МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История русской музыкальной культуры

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки51.03.01. Культурология
ПрофильКреативный менеджмент: продюсирование
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv51_03_01_КМП-5-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 26
самостоятельная работа 82
Виды контроля по семестрам
зачеты: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 14 14 14 14
Сам. работа 82 82 82 82
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.иск., проф., Будкеев С.М.

Рецензент(ы):
к.иск., доц., Черняева И.В.

Рабочая программа дисциплины
История русской музыкальной культуры

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.01 Культурология (уровень бакалавриата) (Приказ Минобрнауки России от 03.12.2015 № 1412)

составлена на основании учебного плана:
51.03.01 Культурология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Срок действия программы: 2020-2021 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доц. Черняева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель преподавания дисциплины - изучение исторических закономерностей русской музыкальной культуры в контексте национальных, региональных, стилистических особенностей, изучение ярких и разнообразных проявлений русской музыкальной культуры в каждую конкретно-историческую эпоху от установления русской государственности до наших дней.
Для реализации основной цели курса, необходимо решить следующие задачи:
1. дать представление об основных этапах развития, видах, стилях и жанрах музыки в русской музыкальной культуре;
2. формировать способность понимать русскую музыкальную культуру и приобщать студентов через искусство к эмоционально-нравственному историческому опыту;
3. ознакомить с наиболее яркими шедеврами русской музыкальной культуры;
4. изучить взаимосвязь и взаимовлияние художественных традиций, сюжетов и образов русской музыкальной культуры;
5. сформировать представление об общих закономерностях художественного развития русской музыкальной культуры в контексте социальной и культурной истории;
6. показать место и роль русской музыкальной культуры в рамках мировой культуры;
7. способствовать всестороннему развитию студентов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью владеть теоретическими основа и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик
ПК-16 способностью к реализации социально-культурных и художественно-творческих программ в социокультурной сфере
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.историю русской музыки XVIII-XIX веков ;
историческое значении произведений русской музыкальной культуры, преемственность художественных традиций, сюжетов и образов разных исторических эпох.
3.2.Уметь:
3.2.1.
1. Умение осознанно воспринимать лекционный материал и углублять его в процессе самостоятельной работы и семинарских занятий;
2. Определять историческое значение произведений русской музыкальной культуры;
3. Уметь анализировать музыкальное произведение, находить в нем черты эпохи, стиля и авторского своеобразия;
4. Видеть преемственность художественных традиций, сюжетов и образов исторических эпох
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками работы с музыковедческой литературой, в том числе нотной, текстом клавира, симфонической партитурой
навыки усвоения основных теоретических понятий курса

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История русской музыкальной культуры
1.1. Культура, художественная культура, музыкальная культура в контексте социально-исторических условий России. Лекции 10 2 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Периодизация русской музыкальной культуры. Содержательные компоненты русской музыкальной культуры. Сам. работа 10 18 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Виды и жанры музыкальной культуры
2.1. Единство и многообразие русской музыкальной культуры. Лекции 10 2 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Образная сфера искусства. Видовое и жанровое разнообразие русской музыкальной культуры. Сам. работа 10 2 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Музыкальная культура ранних княжеств
3.1. Народные истоки, Византийские влияния - формирование творческих стилей в регионах. Сам. работа 10 2 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
3.2. Скоморохи, Придворная музыка. Обучение основам теории музыки и композиции в церковных школах. Сам. работа 10 2 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Музыка придворная, театральная, бытовая
4.1. Драмы, канты, балеты Сам. работа 10 16 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Открытие публичного музыкального театра. Сам. работа 10 8 ОПК-1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Музыкальная культура Петровской эпохи
5.1. Влияние западной музыкальной культуры на российское профессиональное искусство Практические 10 2 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Знаки написания музыки и их эволюция. Сам. работа 10 2 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Глинка и развитие профессиональной музыкальной культуры
6.1. Образная сфера музыки глинкинского периода. Музыкальное окружение Глинки. Сам. работа 10 2 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2
6.2. Исторические условия организации «Могучей кучки». Основные направления её деятельности. Практические 10 2 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.3. Наиболее значительные композиторы XIX столетия и их вклад в развитие отечественной музыкальной культуры. Сам. работа 10 2 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.4. Музыкальный дилетантизм. Сам. работа 10 2 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 7. Рубеж XIX-XX столетий и новые тенденции в русской музыкальной культуре
7.1. Русские сезоны Дягилева в Париже и западные влияния на отечественную культуру. Сам. работа 10 2 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.2. Социальные функции исполнительского искусства. Способы существования музыкального произведения. Сам. работа 10 2 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.3. Музыкальный символизм. Практические 10 8 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.4. Новая проблематика в произведениях музыкального искусства. Песенное творчество. Хоровые коллективы. Формирование профессиональной и исполнительской школ. Лекции 10 4 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
7.5. Музыкальное творчество в годы Великой отечественной войны. Сам. работа 10 4 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 8. Музыкальная культура послевоенного периода до 1991 г.
8.1. Развитие патриотической тематики в композиторском творчестве. Эволюция популярной музыки и влияние западных образцов. Сам. работа 10 2 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.2. Профессиональное искусство и создание лучших образцов музыкального искусства. Сам. работа 10 4 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.3. Эволюция профессиональных школ в новейший период. Переоценка ценностей в видах искусств. Лекции 10 4 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.4. Перспективы развития отечественной музыкальной культуры. Как определить ориентиры в музыкальной сфере в новейший период. Проблема выбора в условиях информационной свободы. Сам. работа 10 12 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2
8.5. Осознанное самоограничение в посещениях концертно-зрелищных мероприятий как фактор выстраивания собственного вектора развития музыкальной культуры личности. Практические 10 2 ОПК-1, ПК-16 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Левая, Т.Н. История отечественной музыки второй половины XX века : учебное пособие Санкт-Петербург : Композитор//ЭБС "Лань", 2010 e.lanbook.com
Л1.2 Сокол, О.В. История русской музыки: учебное пособие Кемерово : КемГИК//ЭБС "Лань", 2010 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Майкапар А. Е. О музыке: учебное пособие М.: Директ-Медиа// ЭБС"Университетская библиотека он-лайн", 2011 biblioclub.ru
Л2.2 Садохин А.П. Мировая художественная культура: учеб. пособие для учащихся средних проф. учеб. заведений М.:ЮНИТИ-ДАНА // ЭБС "Университетская библиотека on-line", 2012 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История музыки: [Электронный ресурс]. istoriyamuziki.narod.ru
Э2 Культурная эволюция: [Электронный ресурс]. yarcenter.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы.
В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/
Самостоятельная работа студента включает в себя:
-уяснение цели и поставленной учебной задачи;
-поиск необходимой учебной и научной информации;
-освоение собственной информации и ее логическая переработка;
-использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач;
-выработка собственной позиции по поводу полученной задачи;
-представление, обоснование и защита полученного решения;
-проведение самоанализа и самоконтроля;
-работу со словарями и справочниками;
-овладение понятийным аппаратом;
-самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса;
-выполнение практических графических художественно-творческих работ;
-учебно-исследовательская работа;
-использование компьютерной техники, интернета и др.