.Л.Давида. Классицизм и рококо в творчестве Ж.Гудона. Лекции 1 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
10.2. Особенности искусства Рококо. Образный строй изобразительного искусства классицизма. Подготовка презентационного материала к экзаменационному билету Практические 1 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
10.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 1 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 11. Стили и направления в западноевропейском искусстве первой половины — середины 19 в.
11.1. Политическое, экономическое и духовное состояние Европы после Великой французской буржуазной революции. Романтизм как направление в искусстве и литературе. Понятие "немецкой романтической школы". Влияние философских идей Канта, Шеллинга, Фихте и Шлейермахера на становление романтической концепции мира и человека. Типологические параллели в литературе и живописи немецкого романтизма. Каспар Давид Фридрих. Творческий путь Э.Делакруа. У.Тернер - новое слово в маринистике. Сравнительная характеристика романтизма и реализма. Реалистическая живорпись Ж.Ф.Милле. Лекции 1 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
11.2. Анализ общих связей и закономерностей развития смежных искусств в Западной Европе начала XIX века. Практические 1 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
11.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 1 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 12. Европейское искусство рубежа 19- 20 вв.
12.1. Основные тенденции в зарубежной культуре и искусстве XX века. Кубизм П.Пикассо. Фовизм А.Матисса. А.Бретон, М.Эрнст, С.Дали. Зарождение поп-арта. Инсталляции М.Дюшана. Поп-арт и кич. Э.Уорхол, Р.Раушенберг, Х.Арп. Лекции 1 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
12.2. Характерные особенности искусства рубежа XIX - XX веков. Элитарное и массовое искусство. Подготовка презентационного материала к экзаменационному билету Практические 1 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
12.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 1 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 13. Искусство России 18 века.
13.1. Реформы Петра I. Западноевропейские влияния. Рост национального самосознания. Светское искусство — качественно иная культура нового времени. Составляющие русской культуры периода Нового времени. Новые функции архитектуры, градостроительство. Академия Художеств как первый художественный центр. Рококо, классицизм, сентиментализм. Архитектура русского классицизма. В. Баженов, М. Казаков. Живопись 18 в. И. Никитин, А. Матвеев, И. Вишняков, А. Антропов, И. Аргунов, Ф. Рокотов, П. Ротари, Г. Гроот, Д. Левицкий, В. Боровиковский. Историческая живопись, бытовой жанр, пейзаж. Графика. Русские скульптуры 2-ой половины 18 века. Лекции 1 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
13.2. Выработка собственного понимания и оценки художественных явлений в русском искусстве XVIII века. Подготовка презентационного материала к экзаменационному билету. Практические 1 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
13.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 1 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 14. Русское искусство 19 в.
14.1. Русское искусство позднего классицизма. Отечественная война 1812 года как основной критерий эволюции русского искусства первой трети XIX века. Восстание 1825 года и его влияние на русское искусство. Лекции 1 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
14.2. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 1 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
14.3. Развитие романтических тенденций в русском изобразительном искусстве XIX века. Подготовка презентационного материала к экзаменационному билету Практические 1 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
14.4. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 1 4 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 15. Отечественное искусство 20 в.
15.1. Искусство Запада и сходные процессы в русском изобразительном искусстве. Модерн. Абрамцевский кружок. «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза», «Бубновый валет». «Русские сезоны» С. П. Дягилева в Париже. Творчество В. Серова, М.Врубеля, П.Кончаловского, В.Борисова-Мусатова. Лекции 1 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
15.2. Русский авангард. Супрематизм К.Малевича. Абстрактное искусство В. Кандинского. Утверждение социалистического реализма в искусстве 1930-х гт. Тема Великой Отечественной войны в советской живописи. «Суровый стиль». Лекции 1 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
15.3. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 1 5 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
15.4. Творческое наследие художников модерна начала XX века. Творческие искания художников-авангардистов в XX веке. Подготовка презентационного материала к экзаменационному билету Практические 1 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 16. Искусство Алтая.
16.1. Традиций Академии художеств на Алтае. Ансамбль Демидовской площади. Первые профессиональные живописцы на Алтае. Творчество Г.Гуркина, А.Никулина. Лекции 1 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
16.2. Художественная жизнь Алтая первой половины XX в. Деятельность Союза художников на Алтае. Роль Новоалтайского художественного училища в художественной жизни Алтая. Современная алтайская живопись. Лекции 1 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
16.3. Творческое наследие художников Алтая. Подготовка презентационного материала к экзаменационному билету Практические 1 1 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
16.4. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 1 6 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1
16.5. Экзамен 1 27 ПК-3 Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
см. приложение
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств
см. приложение
Приложения
Приложение 1.   53_03_02_МИИ-4-2019.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. В. Ильина История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: учебник // ЭБС "Юрайт" 2018, 2011 http://www.biblio-online.ru/book/46694ABC-134E-493E-A829-EB9427EF1612?
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ильина Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней: Учебник М. "Юрайт" //ЭБС "Юрайт", 2018 https://biblio-online.ru/book/46694ABC-134E-493E-A829-EB9427EF1612
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Нехвядович Л.И. Искусствоведение: Методические указания по выполнению письменных работ : для очно-заочного и заочного отд-ний, обучающихся по направлению и спец. "Искусствоведение" Барнаул : Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2012 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/4972
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Искусство.ru www.iskusstvu.ru/
Э2 Исторические и современные здания http://www.antica.lt/
Э3 Всемирная история www.historic.ru/
Э4 Курс «История культуры и искусства» в Moodle https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3784
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения курса большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов при подготовке к лекционным занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной. Однако за основу можно взять общий модуль, который включает:
1. Изучение конспекта лекций, ознакомление с литературой по теме лекции (как рекомендуемой, так и найденной самостоятельно);
2. Изучение основных требований к личности специалиста, уровню его профессиональной подготовки
3. Изучение основы культуры учебного труда и отдыха, самоменеджмента, организации самовоспитания, самообразования, саморазвития в вузе;
4. Составление развернутого плана по каждому из предложенных к обсуждению вопросов, выделение в них главного, наиболее существенного; подготовку презентации;
5. Использование при самостоятельной подготовке мультимедиа средств обучения
Организация самостоятельной работы студента (СРС) по дисциплине
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций с учетом заданий на дом;
- работу со словарями и справочниками; овладение понятийным аппаратом;
- аналитическая работа с источниками (аннотирование, реферирование);
- подготовку и написание рефератов, эссе, глоссария.
Дисциплина обеспечена учебно-методической и справочной литературой в объеме, достаточном для обеспечения выполнения студентами всех видов самостоятельной работы:
- наличие учебно-методических материалов, тем рефератов со списком рекомендуемой литературы;
- используемые библиотечно-информационные ресурсы представлены как в традиционной, так и в электронной и мультимедийной формах.