Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 51.03.01. Культурология |
Профиль | Креативный менеджмент: продюсирование |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | v51_03_01_КМП-5-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 5 (10) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 12 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 14 | 14 | 14 | 14 |
Сам. работа | 82 | 82 | 82 | 82 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2020-2021 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2020 г. № 11
Заведующий кафедрой к.иск., доц. Черняева И.В.
1.1. | Цель преподавания дисциплины - изучение исторических закономерностей русской музыкальной культуры в контексте национальных, региональных, стилистических особенностей, изучение ярких и разнообразных проявлений русской музыкальной культуры в каждую конкретно-историческую эпоху от установления русской государственности до наших дней. Для реализации основной цели курса, необходимо решить следующие задачи: 1. дать представление об основных этапах развития, видах, стилях и жанрах музыки в русской музыкальной культуре; 2. формировать способность понимать русскую музыкальную культуру и приобщать студентов через искусство к эмоционально-нравственному историческому опыту; 3. ознакомить с наиболее яркими шедеврами русской музыкальной культуры; 4. изучить взаимосвязь и взаимовлияние художественных традиций, сюжетов и образов русской музыкальной культуры; 5. сформировать представление об общих закономерностях художественного развития русской музыкальной культуры в контексте социальной и культурной истории; 6. показать место и роль русской музыкальной культуры в рамках мировой культуры; 7. способствовать всестороннему развитию студентов. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
ОПК-1 | способностью владеть теоретическими основа и методами культурологии, категориями и концепциями, связанными с изучением культурных форм, процессов, практик |
ПК-16 | способностью к реализации социально-культурных и художественно-творческих программ в социокультурной сфере |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | историю русской музыки XVIII-XIX веков ; историческое значении произведений русской музыкальной культуры, преемственность художественных традиций, сюжетов и образов разных исторических эпох. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | 1. Умение осознанно воспринимать лекционный материал и углублять его в процессе самостоятельной работы и семинарских занятий; 2. Определять историческое значение произведений русской музыкальной культуры; 3. Уметь анализировать музыкальное произведение, находить в нем черты эпохи, стиля и авторского своеобразия; 4. Видеть преемственность художественных традиций, сюжетов и образов исторических эпох |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками работы с музыковедческой литературой, в том числе нотной, текстом клавира, симфонической партитурой навыки усвоения основных теоретических понятий курса |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. История русской музыкальной культуры | ||||||
1.1. | Культура, художественная культура, музыкальная культура в контексте социально-исторических условий России. | Лекции | 10 | 2 | ОПК-1, ПК-16 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
1.2. | Периодизация русской музыкальной культуры. Содержательные компоненты русской музыкальной культуры. | Сам. работа | 10 | 18 | ОПК-1, ПК-16 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 2. Виды и жанры музыкальной культуры | ||||||
2.1. | Единство и многообразие русской музыкальной культуры. | Лекции | 10 | 2 | ОПК-1, ПК-16 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
2.2. | Образная сфера искусства. Видовое и жанровое разнообразие русской музыкальной культуры. | Сам. работа | 10 | 2 | ОПК-1, ПК-16 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 3. Музыкальная культура ранних княжеств | ||||||
3.1. | Народные истоки, Византийские влияния - формирование творческих стилей в регионах. | Сам. работа | 10 | 2 | ОПК-1, ПК-16 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
3.2. | Скоморохи, Придворная музыка. Обучение основам теории музыки и композиции в церковных школах. | Сам. работа | 10 | 2 | ОПК-1, ПК-16 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 4. Музыка придворная, театральная, бытовая | ||||||
4.1. | Драмы, канты, балеты | Сам. работа | 10 | 16 | ОПК-1, ПК-16 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
4.2. | Открытие публичного музыкального театра. | Сам. работа | 10 | 8 | ОПК-1 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 5. Музыкальная культура Петровской эпохи | ||||||
5.1. | Влияние западной музыкальной культуры на российское профессиональное искусство | Практические | 10 | 2 | ОПК-1, ПК-16 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.2. | Знаки написания музыки и их эволюция. | Сам. работа | 10 | 2 | ОПК-1, ПК-16 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 6. Глинка и развитие профессиональной музыкальной культуры | ||||||
6.1. | Образная сфера музыки глинкинского периода. Музыкальное окружение Глинки. | Сам. работа | 10 | 2 | ОПК-1, ПК-16 | Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2 |
6.2. | Исторические условия организации «Могучей кучки». Основные направления её деятельности. | Практические | 10 | 2 | ОПК-1, ПК-16 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
6.3. | Наиболее значительные композиторы XIX столетия и их вклад в развитие отечественной музыкальной культуры. | Сам. работа | 10 | 2 | ОПК-1, ПК-16 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
6.4. | Музыкальный дилетантизм. | Сам. работа | 10 | 2 | ОПК-1, ПК-16 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 7. Рубеж XIX-XX столетий и новые тенденции в русской музыкальной культуре | ||||||
7.1. | Русские сезоны Дягилева в Париже и западные влияния на отечественную культуру. | Сам. работа | 10 | 2 | ОПК-1, ПК-16 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
7.2. | Социальные функции исполнительского искусства. Способы существования музыкального произведения. | Сам. работа | 10 | 2 | ОПК-1, ПК-16 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
7.3. | Музыкальный символизм. | Практические | 10 | 8 | ОПК-1, ПК-16 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
7.4. | Новая проблематика в произведениях музыкального искусства. Песенное творчество. Хоровые коллективы. Формирование профессиональной и исполнительской школ. | Лекции | 10 | 4 | ОПК-1, ПК-16 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
7.5. | Музыкальное творчество в годы Великой отечественной войны. | Сам. работа | 10 | 4 | ОПК-1, ПК-16 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
Раздел 8. Музыкальная культура послевоенного периода до 1991 г. | ||||||
8.1. | Развитие патриотической тематики в композиторском творчестве. Эволюция популярной музыки и влияние западных образцов. | Сам. работа | 10 | 2 | ОПК-1, ПК-16 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
8.2. | Профессиональное искусство и создание лучших образцов музыкального искусства. | Сам. работа | 10 | 4 | ОПК-1, ПК-16 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
8.3. | Эволюция профессиональных школ в новейший период. Переоценка ценностей в видах искусств. | Лекции | 10 | 4 | ОПК-1, ПК-16 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
8.4. | Перспективы развития отечественной музыкальной культуры. Как определить ориентиры в музыкальной сфере в новейший период. Проблема выбора в условиях информационной свободы. | Сам. работа | 10 | 12 | ОПК-1, ПК-16 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
8.5. | Осознанное самоограничение в посещениях концертно-зрелищных мероприятий как фактор выстраивания собственного вектора развития музыкальной культуры личности. | Практические | 10 | 2 | ОПК-1, ПК-16 | Л2.1, Л1.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см.приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Левая, Т.Н. | История отечественной музыки второй половины XX века : учебное пособие | Санкт-Петербург : Композитор//ЭБС "Лань", 2010 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Сокол, О.В. | История русской музыки: учебное пособие | Кемерово : КемГИК//ЭБС "Лань", 2010 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Майкапар А. Е. | О музыке: учебное пособие | М.: Директ-Медиа// ЭБС"Университетская библиотека он-лайн", 2011 | biblioclub.ru |
Л2.2 | Садохин А.П. | Мировая художественная культура: учеб. пособие для учащихся средних проф. учеб. заведений | М.:ЮНИТИ-ДАНА // ЭБС "Университетская библиотека on-line", 2012 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | История музыки: [Электронный ресурс]. | istoriyamuziki.narod.ru | ||
Э2 | Культурная эволюция: [Электронный ресурс]. | yarcenter.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками. Подготовку к каждому практическому занятию Вы должны начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса. Результат такой работы должен проявиться в Вашей способности свободно ответить на теоретические вопросы практикума, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания и контрольные работы. В процессе подготовки к практическим занятиям, Вам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у Вас отношение к конкретной проблеме/ Самостоятельная работа студента включает в себя: -уяснение цели и поставленной учебной задачи; -поиск необходимой учебной и научной информации; -освоение собственной информации и ее логическая переработка; -использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач; -выработка собственной позиции по поводу полученной задачи; -представление, обоснование и защита полученного решения; -проведение самоанализа и самоконтроля; -работу со словарями и справочниками; -овладение понятийным аппаратом; -самостоятельное изучение студентами отдельных вопросов, связанных с отдельными частями курса; -выполнение практических графических художественно-творческих работ; -учебно-исследовательская работа; -использование компьютерной техники, интернета и др. |